4 июня

6/04/2010, No Comment

Вспоминаем святого Петра Веронского, священника и мученика

Детство

Петр Веронский, второй святой и первый мученик Доминиканского Ордена, появился на свет около 1200 года и происходил из семьи, которая исповедовала манихейскую ересь. Наверное, отец его был умеренным катаром, так как отдал его на обучение в католическую школу. Фанатичным еретиком был его дядя. Предание повествует о его споре с дядей, когда он, будучи всего семи лет отроду, смело защищал свою веру в Бога-Творца, согласно Символу Веры, который выучил на занятиях в школе. Обескураженный дядя, все доводы которого Петр разумно опроверг, потребовал от отца забрать мальчика из этой школы, как бы пророчески заявляя: «Ибо иначе, опасаюсь, как бы с годами и с опытом он не сделался бойцом Римской Церкви, который расстроит наши планы и повергнет нашу веру». Отец не внял этому предупреждению. А для святого Петра, Символ Веры, который он с таким рвение защищал в детстве, станет не просто какой-то формулой, а принципом жизни, светом, который навсегда осветит его путь.

Вступление в Орден

Приблизительно в 1216 году Петр поступает в Болонский Университет. В Болонье он и встречается со св. Домиником, и вдохновленный его проповедями, жаждет вступить в созданный им Орден. Случилось это, правдоподобно в июне 1221 года, а уже двумя месяцами спустя, он стал одним из тех братьев, которые присутствовали при кончине св. Доминика в этом городе. Пытаясь подражать святому Патриарху, он ревностно предавался аскетическим практикам. Еще будучи послушником, он тяжко захворал, так что жизнь его висела на волоске, но исцеленный милостью Божьей, оставаясь еще слабым, с рвением приложился к учебе. Следующие несколько лет проходил орденскую формацию в доминиканском монастыре в Болонье, и приблизительно в 1228-29 был рукоположен в священники.

Около 1232 Петр был направлен в миланский конвент Сан-Эусторджо (святого Евсторгия), эта церковь была передана доминиканцам в 1227 году. Петр становится неутомимым служителем Слова Божьего, и результатом его проповеднической деятельности стали тысячи обращенных еретиков, и бесчисленные души, которые он направил к святости в таинстве святой исповеди. Один из братьев позднее свидетельствовал о жажде Петра стать мучеником: «Когда я возношу в руках Тело Христово - говорил Петр - или смотрю на Него, вознесенного другими руками в алтаре, я искренне молю Его не дать мне умереть иначе, кроме как мучеником за веру». Но прежде, чем даровать ему пальму мученичества, угодно было Господу подвергнуть его многим другим испытаниям.

Его рвение и успехи в проповедническом служении снискали ему не только славу, но и черную зависть некоторых собратьев по Ордену. Они обвинили Петра в том, что он приводил в свою келью женщин и долгое время развлекался с ними. Приор, поверив этим обвинениям, вызвал его и потребовал ответа. Петр же, в смирении своем, не утверждая и не опровергая обвинений, признался, что он великий грешник. Посчитав это признанием, приор запретил ему проповедовать и отослал его в другой монастырь в качестве покаяния. Но невинность всегда торжествует, и вскоре, оправданный Петр, вернулся в Милан. Раскаявшиеся обвинители, с этих пор восхищались им. Господь же вознаградил его тем, что влил новую благодать в его проповеди.

Деятельность

Папа Григорий IX вверил ему задание бороться в Милане с ересью. Некоторые позднейшие авторы считали, что уже тогда он был назначен инквизитором, однако его задания в то время имело исключительно пастырский характер. Из сохранившихся документов следует только то, что городские власти Милана дали ему задание включить антиеретические постановления папы Григория IX в городские статуты, также он участвовал в создании в городе католических обществ с явно антиеретической направленностью, однако ни в одном документе того времени он не был назван инквизитором. Например, знаменитый доминиканский летописец Гальвано Фьямма (†1344), в своей Chronica maior, пишет, что Петр с 1233 года пребывал в монастыре Сан-Эусторджо, а в 1240 был назначен папой Иннокентием IV инквизитором.

В 1235-37 Петр находился в Комо, где, как следует из документа, датированного 6 февраля 1236 года, он занял пост приора местного доминиканского монастыря. В это время он написал Сумму против еретиков (современные историки сомневаются в его авторстве этого произведения).

В 30-х и 40-х годах Петр проповедует почти по всей северной Италии, с большим успехом обращая еретиков в истинную веру. Источники упоминают о его присутствии, кроме прочего, в Венеции, Мантуе, Верчелли, Болонье и Риме, однако хронологически упорядочить эти упоминания трудно. В Венеции он побывал правдоподобно еще до 1234 года, в Верчелли и Болонье в 1238, а в Риме – в начале 1244 г.

В 1244 он прибыл во Флоренцию, по приглашению местного епископа Ардинго, и активно включился в антиеретическую деятельность в этом городе. Организовал католическую милицию, называемую La società di Santa Maria, стал также аудитором местного инквизитора Руджеро Кальканьи. Его деятельность в большой степени повлияла на победу во Флоренции партии гвельфов, поддерживающих папу.

Также, во Флоренции в 1244 году (согласно архивным записям) он основывает т.н. Достопочтенное Архибратсво Милосердия (Venerabile Arciconfraternita della Misericordia di Firenze). Это мирское братство, созданное с целью оказания помощи нуждающимся. На сегодняшний день — это старейшее Братство по уходу за больными и, в целом, старейшее частное добровольное учреждение в мире, все еще действующее с момента его основания.

Когда семеро флорентийских юношей из знатных семей, ранее состоявших в благочестивом братстве, члены которого собирались для совместных молитв и духовных упражнений, в праздник Успения 1233 года приняли решение создать новый Орден «служителей Девы Марии» (Сервиты), который стал бы духовным примером для жителей Флоренции, погрязшей в то время в междоусобных распрях, именно Петр Веронский оказал им свое покровительство и поддержку. Быть может, именно Петр повлиял на то, что это братство также приняло устав св. Августина, как и доминиканцы. В 1234 году семеро основателей удалились от мира, чтобы жить как отшельники на горе Сенарио под Флоренцией, а в 1243 году Петр отправляется в Рим, чтобы представить новый Орден папе.

В 1247 он также основал женский монастырь Святого Петра в веригах (S. Pietro in Vinea), а год спустя основал в Милане – школу католической веры, т.н.: Scuola dei Fedeli a difesa della fede cattolica. В 1248-49 был приором монастыря в Асти, однако редко появлялся в своем конвенте, поскольку папа Иннокентий IV поручил ему дипломатическую миссию в Романии, где много городов разорвали союз с императором Фридрихом II и стремились помириться с папским престолом. В мае 1249 он принимал участие в заседаниях генерального капитула Ордена в Трире. Участвовал также в двух провинциальных капитулах Ломбардии (в 1249 в Милане и в 1251 в Венеции). В 1249 году стал приором монастыря в Пьяченце, но через год отказался от поста и вернулся в Милан, где помог примирить местных доминиканцев с гумилиатами. Главной идеей гумилиатов было обновление христианской жизни, протест против роскоши духовенства, возврат к евангельским идеалам бедности, простоты и смирения. По многим аспектам взгляды гумилиатов были схожи со взглядами других движений, возникших в XII веке и также выступавших за обновление религиозной жизни, в первую очередь вальденсов, бегинок и бегардов. Первоначально движение возникло, как общество мирян, которые приносили добровольные мирские обеты простоты и бедности, затем постепенно трансформировалось в монашескую конгрегацию, члены которой приносили монашеские обеты. А поскольку по взглядам гумилиаты были весьма близки к ранним вальденсам, на них также распространялись запретительные акты Святого Престола (например булла Ad abolendam папы Луция III в 1184 году).

Первый биограф Петра Веронского – Таммазо Агни да Лентино (†1277), который в течение многих лет жил с ним и даже был его настоятелем, а в последствии стал латинским патриархом Иерусалима, описал несколько чудес, совершенных святым, которые изобразил на своих фресках Виченцо Фоппа. Наверно, самая известная из них - «Мадонна с рожками».

Некоторые миланские горожане поведали святому Петру, что в церкви катаров является Мадонна, что было, по их мнению, доказательством истинности катарского учения. Один миланский дворянин и многие другие были убеждены этим явлением и отказались от католической веры, присоединившись к катарам. На следующий день, когда Петр служил мессу, он спрятал под мантию освященную гостию и с нею отправился в храм катаров. Явившись туда, Петр извлек истинное Тело Христово и обращаясь к ложной Мадонне, произнес: «Если ты воистину Матерь Божья, поклонись своему Сыну!» При этом ложная Мадонна, которая на самом деле была дьяволом, тотчас исчезла, вызывая огромный шум и выделяя зловоние, а стены катарской церкви раскололись сверху до низу.

Другая фреска иллюстрирует историю о молодом человеке, который однажды пришел на исповедь к святому Петру и признался в том, что пнул ногою свою мать. Святой со вздохом произнес, что лучше вовсе не иметь ноги, чем пинать ее свою матушку… Восприняв это замечание буквально, отчаявшийся юноша вернулся домой и отрубил себе стопу. Боль заставила его закричать, так что его родители и остальные домочадцы сбежались и увидели, что он наделал. Родные юноши бросился к святому, умоляя его сделать что-нибудь. Петр же подошел к юноше, взял отрубленную стопу, осенил себя крестным знамением и снова прикрепил ее к ноге.

Начала инквизиции в Италии

В XII и XIII веках Италия была одним из главных центров ереси катаров и радикального крыла секты вальденсов, известного как «убогие ломбардцы». Развитию еретических движений способствовала политическая ситуация в стране, в особенности фактическая автономия городов на севере, которую те удерживали благодаря соперничеству папы и императора за доминирование в Италии. Проимперская партия гибеллинов соперничала с пропапской партией гвельфов за власть в конкретных городах и регионах. Еретики были в этих обстоятельствах натуральными союзниками проимперского лагеря. Главным центром катарской ереси была Ломбардия, но и в остальных регионах Италии эта секта также имела своих последователей. Много североитальянских феодалов были протекторами еретиков, а наиболее могущественным из них был Эццелино да Романо (†1259) из Тревизской Марки. Также во многих городах власти гибеллинов поддерживали ересь. По оценкам 1250 года одна только высшая, руководящая структура секты насчитывала 2500 лиц. Вальденсы, в свою очередь, селились в альпийских долинах.

Репрессивные шаги против итальянских еретиков Церковь начала предпринимать в конце XII века. В 1199 году Иннокентий III в послании к властям города Витербо сравнил ересь с преступлением оскорбления величества (crimen laesae majestatis) и предлагал карать их конфискацией имущества. В 1220, 1224 и 1231 годах император Фридрих II издал антиеретические декреты, вводя в качестве наказания за исповедание ереси, смертную казнь через сожжение на костре. В 1224 году епископы Брешии, Модены и Римини были назначены апостольскими комиссарами в Ломбардии, получив задание бороться с еретическим влиянием, а в 1228 году в этом регионе находился папский легат кардинал Джофредо Кастильони (будущий папа Целестин IV). Начиная с 1227 года папа Григорий IX начал призывать к миссиям против еретиков в Италии доминиканцев. Они еще не были инквизиторами в собственном значении этого слова, документы того времени не называют их так, их задания заключались в чтении проповедей против ереси и склонении городских властей к принятию законов, запрещающих ересь. Только спорадично они выступают в связи с судебными процессами в подозрениях в ереси. Они также организовывали католические общества с антиеретической направленностью.

В 1231 году римский сенатор Аннибальдо отправил на костер в Риме неустановленное число еретиков и ввел новый статут, основанный на императорских уставах, устанавливающий для еретиков смертную казнь через сожжение. Этот статут утвердил папа Григорий IX и поручил доминиканцам инкорпорировать его в законодательство других городов в северной и центральной Италии.

Первым итальянским инквизитором стал доминиканец Альберик, назначенный 3 ноября 1232 года инквизитором Ломбардии, однако эта номинация была пока единичной. До середины 40-х годов XIII века ничего не известно об инквизиторской деятельности доминиканцев, понимаемой как ведение судебных процессов против еретиков, хотя в некоторых городах они выступали как инспираторы гонений, предпринимаемых местными властями или епископами. Только в 1243–1245 годах, в Тоскане процессы против еретиков вел Руджеро Кальканьи, официально титулованный в документах как папский инквизитор, который немногим ранее (в 1239 году) безуспешно пытался организовать репрессии против катаров в Орвието. Далее, папа Иннокентий IV назначил инквизиторами Ломбардии Джованни Скио да Виченца (в 1247 году), а также Петра Веронского и Бабиана Бергамского (в 1251 году), а Викентия Миланского и Иоанна Верчельского – инквизиторами в Венеции (в 1251 году). Назначения были написаны во время длительного пребывания понтифика в Милане и Генуе (с 15 мая по 13 сентября 1251 года) и показывают непосредственное знание местного контекста.

Борьба с катарами принимала иногда весьма интересные формы. Так, Иннокентий IV предоставил возможность еретикам, уже обращенным или собирающимся обратиться, вступать в Орден Проповедников и даже приносить обеты до истечения года новициата. Воспользовавшись этим, бывший катар из Конкореццо (один из главных центров катаров в Северной Италии, резиденция еретического движения, известного как I Puerìtt de Cuncurèss («Бедные из Конкореццо»)) – Раньеро Саккони, вступил в Орден под именем Раньеро да Пьяченца, стал инквизитором, а затем автором Summa de catharis, завершенной в 1250 году. Не однократно случалось так, что инквизиторам приходилось расследовать дела и допрашивать представителей собственных семей.

Последний путь инквизитора

Итак, 13 июня 1251 года Петр, вместе с Бабианом Бергамским становятся инквизиторами Ломбардии. Послание о номинации, датированное этим днем, является первым известным документом, в котором Петр назван инквизитором. А в сентябре этого же года он также становится приором монастыря в Комо.

На протяжении девяти месяцев на посту инквизитора, Петр не участвовал ни в одном процессе против еретиков. Единственным актом его инквизиторской деятельности является объявление в Вербное Воскресенье 24 марта 1252 двухнедельного периода милости, в котором все еретики могли добровольно открыться и покаяться, не опасаясь за свою жизнь. Прежде чем минул этот период, Петр был убит. Покушение на него организовали еретики из Милана, именующие свою организацию longa manus, которые решили устранить угрозу, прежде чем Петр сможет развить свою инквизиторскую деятельность. Главным организатором заговора был дворянин Стефано Конфалоньери, а непосредственными исполнителями убийства были Пьетро Карино да Бальзамо и Альбертино Порро из Лентате. Карино даже не был катаром, а местным бандитом, нанятым за деньги. Заговорщики настигли инквизитора, когда тот пешком отправился из Комо в Милан, с одним только спутником – собратом по имени Доменико (согласно другим источникам, с ними было еще двое братьев). Альбертино в последний момент отказался становиться убийцей, поэтому Карино взялся исполнять всю «работу» сам. Он нанес Петру тесаком (называемым «фалькастро») несколько ударов в голову, потом напал на брата Доменико, которому нанес четыре раны. Из последних сил, умирающий инквизитор произнес слова: «в руки Твои, Господи, предаю дух мой», после чего собственной кровью начал писать на земле Credo in Unum Deum, но, прежде чем закончил, Карино нанес ему еще один удар, который оказался смертельным. Произошло это 6 апреля 1252 года.

Тело Петра и его умирающего товарища обнаружили работающие недалеко крестьяне. Останки Петра Веронского погребли на Кладбище Мучеников возле монастыря Сан-Эусторджо в Милане. Брат Доменико умер спустя пять дней, однако успел дать показания.

Крестьянин, который обнаружил тело мученика, поймал также и убийцу – Карино, и передал его в руки подеста. Его показания привели к раскрытию заговора. Позднее Карино удалось бежать. Один из заговорщиков, Даниеле да Джуссано, добровольно обратился к доминиканцам, покаялся и дал показания (позднее он сам станет доминиканцем, будет назначен инквизитором в Ломбардии, и будет занимать этот пост на протяжении более тридцати лет). Однако репрессии были относительно мягкими, так как все арестованные признались и выразили раскаяние. Никого не приговорили к смерти. Даже предводитель заговорщиков, Стефано Конфоланьери, который скрывался от инквизиции более 40 лет, был в конечном итоге приговорен только к заключению, несмотря на то что это был уже его второй приговор по обвинению в ереси (его поймали только в 1295 году). Однако много заговорщиков избежали ареста и укрылись в Альпах. Историки предполагают, что столь мягкие наказания были обусловлены тем, что большинство заговорщиков занимали важные государственные должности в деликатном политическом контексте, в котором смерть императора Фридриха II (в 1250 г.) создала вакуум власти и новую политическую динамику.

Ну а Карино, в конечном итоге вступил в Доминиканский Орден и на протяжении 40 лет вел благочестивую жизнь как кающийся в монастыре в Форли. Почил около 1293 года и был признан блаженным.

Процесс канонизации Петра Веронского завершился через 11 месяцев после его смерти. Эта канонизация считается самой быстрой в истории Церкви. Реликвии святого были перенесены в мраморный саркофаг (работы скульптора Джованни ди Бальдуччо), который поместили в левом пределе церкви Сан-Эусторджо. В XV веке была построена капелла Портинари, стены которой художник Виченцо Фоппа расписал циклом фресок, представляющих чудеса и мученическую смерть инквизитора. Перенесение саркофага с реликвиями в эту часовню состоялось в 1736 году. Череп мученика хранится в реликварии в соседней комнате.

Молитва

Просим Тебя, Всемогущий Боже, дай нам охотно исповедовать веру по примеру блаженного мученика Петра, который, трудясь ради ее преумножения, удостоился принять в награду пальму мученичества. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Историю Петра Верноского описывает Жерар де Фрашет в «Житиях братьев», а блаженный Иаков Ворагинский в своей «Золотой легенде»

Читай также:

О святом Петре Веронсоком

О мученичестве св. Петра Веронского

«Не сверну с пути, по которому иду»

Проповедь Перегрина Опольского в день святого Петра Мученика

No Comment

Отправить комментарий