29 апреля

4/30/2010, No Comment

Отмечаем праздник святой Екатерины Сиенской, девы, Учителя Церкви и Покровительницы Европы.

Подвиг истинной христианки

В далёком XIV веке навряд ли кто из нас захотел бы оказаться... Многие страны Европы, в том числе и Италию, охватывали жестокие междуособные войны, одна партия старалась побороть влияние другой, убийства, насилие и жестокость стали обыденностью для многих. Ко всему прочему следует не забывать страшные эпидемии, нападавшие на без того измученную Европу. Одной из таких была чума, погубившая тысячи людей. Казалось, что человечность и христианская любовь исчезли среди людей, называвших себя христианами. Но, как белая лилия среди болотной воды, в истории Италии XIV века выделяется жизнь одной необыкновенной девушки. Она происходила из простой семьи, была болезненной, не получала высшего образования. Однако ее чистое сердце, любовь к Богу и людям, милосердие и сострадание сделали эту скромную монахиню наставницей многих высокопоставленных, богатых и могущественных людей. За утешением и советом к ней шли толпы, и все утомленные души монахиня согревала огнем любви настоящей христианки. Звали монахиню Екатерина...

Жизненный путь

Страшный 1347 год... В Италии бушует небывалая по силе эпидемия "черной чумы". Города вымирают один за одним: повсюду на дорогах тела умерших, грязь, заброшенные дома, люди, кто остался в живых, бегут из городов в села, спасаясь от болезни. В этот непростой для Европы год в семье простого красильщика сукна на свет появилась маленькая девочка. Это случилось в небольшом итальянском городе Сиена. При крещении младенца назвали Екатериной. Однако даже дата рождения девочки стала знаменательной. Она родилась в день Благовещения и одновременно Вербного Воскресения — 25 марта. Екатерина имела сестру-близняшку. Но она скончалась в младенчестве из-за слабости и недобора в весе. Несмотря на бушующую эпидемию и сложные роды маленькая Екатерина выжила, что для ее семьи стало большим чудом.

А теперь поговорим немного о семье девочки.

Её отец, Якопо ди Бенинказы, был красильщиком тканей. Однако семья Якопо была далеко не бедной. Красильщик имел достаток, был обеспеченным человеком, и вся семья жила в собственном доме, где размещалась мастерская — в квартале Фонте Бранда города Сиены.

Об отце ещё известно, что он умер в преклонных летах и отличался при жизни большой добротой и кротостью, за что его многие любили. Он никогда не употреблял бранных слов при разговоре, которые были тогда в ходу, в прочем как и сейчас, и эта привычка перешла и к его детям. Якопо, несмотря на свою специальность, отличался грамотностью и пробовал даже писать вирши (небольшие стихи).

Мать Екатерины, Лапа ди Пьяченти, умерла в 89 лет, хотя родила 25 детей. Екатерина была предпоследним ребенком. Семья отличалась благочестием, но не была предрасположена к аскетизму. Религиозное призвание пробудилось у Екатерины самостоятельно и очень рано.

Девочка-радость

С ранних лет Екатерина была весёлой, деятельной и очень доброй. Соседи и родственники старались часто уводить ее к себе в дом, чтобы любоваться умными детскими речами и наслаждаться ее веселым нравом. Жизнь в многодетной семье научила девочку искренней дружбе, пониманию других и человечности. Дети в семье очень уважали друг друга и своих родителей. Не чуждались они бедных, больных и сирот. В жизни св. Екатерины можно выделить следующий эпизод: её родители взяли в дом 10-летнего мальчика-сироту, по всей видимости, их дальнего родственника звавшегося Томмазо делла Фонте, который впоследствии стал монахом-доминиканцем и первым исповедником Екатерины. Дети с радостью приняли нового члена семьи, проявляя к нему внимание и ласку. Особенно же маленькая Екатерина была дружна со своей старшей сестрой Бонавентурой. Последняя с большим вниманием и заботой относилась к Екатерине, между сестрами появилась необыкновенная привязанность. Но Бонавентура повзрослела и была выдана родителями замуж. Муж девушки оказался ужасным человеком. Он отличался дурным нравом и жестокостью. Вскоре Бонавентура заболела от горя, потому что не могла переносить непривычные для нее непристойные слова и поступки мужа, которые она не наблюдала в своей семье раньше. Спустя немного времени Бонавентура умерла... Смерть любимой сестры поразила девочку, нрав ее стал меняться, однако коренной перелом в ее жизни связан с очень необычным событием.

Первое видение

Однажды шестилетняя Екатерина возвращалась вечером домой с братом. Уже темнело, однако дети шли спокойно, разговаривая между собой. Вдруг девочка внезапно увидала на небе, над церковью, в которой служили доминиканцы, прекрасный чертог, в котором на престоле сидел сам Христос в архиерейском облачении, окруженный апостолами. Забывшись, девочка остановилась, устремив глаза на небо. Ушедший вперед брат долго, но напрасно ее звавший, наконец, вернулся и, взяв ее за руку, повлек за собой. Тогда она, опустивши глаза, сказала ему: "О, если бы ты увидел то, что я вижу, ты не помешал бы мне". Она снова подняла глаза, но видение исчезло. Екатерина потом долго плакала и упрекала себя за то, что позволила отвлечься.

С этого явления начался перелом в жизни Екатерины; нрав ее изменился, она стала молчалива и задумчива, начала искать уединения для молитвы, меньше есть и играть с детьми. Ее пример повлиял на других детей города, и около нее стали собираться девочки-сверстницы, чтобы по ее указаниям произносить молитвы. Эти маленькие девочки старались особенно одеваться, внимательно молиться и всячески, конечно по-детски, угождать Господу так, как они умели.

Примерно в то же время Екатерина узнала про жизнь египетских отшельников и других великих святых, что так же повлияло на ее впечатлительную душу.

Девочка стала очень трепетно относится к священникам и монахам. Когда маленькая Екатерина видела монахов, то замечая где они шли, потом целовала след их ног. Мысль посвятить себя иночеству занимала ее детское воображение. Однажды она задумала идти в пустыню. Взяв кусок хлеба, она тайком выбралась из города и запряталась в уединенном месте. Но вечером ей стало страшно, и потому она вернулась. Вскоре у Екатерины появилось желание поступить в доминиканский монастырь, и это стало ее горячей мечтой.

Под влиянием этих еще детских мечтаний семилетняя Екатерина совершила решительный шаг. Пав на колени перед св. Девой, которая "первая из женщин посвятила Господу свою девственность", Екатерина просила ее дать ей в женихи ее Сына и принесла обет никогда не знать другого жениха и вечно оставаться девственницей ради Христа. Сколько решительности было в душе этой ещё совсем маленькой девочки!

Стремление к Богу

А как же к поведению Екатерины относились ее родители? Сначала они не обращали внимание на странное для многих поведение девочки, считая это детской причудой. Однако, когда дочь стала подрастать, мать Екатерины стала готовить из нее прележную хозяйку, светскую синьору и манерную невесту. Она учила Екатерину заботиться о своей внешности и носить различные наряды. Не имея успеха, так как девочка хотела быть монахиней и к нарядам относилась равнодушно, мать прибегала к помощи своей старшей замужней дочери, которую Екатерина очень любила. Девочка сначала поддалась настояниям сестры, но потом горько в этом раскаялась и еще решительнее стала отвергать всякие наряды, украшения и пышные причёски. Между тем родители начали присматривать женихов для Екатерины, ведь в средневековье замуж выходили рано, и когда убедились в полном нерасположении девушки к браку, то обратились за помощью к бывавшему в их доме доминиканскому монаху, который приходил просить милостыню для монастыря в их дом, да и вообще подружился с семьёй красильщика.

Монах, поговорив с девушкой, был поражен твердостью и искренностью ее намерений, благословив ее на иноческое служение. Екатерина, после разговора с монахом, обрезала свои волосы. Согласно обычаям того времени это означало, что она приняла постриг, являлась свободной от мирской суеты. Так намерения Екатерины открылись, и между ней и семьей началась настоящая война.

Чужая среди своих

Родители Екатерины всерьёз решили изменить нрав своей дочери, а предприняли они следующее: чтобы лишить девушку возможности уединяться и предаваться молитве, у Екатерины отняли ее комнату и заставили исполнять черную работу по дому и на кухне, для этого специально была уволена вся прислуга. Екатерина безропотно, с великой кротостью покорилась и исполняла тяжелую работу очень добросовестно.

Не имея своей комнаты, девушка ходила молиться в комнату своего младшего брата, днем во время его отсутствия, ночью во время его сна. Однажды отцу понадобилось что-то в комнате сына, он вошел в нее и увидел дочь на коленях в горячей молитве к Богу, а над ней парил белый голубь, который при приближении мужчины вылетел в окно и исчез. С тех пор отец отказался от борьбы с дочерью, видя что ее стремление от Бога.

По рассказам очевидцев известны несколько необычных явлений, произошедших в это время с Екатериной. Однажды, то ли из-за усталости, то ли глубоко задумавшись, девочка слишком низко склонилась над огнем очага, и пламя долго касалось ее лица, не обжигая его.

До настоящего времени существует дом Екатерины, но единственно неперестроенным в нем остался только этот очаг. На протяжении веков никто не осмелился прикоснуться к нему.

Когда отец девушки оставил ее в покое и не стал препятствовать ее желанию служить Господу, мать Екатерины оставалась непреклонной и пыталась переломить волю дочери. Она повезла ее с собой на лечебные воды (такие курорты в то время существовали), надеясь, что теплые серные ванны укрепят ее тело, улучшат здоровье, которое у Екатерины было слабым, и вызовут в ней желание жить, как все. Екатерина покорилась, но и в путешествии она не переставала молиться, убеждая мать дать ей возможность уйти в монастырь.

Первые шаги к монашеству

Когда Екатерине исполнилось 14, она стала думать о том, в каком монастыре принять постриг, если ее мать все же одобрит желание дочери. Мечтой девушки был доминиканский орден. При некоторых монастырях состояли общины женщин-мирян, стремившихся к аскетической жизни, но не связанных монастырским уставом. В Сиене существовала под руководством доминиканцев подобная женская община, состоявшая главным образом из пожилых вдов, которые жили в своих домах, но вели очень благочинный, строгий образ жизни. Они поверх платья носили шерстяной плащ, мантеллум, цветов доминиканского ордена - белый с черным, и потому назывались в народе "мантеллатами". Быть принятой в эту общину сестер-мантеллат стало заветным желанием для юной Екатерины.

Когда мать девушки совсем утратила надежду на то, что Екатерина изменит свой образ жизни и захочет выйти замуж, она уступила ее просьбам и отправилась к "сестрам" общины при монастыре просить, чтобы они приняли дочь в свою общину. Но те, к большой радости матери, решительно отказали, ссылаясь на то, что у них не в обычае принимать в свою среду девушек или молодых женщин, а только пожилых, с установившейся репутацией, жизненным опытом и твердой готовностью служить Богу. Мечта Екатерины разрушилась в одночасье...

Опасная болезнь

Девушка долго плакала о том, что ей не удалось стать членом общины. Расстройство нервной системы послужило тому, что здоровье девушки сильно пошатнулось. Екатерина опасно заболела. У нее поднялась высокая температура, она часто теряла сознание, и все тело ее покрылось мелкими волдырями, так что нельзя было узнать лица. Видя отчаяние матери, которая рыдала у постели больной дочери, Екатерина кротко попросила: "Если хотите, дорогая матушка, чтобы я выздоровела, устройте так, чтобы меня приняли в общину сестер, в противном случае я не сомневаюсь, что Господь и св. Доминик, которые зовут меня к себе, сделают так, что вы не увидите меня ни в том, ни в каком-либо другом одеянии".

Мать, конечно, перепугалась. Она уже была готова на все, чтоб только дочь выжила, так как ни лекарства, ни врачи не смогли помочь девушке. После этого мать, желая спасти дочь, стала так настоятельно упрашивать сестер общины сделать для Екатерины исключение, что те, тронутые ее просьбами, решили навестить больную. Увидев девушку, сестры общины сжалились над ней и позволили войти в свою общину. Екатерина, узнав о такой новости, быстро пошла на поправку, всей душой имея готовность послужить Господу.

Подвижническая жизнь

С первых же дней своей жизни в общине сестёр при доминиканском монастыре Екатерина предалась суровым подвигам. Ела она очень мало, мяса практически не употребляла, овощи ела только неваренные. Спала она совсем мало на жёсткой кровати без постели на голых досках. На теле долгое время девушка носила власяницу, а потом надела на шею тяжёлую железную цепь, которая часто ранила тело Екатерины, поэтому кожа временами сильно воспалялась. А молитва Екатерины была необычайно искренней, наполненной любовью и доверием к Богу. Вскоре девушку стали посещать видения. Их было достаточно много, но расскажем про некоторые из них.

Однажды Екатерина увидела в своей каморке, где она обычно молилась, лучезарное распятие Христа: "Дочь моя, Екатерина, видишь ли ты, как Я страдал за тебя, пусть же тебе станет легко выносить страдания ради Меня", - сказал ей Христос. "Дочь Моя, если ты хочешь приобрести доблесть мужества, то необходимо, чтобы ты приняла Меня как образец". Затем Христос говорил, что хотя Ему было бы легко уничтожить всех своих врагов, Он пожелал, однако, победить "путем креста", чтобы служить образцом для людей. "Если вы желаете стать мощными для победы над всякой вражеской силой, то считайте крест своим утешением, как и Я сделал. И чем более вы будете страдать ради Меня, тем более Мне уподобитесь".

Восприняв эти слова всем сердцем, девушка сама стала молить Бога о страданиях. Екатерина просила смерти, то есть избавления от тела, препятствовавшего полному слиянию ее души с божественным началом, но получила отказ. Она покорилась, умоляя Христа услышать лишь одну ее "маленькую просьбу": "Чтобы в этом веке, пока по Твоей воле я должна пребывать во плоти, Ты разрешил мне участвовать в страданиях, которые Ты перенес, не исключая последнего, для того, чтобы я, не будучи еще в состоянии соединиться с Тобой в небе, здесь, на земле, приобщилась бы к ним". И эта просьба была услышана. С того дня Екатерина стала ежедневно испытывать как в сердце, так и в теле, страдания, которые мучали ее тело. Страшную боль она принимала с великой радостью, считая её частью служения Господу, которого она возлюбила всем своим сердцем.

Невеста Христа

Подобно александрийской мученице, имя которой носила девушка, Екатерина обручилась с Христом. В это время ей было около двадцати лет. Она чувствовала, что в ее жизни должен произойти решающий перелом и продолжала искренне молиться Господу.

Обручение случилось следующим образом. Был карнавальный вечер 1367 г. В эти дни люди имели обыкновение устраивать пиры, танцевать и веселиться. Шум наполнял город и даже дом Екатерины. Молодая девушка в своей комнатке, глубоко сосредоточившись, повторяла свою молитву.

И вот в чудном видении перед ней явился Господь и сказал: "Ныне, когда остальные развлекаются, Я решил отпраздновать с тобой праздник твоей души".

Перед Екатериной предстало небесное воинство со святыми, которых она больше всего любила и которым часто молилась. При звуках псалмов Давида Богоматерь взяла ее правую руку и, протянув к Сыну, просила Его, чтобы Он удостоил ее обручиться с Ним в вере. И Христос надел ей на руку золотое кольцо с прекрасным алмазом и четырьмя жемчужинами и сказал: "Се, Я сочетаюсь с тобой браком в вере, Я - Творец и Спаситель твой. Ты сохранишь эту веру незапятнанной до тех пор, пока не взойдешь на небо праздновать со мной вечный брак".

Видение исчезло, но кольцо навсегда осталось на руке девушки. Кольцо было невидимо для других, но не для Екатерины. Таким чудесным образом Господь сподобил Екатерину стать Его невестой.

Христианская любовь

"Любовь никогда не остается бездеятельна, но всегда проявляется в великих делах", – часто повторяла св. Екатерина. Любовь и милосердие стали "парусами" ее жизненного "корабля", плывущего в Небесное Царство. Можно бесконечно говорить о добрых делах, совершенной святой, но мы вспомним лишь некоторые из них.

Однажды, когда Екатерина с одной из сестер своей общины возвращалась из церкви, ее остановил нищий и просил прикрыть его наготу. Она велела ему подождать, возвратилась в часовню "сестер" и там сняла с себя нижнюю шерстяную рубашку. Получив это подаяние, нищий не успокоился и стал еще просить, чтобы к шерстяному одеянию она дала ему и полотняное платье. Екатерина велела ему идти вслед за ней и, пришедши, отправилась туда, где хранилось белье отца и братьев, и дала нищему все для него нужное. Но тот продолжал приставать, прося дать еще и рукава к полученной шерстяной рубашке. Екатерина стала искать по всему дому и наконец увидела на вешалке новое платье служанки, отпорола от него рукава и дала их нищему. Но тому все еще было мало. Он стал просить Екатерину одеть и его товарища, который лежал неодетый в госпитале. Екатерина хотела исполнить и эту просьбу, но все домашние девушки, кроме отца, негодуя на ее расточительность, позапирали от нее всю свою одежду в сундуках. Екатерина была в большом затруднении - отдать платье служанки она не считала себя вправе, так как та сама была небогата, а снять с себя последнюю рубашку она, конечно, также не решалась, пока наконец духовная любовь не победила физического стеснения. Девушка отдала нищему всю свою одежду. Екатерина была вознаграждена небесным одеянием, которое принес ей Христос и после которого она, несмотря ни на какую стужу, обходилась зимой, как и летом, одним только платьем. Она не считала себя вправе носить верхнее платье, пока были на свете люди, которые в нем нуждались.

Можно привести в пример и другой случай. Екатерина в очередной раз сильно заболела, что с ней случилось достаточно часто. И вот, когда она лежала больная, с опухшим с головы до пят телом, так что не могла ступить на ноги (она страдала чрезмерной отёчностью внутренних тканей организма), ей передали, что по соседству живет вдова с голодающими детьми. Сердце Екатерины изныло от сострадания, и ночью взмолилась к своему Жениху, чтобы Он даровал ей на время столько здоровья, сколько было нужно для оказания помощи несчастным. Встав до рассвета, она наполнила пшеницей найденный в доме мешок, взяла вино, масло и все, что могло утолить голод, и рано утром отправилась в путь. Вначале ноша показалась ей легкой. Однако, по мере приближения к жилищу вдовы, ноша становилась все непосильнее, и она должна была почерпнуть новую силу в молитве. Добравшись наконец до дома вдовы, Екатерина нашла, к своему удовольствию, верхнюю половину двери незапертой, так что могла отодвинуть задвижку нижней половины и сложить в сенях свою ношу. Но от шума вдова проснулась, и заметив это, Екатерина, желая остаться незамеченной, хотела бежать. Силы, однако, совершенно оставили ее, и она не могла сдвинуться с места. Тогда Екатерина с грустной улыбкой обратилась опять ко Христу: "Зачем же, дорогой мой, ввел Ты меня в такой соблазн? Неужели Тебе угодно обнаружить простоту мою всем живущим здесь и всем тем, кто скоро здесь станет проходить?" Девушка не желала, чтоб её прославляли, но все добрые дела совершала ради славы Господа.

После того, как Екатерина помогла вдове, она с трудом дошла или, скорее, доползла до дома, прежде чем совсем рассвело, и упала на постель в изнеможении, однако все равно оказав помощь нуждающимся.

Первая сестра милосердия

Искренняя любовь и сострадание к людям Екатерины проявлялись и в других, более трудных подвигах. Она стала первой "сестрой милосердия" в настоящем, общепринятом смысле этого слова. Девушка ухаживала за больными и преимущественно за теми, от которых все близкие отказывались - за прокаженными, заразными и оставленными стариками. Так она проявила высокое самоотвержение во время чумы, свирепствовавшей в Италии в 1374 году, помогая многим больным и страждущим.

В уходе за болящими со стороны Екатерины требовалось огромное самопожертвование: прежде всего это борьба с физическим отвращением. Для подавления естественной брезгливости, внушаемой гнойными и зловонными ранами, пролежнями, девушке приходилось пересиливать себя, совершая дела милосердия. И это поистине настоящий подвиг.

Святая и преступники

Уход за больными для святой Екатерины был только первой ступенью к другой, более трудной заботе - попечению о душе ближнего. Из сестры милосердия Екатерина сделалась миссионером и с неменьшим рвением, чем от телесного недуга, старалась спасать людей от гибели духовной. Ее забота о душе ближних проявлялась сначала посредством заступничества за них в молитве, а позже и моральной поддержкой отчаявшихся перед трудными испытаниями.

В одно утро по улицам Сиены, мимо дома, в котором жила Екатерина, вели на казнь двух связанных по рукам преступников. За их ужасные злодеяния они были приговорены судом к жестокой казни, и уже по дороге к месту казни палачи мучили их раскаленными щипцами и другими орудиями пыток. Однако, как и в темнице, так и на пути к смерти преступники не хотели ничего слышать о покаянии и причащении, а, напротив, ожесточенные мучениями палачей громко кощунствовали и произносили страшные слова. Увидев это, Екатерина опустилась на колени прямо на улице, обращая свою молитву к Богу. Вдруг она увидела вокруг злодеев огромную толпу злых духов и не прекращала своей молитвы, пока не добилась прощения преступникам от Господа. Когда шествие уже приблизилось к воротам города, преступникам явился Христос, покрытый ранами, призывая их к покаянию и обещая прощение. На глазах у всех приговоренные, вместо кощунства, стали восхвалять Господа, и народ вокруг них стал дивиться происшедшей в них перемене, которую все по праву считали настоящим чудом.

Существует ещё одна интересная история на подобную тему, которую приведем ниже...

Невинно осужденный

Однажды в городе Сиене арестовали благородного юношу из Перуджии по обвинению в оскорблении одного из сиенских сенаторов и политического строя. Не известно, был ли это наговор или правда, однако такого обвинения было достаточно, чтобы приговорить юношу к смертной казни. Возмущенный несправедливостью и жестокостью приговора, юноша не хотел готовиться к казни, не принимал духовника. Екатерина посетила его в тюрьме, и вот сокращенный рассказ ее о последних минутах жизни этого несчастного:

"Я навестила того, о ком вы знаете, и это доставило ему такую силу и утешение, что он исповедался и привел себя в очень хорошее настроение. И он заставил меня во имя любви Господней обещать ему, что когда настанет время исполнения правосудия, то я буду с ним. Я обещала ему это, и так и сделала. Утром я пошла к нему до того, как раздался колокол, и это его очень утешило. Я повела его к обедне, и он приобщился святому причастию, которому он более никогда уже не приобщался. Воля его была покорна и согласна воле Божией, и в нем осталось только опасение оказаться недостаточно твердым в этом деле. Он просил: "Будь со мной и не покидай меня, тогда мне будет хорошо и я умру довольный". И он держал голову на груди моей. Чувствуя его страх, я говорила ему: "Ободрись, брат мой дорогой, ибо скоро мы пойдем на свадьбу. Ты окунешься в кровь Сына Божия, со сладким именем Иисуса на устах, которое, как я хочу, ты твердо будешь помнить, а я буду ждать тебя на месте правосудия". Тогда он утратил всякий страх, горе на лице его преобразилось в радость; он радовался, ликовал и восклицал: "Откуда мне такая милость, что сокровище души моей хочет ждать меня на святом месте правосудия?!"

Видите, как озарилась душа его, что он назвал святым место правосудия. И он сказал еще: "Я пойду туда радостным и бодрым, и то время, пока я не приду к тому месту, мне покажется как тысяча лет при мысли, что вы меня там будете ждать". Так я и ждала его на месте правосудия.

И потом он пришел, как кроткий агнец, и, увидав меня, улыбнулся и попросил, чтобы я его перекрестила. Сделав это, я ему сказала: "Ступай же на свадьбу, дорогой брат мой, скоро ты будешь в жизни вечной". Он опустился на колени с большой кротостью, а я обнажила его шею, наклонилась к нему и напомнила ему о крови Агнца. И уста его только произносили слова: "Иисус и Екатерина". Так он закрыл очи свои в Божием милосердии - последнее его слово было: "Я готов", и я приняла голову его в руки мои".

Так св. Екатерина стала последней утешительницей несчастного юноши. Она всегда была светом, любовью и заботой для тех, кто терял надежду. В ней многие обретали любящую, искреннюю и чистую заступницу перед Богом.

Знаток Священного Писания

Отвлечемся немного от истории о жизни необычной девушки Екатерины и поговорим о могущественном в те далёкие времена верховном инквизиторе.

Жил в XIV веке в Сиене некий монах брат Габриэле да Вольтера. Он был провинциалом ордена францисканцев и верховным инквизитором города Сиены. Монах считался одним из самых знаменитых богословов и проповедников того времени в Италии, отличался небывалым красноречием.

Брат Габриэле был человеком образованным и утонченным. Он жил роскошно, как кардинал, приехав в монастырь Сиены по назначению в качестве верховного инквизитора, монах даже приказал разрушить стены трех келий, чтобы построить из них себе одну большую. Его кровать была покрыта периной и отгорожена шелковым пологом, на полках размещалась маленькая, но драгоценная библиотека стоимостью в сотни дукатов, что по тем деньгам было целым состоянием.

Вместе с другим известным богословом Джованни Тантуччи фра Габриэле решил проверить слухи о мудрости Екатерины и, однажды придя к ней, стал спрашивать ее о сложных проблемах богословия и Священного Писания.

Девушка с небывалой кротостью и остроумием отвечала монаху. Екатерина, после ответов на вопросы по Священному Писанию, продолжала говорить, обращаясь к пришедшим с большой нежностью, которая, однако, поражала души, словно меч. Благочестивая девица говорила, насколько бесполезна и опасна жизнь того, кто заботится о внешней оболочке, а не о сути, как горько будет тем в последующей жизни, кто богатство и славу ставит выше спасения души. Вдруг собеседник ее, монах Габриэле, извлек ключ из кармана и спросил у спутников сиенской монахини: "Не сходит ли кто-нибудь в мою келью, чтобы продать все и раздать полученные деньги бедным?" Пожелание монаха было выполнено.

Впоследствии фра Габриэле отказался также от всех занимаемых им постов и стал монахом-прислужником в монастыре Санта Кроче во Флоренции.

Миротворица

Св. Екатерина была не только молитвенницей, утешительницей скорбящих и подвижницей. Многое она сделала и для восстановления мира в различных семьях, а в последующем, и среди разрозненных итальянских государств. А все началось с того, что святая помогла обрести мир семье некого сиенского юноши Стефана Маккони, который позже стал биографом Екатерины. После этого святую стали приглашать в различные богатые и бедные дома, в семьи, которые нуждались в восстановлении мира. Казалось в некоторых случаях, что мира между определенными родами, семьями и кланами и быть не может (а кровная вражда по-итальянски – вещь страшная, дело иногда доходило и до резни, убийств, вспомним хотя бы Капулетти и Монтекки из "Ромео и Джульетты"). Однако в тех домах, где побывала святая Екатерина, навсегда восстановливался мир.

Переезд в Пизу

Все чаще и чаще обращались к Екатерине со своими нуждами не только частные лица, но и государственные люди, синьории итальянских городов, все значительнее расширялся круг ее переписки и все чаще ей самой приходилось ради дел мира и блага ближних выезжать из Сиены. Так она получила в 1375 году приглашение приехать в Пизу, где многие лица, монахи и миряне, в особенности же инокини, не имевшие возможности приехать к ней в Сиену, желали ее видеть. Чтобы более убедительно повлиять на нее, ей писали, что ее приезд будет великим благом для души многих людей. И, хотя Екатерина всегда избегала переездов, она очень любила свой родной город, все же была вынуждена уступить стольким просьбам людей. В силу данного ей таким образом поручения, она и отправилась в Пизу, где была принята правителем с большим почетом и где она решилась выступить проповедницей в монастыре цистерцианцев на острове Горгоне. Здесь в Пизе, бывшей в то время морской державой и важным торговым и политическим центром, она имела больше возможностей познакомиться с великими интересами своего века и с выдающимися деятелями того времени. К ней, например, здесь обратился заехавший в Пизу на пути в Авиньон посол кипрской королевы, чтобы просить там папу о помощи против турок, и изложил ей положение дел на Востоке. Здесь созрела религиозно-политическая мысль Екатерины и перед ней прояснились великие задачи, которые она надеялась для блага церкви и мира осуществить посредством папской власти и которые отныне составляют содержание ее дальнейшей жизни.

Папа и Флоренция

В XIV веке положение папства было очень непростым. Уже 70 лет с небольшим перерывом папы пребывали в Авиньоне, и папство перешло в руки французов, стало представляться итальянцам чуждой властью, потому многие итальянские города стали враждебно относиться к Папам.

Семь раз подряд на папство избирались французы, и большинство кардиналов назначалось из французов. Курия приняла французский характер, и папство как бы навсегда укоренилось на берегах Роны во Франции. Постоянно, однако, стоял вопрос о возвращении папства в Рим. Два противоположных по своему характеру стремления не давали ему замолкнуть - римско-католическая преемственность и итальянский патриотизм.

Рим был столицей католичества, его колыбелью. Сила католичества и авторитет папы обусловливались связью с Римом и непрерывностью римской традиции. Власть пап была основана на идее их преемственности апостолу Петру, как первому римскому епископу.

Ко внутренним противоречиям, раздиравшим Италию, добавилось еще и недовольство властью иноземных пап, которое в конце концов переросло в открытое восстание. Зачинателем этого восстания выступила богатая Флоренция. Политика Флоренции имела двойной характер. Она была направлена, во-первых, против папы, как светского государя в Италии. Во-вторых, светская власть относилась враждебно к имущественным и юридическим льготам церкви и духовенства. Пользуясь разрывом с папой, флорентийская синьория установила жесткие порядки по отношению к духовенству, обложив налогами и полностью подчинив духовную власть светской, так что духовенство во Флоренции пребывало, если можно так сказать, на "птичьих правах".

Папа в ответ на выходки флорентийцев прибег к "духовному мечу", наложив на Флоренцию интердикт, и предал всех участников заговора церковному отлучению.

Последствия этого скоро обнаружились: отовсюду стали приходить во Флоренцию жалобы разоренных граждан. В самом городе начались банкротства, торговля прервалась, а вследствие этого приостановились работы, и бедствие, поразившее главным образом богатых, стало ощутимо для массы флорентийского народа, ведь с отлученными Папой еретиками никто не хотел иметь дел, тем более экономических.

При таких сложных обстоятельствах Екатерина приняла на себя трудное дело смягчения страстей и примирения флорентийской республики с папством. С этой целью Екатерина обращалась письменно к флорентийской синьории. В данных письмах следует отметить мысль, которая представляет собой основную идею и силу католицизма: восстание против Церкви и неповиновение наместнику Христову есть отречение от Христа и от крови Его, искупившей человечество. При глубоком убеждении Екатерины, что вне Церкви нет спасения и что непокорность духовенству и папе тождественна отпадению от Церкви, никакие справедливые жалобы, никакие обличения не могли поколебать ее преданности римскому престолу. "Я пламенно желаю, - писала Екатерина флорентийской синьории, - видеть вас истинными сыновьями, а не мятежниками против отца вашего, не нарушителями завета мира, а исполнителями его, связанными узами горячей любви. Вы хорошо знаете, что Христос оставил на земле наместника своего для спасения душ наших, ибо ни в чем ином не можем мы найти спасения, как в мистическом теле св. Церкви, глава которой - Христос, мы же - ее члены. И кто будет непослушен Христу на земле (папе), который занимает место Христа небесного, тот не будет иметь доступа к крови, пролитой Сыном Божиим".

Подобными и другими словами Екатерина призывала флорентийцев к миру. Она много так же увещевала Папу Григория XI не проявлять жестокость к флорентийцам, а отнестись к ним с пастырской любовью. Для этого она даже на время приехала к папскому двору в Авиньон.

Святая стала инициатором переезда Папы из Авиньона в Рим, что успокоило многие итальянские города. В последствии, после смерти Григория XI святая стала наставницей папы Урбана. Екатерина искренне выступала за проведение реформы в Церкви, так как к XIV веку многие люди потеряли по различным причинам уважение к священнослужителям. Папы с большим вниманием прислушивались к советам святой, и эти советы уберегли их от страшных ошибок.

Предсмертная болезнь

Много лет простая девушка Екатерина трудилась на благо своего народа, Церкви, при этом всей душой искренне служа Богу. Но в 33 года Екатерина была уже очень больной и измученной путешествиями и подвижнической жизнью. Здоровье ее пошатнулось: она страдала истощением и нервными расстройствами. В начале 1380 году ей становилось все хуже и хуже. А к началу Великого Поста её состояние все более приближало девушку к смерти.

Силы ее оставляли, но следуя своему многогодовому обычаю, она ежедневно на заре посещала мессу, после чего шла из доминиканского монастыря, где жила, к храму св. Петра (а она в то время жила в Риме) и оставалась там до вечера. "Мне бы не хотелось, - писала она, - уйти с этого места ни днем, ни ночью, пока мне не удастся сколько-нибудь вразумить этот народ и прикрепить его к Отцу. Тело мое остается без всякой пищи, даже без капли воды, с такими сладкими телесными мучениями, которые я не испытывала ни в какое другое время, и жизнь моя висит теперь на одном волоске".

С конца третьей недели поста Екатерина должна была прекратить посещения собора, так как с каждым днём ей было все хуже, и слегла. Ее тело было в полном оцепенении, с трудом двигадось, девушка переносила невыносимые страдания. Но душа ее бодорствовала и жила прежними заботами. Екатерина наставляла своих духовных детей и, как бы завещая свою волю, каждому указывала дальнейший путь в жизни.

К концу поста положение Екатерины ещё более ухудшилось. Она уже не могла говорить и глотать, только прослушивалось слабое дыхание в ее груди.

Накануне Пасхи прибыл по делам из Сиены ее прежний духовник Бартоломео. Он нашел ее лежащей неподвижно среди досок, сколоченных наподобие гроба. Она обрадовалась его приезду, но он не мог понять ее шепота, когда же наклонил ухо к ее губам, то услышал, что ей хорошо. Он предложил ей отслужить на другой день у нее в комнате пасхальную мессу и причастить ее. Когда в Светлое Воскресение Бартоломео начал служить обедню у переносного алтаря, который был предоставлен Екатерине папой в ее комнате, она лежала неподвижно, но когда он приступил к причащению, Екатерина, к удивлению всех, встала без чужой помощи и опустилась на колени перед алтарем.

Жизнь к ней как бы вернулась, и она в течении нескольких дней оживленно беседовала с духовником о нуждах и судьбе церкви. Но она не удерживала при себе близкого ей человека, который был ей так нужен в предстоявшую ей тяжелую минуту, ибо его участия требовали дела доминиканского ордена.

После отъезда духовника к Екатерине вернулось прежнее состояние неподвижности, в котором она пробыла почти шесть недель. Накануне Вознесения 29 апреля 1380 года она очнулась как бы от тяжелого страдания. К ней еще раз вернулось полное сознание. В прощании с матерью и друзьями, в покаянии и молитве провела она свои последние часы. В ее покаянии слышалось громче всего самообвинение, что она так мало сделала в жизни: "Ты, Господи, всегда призывал меня понуждать Тебя жгучим желанием, слезами и смиренными молитвами о спасении всего мира и об исправлении Церкви. Ты обещал, что в силу такой молитвы будешь милосерден к миру и дашь невесте Твоей новую красу; но я, несчастная, не исполнила этого желания".

Присутствующие около постели Екатерины в ее последние минуты слышали, как она долго повторяла: "Боже, смилуйся надо мной, не отнимай у меня память о Тебе!",а потом: "Господи, приди мне на помощь, Господи, спеши помочь мне!" "Тщеславие? Нет, но лишь истинная слава во Христе".

Переход в Вечную Жизнь

Екатерина Сиенская скончалась 29 апреля 1380 года. Предположительная причина смерти: физическое истощение. Многие люди: богатые, бедные, духовенство и миряне провожали святую в последний путь.

Сначала Екатерина была похоронена на римском кладбище Минервы, но её могила быстро стала местом паломничества многих христиан, и останки святой были перенесены в церковь Санта-Мария-сопра-Минерва, где они находятся под главным алтарём в роскошной раке. Мощи святой пострадали от средневековой привычки к разделению, и часть останков была перенесена на родину святой в Сиену, где её голова и палец хранятся в базилике Сан-Доменико. С доставкой её головы из Рима, места её смерти, на родину — в Сиену, связана легенда — будто бы сиенцы, убеждённые в том, что хотя бы часть её мощей необходимо доставить на родину, похитили голову усопшей святой. Они положили её в сумку, и будучи остановленными с целью досмотра римскими стражниками, взмолились святой о помощи (ведь разумеется, она тоже хотела домой). Когда стражники открыли сумку, та оказалась наполненной лепестками роз, а по приезде в Сиену там опять оказалась голова. Таким образом св. Екатерина хотя бы частью своего тела вернулась домой.

Почитание святой

Почитание Екатерины из Сиены началось сразу после её кончины. Особенно нежно почитали святую её ученики, а также монахи-доминиканцы, которые заказывали и распространяли её изображения различным художникам, начав также отмечать день её памяти 29 апреля — дату смерти Екатерины. Это происходило с поощрения генерала ордена доминиканцев, которым стал ближайший сподвижник бл. Раймонд Капуанский. Он закончил работу над её жизнеописанием Legenda Major в 1395 году. Это тщательно выверенное сочинение должно было способствовать юридической канонизации святой, о чем мечтали многие ученики Екатерины. Тем не менее, из-за продолжавшейся неразберихи в Италии в связи с Великой схизмой официально она была канонизирована только в 1461 году папой Пием II, другим уроженцем Сиены. День её памяти отмечался 29 апреля, но с 1628 года, чтобы не совпадать с днем памяти Петра Веронского, он был передвинут на 30 апреля; а с 1969 года снова возвращён обратно на 29 апреля.

В 1939 году Католическая церковь провозгласила её покровительницей всей Италии (совместно с Франциском Ассизским). В 1970 году папа Павел VI приобщил её (совместно с Терезой Авильской) к числу учителей церкви, каковая честь никогда до этого не даровалась женщинам.

Жизнь ради Господа

Святая Екатерина за свою жизнь написала очень много произведений. Одними из таких были ее письма. Она переписывалась со многими людьми. Но везде, во всех письмах, можно проследить одну линию: Екатерина много говорит о милосердии, любви, понимании, чистоте душе, которые следует иметь каждому христианину. И сама святая соответствовала в полной мере этим идеалам. Если подробно ознакомиться с историей жизни Екатерины Сиенской, то можно заметить одну удивительную деталь: ее поступки соответствовали всем Божьим заповедям, в том числе и Заповедям Блаженства, ведь девушка совершенно отказалась от всяких богатств ради Христа, но получила за это дары Вечности; она много плакала в молитве за болящих, скорбящих и отчаявшихся, но была утешена Христом; она имела в своем сердце кротость, однако стала наставницей многих богатых и славных людей; Екатерина всегда боролась за правду, и эти попытки имели успех; она была милостива ко всем людям, стяжала чистое сердце, для многих послужила миротворицей. Ради Христовой правды её притесняли поначалу даже родные, значит она была изгнана правды ради. И, наконец, она претерпела клевету, наветы, злословия, как от своих родственников, так и от некоторых завидовавших ей духовных "сестёр" и некоторых сановников папской курии. Однако девушка перенесла эти неприятности с большим смирением и упованием на Бога. Она возрадовались и возвеселилась в будущей жизни, ибо велика награда таким людям на Небесах!

Молитва:

Боже, через святую Екатерину Ты учишь нас, что познание истины о себе самих мы должны черпать в одновременном и чудесном узнавании себя в Тебе и Тебя в нас. По её молитвам дай нам благодаря сему правдивому познанию возрастать в добродетели и с каждым днём всё совершеннее любить Тебя и служить Тебе. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Читай также:

Л. Грыгель: «Жизнь и мысль св. Екатерины Сиенской»

Книга Житие св. Екатерины Сиенской, написанная блаженным Раймондом Капуанским, ее исповедником

Из наследия св. Екатерины, опубликованного на нашем блоге:

Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения

Молитвы:

Любовь Бога в Троице единого

Слуги невесты

Христос, спасенье наше

Непобедимая любовь Бога

Вечная молодость Церкви

Петрова ладья

Замок воли

Спасительный свет

Слабость и сила

Виноградная лоза и ветви

Мария – храм Святой Троицы

Сила страдания Христова

Вековечный сад

Смирение Божьего Сына

Виденье Бога в истине

Жизнь и ничто

Бог в человеке

Свет и тьма

Безмерное Божье милосердие

Справедливость и милосердие

Риза воли Божьей

Божественный огонь

Путь распятого Христа

Божья сила, Премудрость и милость

Приди Святой Дух

Глиняный сосуд

Письма:

Одеяние благодати

Желаю видеть вас истинными правителями

Заботься о святой и божьей справедливости в твоем государстве

Любовь завоевывается только любовью

Брату Раймонду

Я хочу, чтоб Он всегда был предметом ваших мыслей

Желаю, чтобы вы хранили её наставления и обычаи

Жажду увидеть тебя настоящей матерью

No Comment

Отправить комментарий