Давно мы с вами не путешествовали по разным городам и странам, а давайте сегодня отправимся в дивное путешествие в прекрасный город Милан? Мне кажется, нет на свете человека, кто не слышал бы названия этого города! Прекрасная архитектура, множество памятников искусства и, конечно же, столица моды! Однако мы сегодня отправимся в далёкую древность, когда небольшой город Медиолан (так его раньше называли) ещё только начинал свою многовековую историю… Итак, мы начинаем наше путешествие не только в далёкую Италию, но и во времени, ведь мы отправимся в IV век нашей эры!
Святой Евсторгий и Три Волхва
св. Евсторгий
В IV веке Медиолан уже был значимым городом в этом регионе, ведь он являлся столицей Западной Римской Империи. До 402 года город гордо носил этот статус. А наша история начинается в 344 году. В те времена христианство всё больше распространялось по империи, и потому в городе конечно же был свой епископ, по имени Евсторгий. Человеком он был праведным, старался жить по заповедям Христа и помогать ближним, не забывая и о проповеди Евангелия. Евсторгий мечтал, чтобы у этого прекрасного города были свои святые покровители, к которым могли бы обращаться местные жители в трудные минуты жизни и со словами благодарения за предстательство перед Богом. И мечта праведного епископа сбылась: император Константин, который в те далёкие времена правил Римской Империей, пожаловал епископу Евсторгию великую реликвию: часть мощей трёх волхвов — тех самых мудрецов, которые пришли на поклонение к Младенцу Христу после Его рождения. Останки волхвов были в свое время найдены на Святой Земле царицей Еленой – матерью Константина – во время её очередного путешествия в те далёкие края. А в 344 году реликвии были переданы епископу Медиолана. Безусловно, Евсторгий был очень рад такому великому дару для своего города. Однако недоумевал, где же поставить для поклонения такую великую святыню? С подобными мыслями направлялся епископ к своему городу, как вдруг волы, на которых везли мощи, остановились как вкопанные недалеко около ворот Медиолана. Епископ оценил это происшествие как знамение Божие, и принял решение на этом месте строить храм. Жители города с великой радостью приняли святыню и поддержали решение Евсторгия о строительстве нового храма. Однако на несколько лет мощи святых волхвов были похоронены в базилике Санта-Текла, а после окончания строительства святыню перенесли в новый храм. Сначала будущая базилика была названа в честь трех волхвов. Однако спустя несколько лет всё изменилось. После окончания строительства, епископ Евсторгий скончался. Перед смертью епископ завещал похоронить его около храма, который он с большой любовью строил несколько долгих лет. Прошли годы… Епископа Евсторгия стали почитать как святого за его добродетельную жизнь. А храм, построенный по решению епископа, был уже назван его именем, по-итальянски Сан-Эусторджо. И сегодня речь пойдёт именно об этом чудесном храме.
Средневековье
Триптих Поклонение Трех Волхвов, Кёльнский собор
Спустя несколько веков город Милан утратил свое былое величие и погрузился в череду ужасных событий. XII век стал непростым временем для города… Император Священной Римской Империи, Фридрих Барбаросса, хотел расширить территории своих владений за счет Милана. Однако жители города были против, и ополченцы муниципалитета некоторое время старались защитить Милан от врагов. В 1162 году императору удалось захватить город и разграбить его. Из Милана были вынесены не только произведения искусства и различные сокровища, но и мощи волхвов — одну из важнейших святынь города. Мощи были помещены в Кельнском соборе, где они покоятся до сегодняшнего дня. Однако в Милане, в базилике Сан-Эусторджо, сохранился большой саркофаг, на крышке которого были вырезаны звезда и надпись восемнадцатого века Sepulcrum trium Magorum. В последующие столетия миланцы тщетно пытались добиться возврата украденных у них реликвий. Только лишь в 1903 году, благодаря вмешательству кардинала Андреа Карло Феррари, небольшая часть из них вернулась в Базилику Сан-Эусторджо (две малоберцовые кости, большеберцовая кость и позвонок).
Новый этап истории
А мы переносимся уже в XIII век, когда начал своё существование Орден Проповедников. В 1219 году уже многие братья по завету основателя Ордена, святого Доминика, разошлись по разным городам и селениям для проповеди Евангелия. Безусловно, и прекрасный Милан не стал исключением для братьев-проповедников, куда направились фра Джакомо де Арибольдиса из Монцы и Робальдо из Альбенги. Придя в 1219 году в этот город, доминиканцы долго не могли найти кров. В конце концов они поселились в больнице для бедных, которая располагалась около базилики Сан-Эусторджо. Братья ещё не имели своего монастыря в этих краях, где они могли бы спокойно жить, проводить богослужения и проповедовать собравшимся горожанам. Несколько лет братьям-проповедникам пришлось жить в условиях глубокой бедности, скитаясь из одного жилища в другое. Наконец, 11 апреля 1227 года сам папа пожаловал Ордену госпиталь, в котором какое-то время жили братья, и саму базилику Сан-Эусторджо, находившуюся неподалёку. Так на несколько веков базилика стала центром монашеской жизни доминиканцев Милана и его окрестностей.
Монастырь и инквизиция
Монастырь Сан-Эусторджо известен прежде всего деятельностью неутомимого борца с ересью - святого Петра Веронского. На площадь перед базиликой выходит кафедра, с которой он проповедовал (слева от портала), на колонне, находящейся справа от портала, возвышается его статуя, да и сам Святой нашел свое упокоение в этой базилике. Но не только с его именем связана история инквизиции в Милане. Монастырь являлся одним из важнейших центров инквизиции на протяжении многих долгих десятилетий.
В далёком XIV веке большое распространение имела ересь Вельгельмитов, которая привлекала в свои ряды всё больше последователей. История ереси началась с идей Гульельмы Миланской. Где родилась и раньше жила эта синьора неизвестно, однако в 1260 году Гульельма (или Вильгельма) в сопровождении своего сына прибыла в Милан, где поселилась при церкви в аббатстве Кьяравалле. Сначала она помогала при церкви, занималась уборкой храма и помощью бедным. Однако вскоре Гульельма решила, что она имеет божественное происхождение и начала убеждать в этом окружающих людей. Она занималась целительством больных, однако об успехе этого промысла ничего не известно. Гульельма с каждым годом набирала всё больше последователей, но при жизни она не успела попасть в поле зрения инквизиции. Она умерла 24 августа 1281 (по некоторым данным 1282) года и была похоронена на кладбище аббатства; после ее смерти монахи предложили ее канонизировать. Часовня, в которой хранились ее останки, стала местом поклонения, которое часто посещали последователи и преданные люди. Монахи даже посвятили ей алтарь в церкви монастыря.
Два года спустя инквизиции стало известно о культе, формировавшемся вокруг странной «святой» Гульельмы. Таким образом, в 1300 году два инквизитора - Гвидо да Кокконато и Райнерио да Пировано инициировали судебный процесс над еретиками, разобравшись в сути учения Гульельмы. В 1300 году со 2 по 9 сентября перед церковью обители было сожжено несколько еретиков, которые отказались покаяться в своём отступничестве. Среди приговоренных были руководители секты, в том числе монахиня Джакома деи Бассани. А останки основательницы движения, Гульельмы, были эксгумированы и сожжены вместе с другими еретиками. Таким образом, монастырь Сан-Эусторджо вписал свою страницу в историю инквизиции.
Великий настоятель
Говоря о истории Сан-Эусторджо, следует упомянуть о деятельности одного из самых известных настоятелей обители - Теодоро да Совико. Он руководил монастырем на рубеже XV-XVI веков. Это время было самым сложным для Милана, ведь тогда город пребывал под французским владычеством, которое принесло с собой разрушение благосостояния города, многочисленные грабежи и насилие. Теодор стал утешителем для многих страждущих горожан. Даже в такое непростое время монах старался много проповедовать и всеми силами заботиться о благоденствии обители. Фра Теодоро считал, что никогда нельзя принуждать монахов исполнять возложенные обязанности, подолгу молиться и совершать великие подвиги, так как человек должен сам быть готов к этому и по своему желанию трудиться ради Христа. Фра Теодоро стал автором знаменитого руководства для исповедников, в котором он подробно написал о том, как священнику следует относиться к кающемуся грешнику, как найти индивидуальный подход к каждому человеку. Данное руководство до сих пор является важным произведением и не потеряло актуальность в наше время.
Закрытие монастыря
После кончины фра Теодоро монастырь постепенно начал приходить в упадок, потерял несколько участков своих владений. В XVIII веке в обители ещё находилось несколько десятков насельников, однако отношение к религии в Милане, как и в некоторых других местах Европы, было уже другим. Управление города решило нецелесообразным оставлять здесь монастырь доминиканцев, потому в 1797 году обитель была закрыта и отдана под городские нужды. Бедные монахи с огромной скорбью покидали любимый монастырь, в котором начинался их полный трудностей и радости путь к Богу, однако оспорить решение властей города они не могли. Потому в 1797 насельники покинули свою обитель навсегда… В зданиях монастыря в свое время были устроены госпиталь, казарма и некоторые другие учреждения. Однако монашеская жизнь в этом месте так и не восстановилась.
Сегодня церковь монастыря действует, там регулярно проводятся богослужения. Однако некоторые монастырские корпуса пришли в упадок, а в других зданиях, которые сохранились до нынешнего времени, был устроен музей, который стоит посетить всем, кто хочет больше узнать о истории Милана и печальной судьбе прекрасного монастыря Сан-Эусторджо…
Отправить комментарий