Ты печать подобия, полон мудрости и совершенной красоты. Ты пребывал в радостях рая Божьего; всякие камни драгоценные были одеянием твоим

4/29/2023, No Comment

Проповедь De sanctis в день святого Петра Мученика Перегрина Опольского.

Tu signaculum similitudinis, plenus sapientia, et perfectus decore: in deliciis paradisi Dei fuisti: omnis lapis pretiosus operimentum tuum (Иез 28,12-13).

Хотя эти слова были сказаны о первом ангеле в Божьем монастыре, но могут быть отнесены к святому Петру, который был первым мучеником среди всех иноков в монастыре Божьем. Ибо очевидно, что орден этот основал сам Христос, ибо это орден бедности. И Христос был там первым приором, а братьями – апостолы. Святой Доминик был его преемником в этом ордене, устав которого, как бы уже немного устаревший, обновил.

Посему взываем: «О святой Петр, ты – образ Божий!» Подобным же Богу он был в исполнении служения и в момент смерти, как потом было сказано: «Ты – полон мудрости, поскольку все еретики замолкли пред тобою, ибо предивным способом ты высмеял их ереси». Также вся его жизнь была примерной и святой, посему также сказано о нем: «совершенен красотой». Ибо он – второй Авессалом, ибо не запятнала его ни одна порча смертного греха. Достоин он был радостей рая также потому, что ради Христа оставил мир и пребывая в монастыре, часто всуе ел и пил. Его одеяния украшены драгоценными камнями потому, что, проповедуя слово Божье и выслушивая исповеди, принес множество драгоценных камней в небесный храм. О, сколь же счастлива матерь, то есть орден, который рождает столь мудрых сыновей, и да – ангелов, то есть Доминика и Петра! Ибо они – два ангела, которых Соломон поместил в храме, чтобы крыльями осеняли ковчег (Исх 37,8), то есть своими молитвами укрепляли Церковь и орден.

Во-первых, следует отметить, что святой Петр подобен был Христу с точки зрения Его человеческой природы. Ибо Петр – тот человек, которого Бог сотворил по своему образу и подобию. Ибо Христос, как человек, был проповедником, сохранил незапятнанную чистоту и претерпел мученическую смерть. И святой Петр был подобен Ему с этой точки зрения. Ибо был он проповедником. В легенде о святой Петре его называют светочем. О, сколько же погруженных во мрак сердец он осветил светом проповеданного слова Божьего! Ради его чистоты Петра называют лилией. Подобно как лилия бела и чиста, так и его тело было пречистым, ибо не было запятнано никаким смертным грехом. Ради мученичества назван он розой, ибо был облит багряной мученической кровью.

Так, святой Петр был проповедником, и к этому служению представил его Дух Святой. Ибо читаем о нем, что когда имел всего-то семь лет, когда он вернулся из школы, дядя, который был еретиком, спросил его, чего он там научился, а он ответил, что научился: Верую в Бога Отца и т.д. На это дядя сказал: «Не говори Творца неба и земли, ибо не Он творец видимого, но дьявол». Но мальчик утверждал, что далее хочет говорить так, как читал и сказал, что хочет верить в то, что было написано. И тотчас начал вести дискуссию со своим дядей, проповедуя слово Божье. Посему, благородный мальчик, то есть святой, видя, что нехорошо жить со скорпионами, ушел из того места, где жили родные, которые были еретиками и мечтая об Ордене Проповедников, вступил в него и вел там святую жизнь. Спустя какое-то время его призвал папа Иннокентий, который вверил ему обязанность проповедовать слово Божье против еретиков, которых тогда было весьма много. Петр, странствуя дорогами, от города к деревне, повсюду выявлял их заблуждения и многих обращал.

Читаем, что во знаменование того, что был он истинным проповедником, случилось такое чудо, что, когда был он убит и тело его внесли в церковь, все лампады, которые там находились, загорелись сами. Ибо надлежало, чтобы небесным светом освещен был муж Божий, который светом слова Божьего осветил сердца многих.

Петр сохранил также незапятнанную чистоту, что было согласно со свидетельством, которое дал о нем папа Иннокентий, что во время тридцатилетнего пребывания в ордене он никогда не совершил грех против целомудрия. Говорят, что во знаменование его незапятнанной чистоты ни один червь, ни один смрад, ни одна порча не отважилась повредить его телу. Его чистое тело прибавляло всем сил, а всяческий смрадный запах похоти был далек от них. Когда папа Иннокентий постановил причислить его к лику святых, братья из Медиолана, посоветовавшись, решили перенести его тело в более достойное место. Хотя тело почивало в земле уже больше года, оказалось нетронутым, целым и без какого-либо отвратного запаха, как будто бы было похоронено в тот же день. И таким оно было представлено всему народу и было таковым смиренно почтено.

Святой Петр был также славным мучеником. Читаем о нем, что, когда из города Комо, где был он приором живущих там братьев, он отправился на поиски еретиков, в произнесенной народу проповеди, он предсказал, что будет убит еретиками, поскольку за это уже было заплачено. Потом, некий подкупленный еретик последовал за ним, и в пути ранил его мечем в голову, и повалив на землю, ножом пронзил его тело. Петр, лежа на земле, начал читать «Верую в Бога» и собственной кровью писал на земле то, что прежде при жизни проповедовал, и сказал: В руки Твои, Господи, предаю дух мой (Лк 23,46). Спустя некоторое время все так рассказал тот человек, то есть сам негодный убийца, и брат Доминик, который сопутствовал Петру.

На месте, где святой Петр был убит, во знаменование того, что он истинный мученик, земля вокруг сочилась его кровью, не осмеливаясь скрывать кровь праведника и как бы взывала против его убийц как второй Авель, о котором читаем: голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли (Быт 4,10). И так верно было сказано, что был он подобен Христу в трех отношениях.

Существует также подобие смерти святого Петра и муки Христа. Ибо Христос страдал за истину, которую провозглашал. Христос также как пасха был убит народом, из которого происходил. Подобно святой Петр, как и Христос, понес мученическую смерть от рук еретиков, среди которых родился. Подобно как Христос говорил: В руки Твои…, так и Петр, когда умирал, громко произнес те же слова. Христа продали за тридцать серебряников, чтобы Его распять. За смерть Петра же заплатили сорок фунтов. Христос своими страстями многих привел на путь веры. Подобно и Петр своей смертью обратил многих еретиков. И так Петр был подобен Христу в Его человеческой природе и в Его муке.

Во-вторых, святой Петр подобен был Христу силою слова. Христос благодаря Божественной природе может делать, что захочет. Так и Петр мог делать через Него то, что хотел, ибо Он имеет власть над всем твореньем. Читаем, что когда святой Петр проповедовал в Медиолане слово Божье и сильный зной мучал народ, слушающий проповедь, некий еретик при всех сказал: «Петр, если ты такой святой, как говорит о тебе этот глупый народ, почему ты позволяешь, чтобы эти люди умирали от зноя и не попросишь Бога, чтобы закрыл их каким-нибудь облаком, чтобы не страдали от такой огромной жары?» Петр ответил: «Если ты согласишься принять веру, я буду молить Господа, чтобы Он сделал то, что ты сказал». Тогда еретики, которые были с ним, закричали: «Обещай!» Ибо были уверены, что это невозможно. Христиане же обеспокоились из-за этого обещания, боясь, чтобы вера не была посрамлена. И тогда святой Петр с верой сказал: «Чтобы явно было то, что истинный Бог Творец всего, на радость верных и к позору еретиков, прошу Тебя, чтобы между солнцем и этим людом поместил какое-нибудь облако». И так вскоре случилось. На протяжении длительного времени облако, в виде шатра, закрывало людей. И это событие сделало Петра подобным Илии, по просьбе которого три и полгода дождь не шел, а потом по его приказу дождь пал на землю.

Святой Петр имел также власть над морем, что он явил, утихомирив бурю. Читаем о нем, что, когда некое судно почти уже тонуло, все молились различным святым, прося о спасении, но его не получали. Тогда кто-то сказал: «Разве вы не слышали о том, что недавно некий брат из Ордена Проповедников по имени Петр, был убит еретиками и что по его предстательству Господь совершил много знамений? Попросим же его, и я уповаю, что он поможет нам!» Все согласились с этим и потом, когда молились, заметили, что на судне горит множество свечей. Взглянув на это, увидели на парусе фигуру в облачении. Никто не сомневался, что это был святой Петр. И тотчас море успокоилось. В этом отношении Петр был подобен святому Николаю, который также помог неким морякам и утихомирил бурю.

Святой Петр имел также власть над огнем. Читаем, что некий юноша владел лоскутом ткани от туники Петра. Некий еретик, насмехаясь над ним, сказал, что если он верит в святость Петра, пусть бросил ткань в огонь, и, если она не сгорит, это несомненно будет означать, что Петр святой, а он сам сразу же обратится. Юноша бросил ткань на разожженные угли, а когда она воспарила над огнем, ее снова бросили, и она полностью угасила огонь. Видя это, еретик обратился и всем рассказывал об этом чуде. Святой Петр был подобен в этом трем юношам, которые были ввергнуты в разожженную печь и вышли нетронутыми (Дан 3,20-24).

Имел он также власть над смертью, ибо многим умершим вернул жизнь. Читаем о некоем дворянине, у которого не было потомства, и весьма скорбел он, что нет у него никакого наследника, которому мог бы оставить большое наследство и богатство. Наконец, по совету братьев, он принес обет святому Петру, прося его, чтобы у Бога выпросил ему сына. И вот вскоре супруга зачала сына, но дитя родилось мертвым. Рыцарь, весьма этим тронутый, сказал: «Зачем, святой Петр, ты дал мне сына, если он умер не крещенным?» Однако же с упованием он принес дитя в церковь и положив на алтарь святого Петра, горячо молился, и мальчик тотчас ожил. Тогда он дал его окрестить, назвав его Петром. Мальчик немного подрос, а когда ему было четыре года, играясь с детьми у озера, упал в воду и утонул. Какая же боль для отца, для родителей! Рыцарь снова со слезами начал молить Петра, чтобы вернул ему сына живым, и с этих пор уже более внимательно будет о нем заботится. И к мальчику тотчас вернулась жизнь. Какое-то время позднее тот же рыцарь строил дом. Плотники обтесывали и строгали дерево, а мальчик, крутясь среди них, собирал стружки. У одного из них впал из рук железный топор на голову мальчика и убил его. Скорбь родителей была его более тяжкой, чем ранее. И рыцарь снова, отнеся сына с плачем в церковь, оставил его там на ночь. И вот, около полуночи, когда все вокруг уснули, отец мальчика увидел во сне, что Петр прибыл с небесными лекарствами, и намастив голову мальчика вернул ему жизнь и отдалился. Когда отец мальчика пробудился и нашел сына живыми здоровым, благодарил Бога и святого Петра, который прославился также и многими другими чудесами.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий