О чудесах… ради спасения душ (окончание)

10/11/2023, No Comment

Из книги «Житие святой Екатерины Сиенской» блаженного Раймонда Капуанского, её исповедника. Часть II. Глава 7e.

Кроме того, для большей ясности расскажу о чрезвычайно удивительном событии; и, хотя я был единственным его свидетелем (но ей Богу не лгу!), событие сие имело последствия общественного значения. В вышеупомянутом городе Сиене был некий муж, весьма известный среди светских людей, полный плотских помышлений (ср. Рим. 8:6), не подчинённых Богу, а звали его то ли Нанни, то ли Ванни. Помимо ущерба, чинимого своей родине, он вёл борьбу и поднимал усобицы против разных людей, всегда тайно устраивая им козни, а сам будто бы оставаясь в стороне. Но поскольку при некоторых из этих усобиц случались и человекоубийства, то виновные в преступлениях береглись этого Нанни куда тщательнее, чем других, потому что знали его хитроумие. И часто назначали посредников, чтобы склонить его к миру, но он всегда и всем лживо отвечал, что ему до того дела нет и что, если мир не удаётся заключить, то это не из-за него – но именно он один препятствовал миру, желая вволю отомстить.

Прослышав о том, преподобная дева захотела поговорить с ним, чтобы по возможности угасить столь великое зло, но он избегал её, точно змея – заклинателя. Наконец, некий святой муж, а именно бр. Вильгельм Английский из ордена Братьев-отшельников св. Августина, так поговорил с ним, что он пообещал ему прийти к деве и выслушать её, но следовать её увещаниям не пожелал обещать.

Итак, он сдержал свое обещание и пришел к деве домой в тот же час, что и я туда явился, но я не застал её, поскольку она ушла прежде, чтобы позаботиться о спасении неких душ. И пока я ждал, пришёл гонец, который сказал, что Нанни здесь и желает поговорить с девой. Я воспринял сие с радостью, ибо знал, как дева этого добивалась. Поспешно спустившись к нему, я известил его о её отсутствии и посоветовал запастись терпением и подождать её немного, а затем проводил его в келью служительницы покаяния Иисус-Христова, чтобы ему было не так скучно ждать. Он, однако, через короткое время затомился и сказал:

- Я обещал брату Вильгельму, что приеду сюда и выслушаю эту даму, но раз её нет, а я очень занят и не могу задержаться, то любезно прошу передать ей мои извинения, поскольку мне нужно ещё много куда успеть.

Ну а я, видя, к чему всё идёт, и огорчившись отсутствием девы, заговорил с ним на тему уже упоминавшегося мира. А он молвил:

- Смотрите-ка, я не должен лгать вам, священникам и инокам или тем благочестивым отцам, о святости коих я весьма наслышан, так что скажу правду, но учтите: я отнюдь не собираюсь поступать в сем по вашей воле. Правда в том, что именно я так и эдак препятствую миру, но втайне от других; и, если бы я один согласился [на мир], всё бы утихло. Но я-то вовсе не намерен соглашаться, и нечего мне тут проповедовать, потому как я никогда не соглашусь! Довольно с вас того, что я сейчас открыл то, что скрывал от других – не докучайте мне больше!

Пока же я пытался возражать, а он отказывался слушать, по Господню устроению явилась святая дева, возвратившись с подобного сему занятия. Как мы увидели её, Нанни огорчился, а я обрадовался. Ну а она, поприветствовав земного человека с небесной любовью, села рядом с нами и спросила его о причине прихода. Он же в подробностях повторил всё, что сказал прежде мне, включая окончательный отказ. Дева же преподобная стала объяснять ему, в каком он находится пагубном состоянии, и всячески – как угрозами, так и уговорами – убеждать, но он, уподобившись глухому аспиду, намертво закрыл уши своего сердца. Премудрая дева, уразумев сие, взмолилась в глубине души и воззвала о божественной помощи. Понимая, что происходит, я обратился к нему и, надеясь на помощь свыше, стал так и сяк его уговаривать. Короче говоря, спустя минутку он сказал:

- Ладно уж, не хочу оказаться слишком невежливым, отказывая вам во всём, да и откланяться уже хотелось бы. Я веду четыре усобицы – с этой одной можете делать что пожелаете.

Договорив сие, он встал, намереваясь удалиться, но, встав, воскликнул:

- Боже мой, какое утешение я чувствую в душе от сказанных мною слов примирения! - И добавил: - Ах, Господи Боже, что за сила влечёт и держит меня? Не могу уйти и ни в чём не могу отказать! О, кто схватил меня? О, кто меня держит? - Сие сказав, он расплакался. - Признаю поражение, – молвил он, – даже дышать не в силах. - И, преклонив колени, со слезами сказал: - Я сделаю, святейшая дева, всё, что вы повелите, не только в этом деле, но и в любых других. Вижу, что дьявол держит меня в цепях, но попытаюсь сделать всё, что вы посоветуете. Посоветуйте душе моей, как избавится от рук дьявола!

В тот миг преподобная дева, которая при молитве вошла было в обычное для неё исступление ума, вернулась ко внешним чувствам и, воздав благодарение Господу, молвила:

- Брат мой возлюбленный, ты по милости Спасителя уже осознал своё пагубное состояние? Я говорила с тобою, и ты презрел меня; я говорила с Господом, и Он не презрел молитву мою. Итак, сотвори покаяние в грехах своих, дабы не постигла тебя внезапно беда!

Короче говоря, с великим сокрушением исповедал он мне все грехи свои, со всеми врагами своими при посредничестве девы заключил мир, и со Всевышним, Которого долгое время оскорблял, примирился согласно моему совету. Но через несколько дней после исповеди он был схвачен городским приставом и помещён под стражу; причём раздавались голоса, что его следует обезглавить. Прослышав о том, я в унынии пришёл к деве и молвил:

- Вот, пока он служил диаволу, никаких невзгод не знал, когда же ко Господу обратился, ополчились против него небо и земля. Боюсь, матушка моя, ибо молод саженец – как бы буря сия не сломила его совсем и не ввергла в отчаяние. Молись, заклинаю тебя, за него ко Господу и того, кого спасла своими молитвами, постарайся защитить от невзгод.

Тут молвит она:

- Почему вы так печалитесь о том, о ком вам следовало бы скорее порадоваться? Ныне вы убедились, что Господь отвёл от него кару вечную, вместо коей постигла его кара временная. Прежде мир, по речению Спасителя, любил своё, но, когда он вышел из мира, мир возненавидел его (ср. Ин. 15:19); прежде Господь готовил ему вечную кару, ныне же вечную милостиво заменил на временную. Об отчаянии его не беспокойтесь, ибо Тот, Кто спас его от ада, избавит его и от нынешней беды.

И как она сказала, так и случилось, ибо спустя немного дней его освободили из той темницы, хотя он и потерпел немалый урон в земном [благополучии], чему святая дева радовалась, говоря:

- Господь удалил из него яд, которым он был заражен.

И в итоге, томимый невзгодами, а в благочестии своем возрастающий, он свой прекраснейший дворец, находившийся в миле за городом, передал оной преподобной деве в дар с подписанием публичного договора, чтобы она там построила женский монастырь. Каковой она, по особому разрешению и распоряжению блаженной памяти Григория, одиннадцатого Папы сего имени, заложила и построила, дав ему имя Святой Марии Царицы Ангелов в моём, а также дщерей её и сынов присутствии. А уполномоченным вышеупомянутого Верховного понтифика был брат Иоанн, аббат монастыря св. Анфима в епархии, кажется, Кьюзи, что относится к Ордену св. Вильгельма. Сию перемену десницы Своей Всевышний совершил через сию преподобную деву, чему сам являюсь свидетелем, ибо много лет был духовником названного Нанни и знаю, что он в значительной мере исправлял свою жизнь, по крайней мере, в ту пору, что я был с ним.

Ну а коль бы я попытался поведать обо всех случаях обращения злых, усовершения и возрастания добрых и к добру расположенных, укрепления слабых, утешения безутешных и страждущих, предостережения в духовных опасностях, что Господь чудесным образом содеял чрез сию досточтимую деву и невесту Свою, пришлось бы написать множество книг, да огромных притом. Ибо кому достанет сил рассказать, сколько преступников она вырвал из пасти ада? Скольких упрямцев привела к самопознанию? Скольких приверженцев века сего побудила его презреть? Скольких искушениями различными искушаемых освободила из тенет дьявольских как молитвами своими, так и наставлениями? Скольких, с другой стороны, призванных свыше повела она стезёй добродетелей? А скольким приступившим к святому подвизанию помогла сохранить дары большие? (ср. 1 Кор. 12:31) Скольких, опять же, избавив их от бездны греховной, в муках и молитвах, как бы на руках своих, по пути истины пронеся, подвела к конечной цели – жизни вечной? Ибо, говоря словами Иеронима, восхвалявшего святейшую Павлу: «Если бы все члены тела моего обратились в языки, то и их было бы недостаточно, чтобы сказать о плодах душ, которые произвело это девственное растение, посаженное Отцом Небесным»*. Я лично не раз видел, как более тысячи людей обоего пола стекались, как бы по зову незримой трубы, с гор и из других областей Сиенской округи, чтобы увидеть и услышать её – и они не то что по её слову, но от вида её тут же проникались сознанием своих проступков и, рыдая и оплакивая свои грехи, бежали на исповедь к священникам, одним из которых был и я, и исповедовались с таким сокрушением, что никто не мог усомниться в том, что великое обилие благодати излилось свыше в сердца их. И сие случалось не раз и не два, а весьма часто.

По сей причине блаженной памяти владыка Григорий, вышеупомянутый Папа одиннадцатый, ликуя и радуясь о таковом урожае душ, даровал мне и двум моим товарищам Апостольскую грамоту, позволявшую нам всех приходивших к Екатерине и желавших исповедаться, разрешать [от епитимии] в той же мере, что и епархиальные прелаты. Кроме того, как ведомо Истине, которая не обманывает и не обманывается, к нам пришли многие преступники и обременённые тяжкими пороками люди, которые или никогда не исповедовались вообще, или таинства покаяния никогда не совершали должным образом. Часто я и мои товарищи оставались голодными до самого вечера, не успевая выслушать всех, желавших исповедаться. И, признавая своё несовершенство, а девы сей преподобной преуспеяние, [скажу], что наплыв желающих исповедаться бывал так велик, что я много раз тяготился непосильными трудами и уставал. Она же непрестанно молилась и, как при разделе добычи, радовалась (ср. Ис. 9:3) о Господе премного, веля прочим сынам и дщерям своим помогать нам тянуть сеть, которую она закидывала для лова (ср. Лк. 5:4). Не получится описать пером [всю] полноту радости души её, да и [просто] признаки радости тоже, ведь она нас так внутренне осчастливила, что мы лишились даже воспоминаний о какой-либо печали. Вот что следовало рассказать о чудесах, которые всемогущий Господь сотворил чрез сию преподобную деву для спасения душ, и пускай [эта история] покажется читателю утомительной, но она слишком кратка для меня и [для описания] дел, совершённых с его помощью, большая часть которых была опущена. Ныне же подобает перейти к [чудесам], совершённым ради исцеления тел. И поскольку духовная темя изрядно растянулась, то, чтобы настоящая глава не оказалась слишком длинной, пусть она на этом и закончится.

* ср. Св. Иероним Стридонский, Сказание о добродетелях блаженной Павлы.

Перевод: Константин Чарухин.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий