5 октября

10/14/2010, No Comment

Вспоминаем блаженного Раймонда Капуанского, пресвитера

Блаженный Раймонд Капуанский известен прежде всего как духовный наставник св. Екатерины Сиенской и ее биограф, но прежде всего он был примером монашеской жизни для своих собратьев-доминиканцев, XXIII Генеральным Магистром и великим реформатором своего Ордена, а также верным слугой и мужественным защитником законного папы и прав Святого Престола.

Раймонд родился в Капуе около 1330 года в знатной и славной семье делла Винья. Одним из его предков был Пьетро далла Винья, ученый юрист, фаворит и канцлер императора Фридриха II, обвиненный в покушении на императора, он покончил с собой в тюрьме. Был увековечен Данте в Божественной комедии, который помещает его в седьмой круг ада, как самоубийцу:

«Я тот, кто оба сберегал ключа / От сердца Федерика и вращал их / К затвору и отвору, не звуча, / Хранитель тайн его, больших и малых. / Неся мой долг, который мне был свят, / Я не щадил ни сна, ни сил усталых».

Отцом Раймонда был Пьетро III, советник короля Роберта Мудрого (король Неаполя) и судья первой апелляции. Двое его братьев: Антониелло и Никола, выбрали карьеру военных, а сестра Маргарита вышла замуж за знатного человека.

От своей матери, донны Марии, Раймонд унаследовал те черты кротости, милосердия, скромности и простого, но глубокого благочестия, которые впоследствии характеризовали всю его жизнь. От своего же отца он, несомненно, унаследовал тот культ справедливости и уважения к закону, который поддерживал его в защите власти, сохраняя при этом правильную умеренность в формах, которая всегда вдохновляла его поведение. Стефано Макони, ученик св. Екатерины, сказал о нем: «…Я прожил с ним долгое время, и мне известно о его похвальной жизни, о его качествах, от которых исходило благоухание невинности и благородства, даже телесного, знания и других добродетелей, которыми Господь Бог соизволил сделать его знаменитым».

монастырь Сан-Доменико в Капуе

В центре Капуи находился монастырь Сан-Доменико, построенный во времена св. Фомы Аквинского и расширенный королем Робертом. Его часто посещали самые благородные и знатные семьи, поэтому можем предположить, что и маленький Раймондо часто бывал там вместе со своей матерью и что в его чистом и честном сердце именно там зародилось призвание к монашеской жизни.

В возрасте пятнадцати лет его отправили в Болонью, следуя семейной традиции – изучать право. Здесь он пережил эпидемию чумы, которая в 1348 году опустошила половину Европы, лишив также и Доминиканский Орден многих братьев. И вот, в 1350 году, в Болонье, он, как он сам позже признался, «чудесным образом призванный святым Домиником, вступил в его Орден». После этого он с пылом и усердием посвятил себя изучению богословских дисциплин. Он преподавал теологию в различных монастырях Италии, служа также исповедником и проповедником. В этом служении его примерная жизнь, достоинство его поведения в сочетании с приветливостью, приносили необычайные плоды.

В 1363 году ему было поручена опека над женским доминиканским монастырем в Монтепульчано. Здесь он написал Житие основательницы этой обители – святой Агнессы Сеньи. Она умерла намного раньше, но еще живы оставались сестры, знавшие ее лично, воспоминания которых использовал Раймонд. Папа Бенедикт XIII, канонизировавший Агнессу в 1726 году, назвал «блаженным» также ее биографа, написав в канонизационной булле: «Агнесса… в качестве писателя своего жития получила автора жития Сиенской Девы, блаженного Раймонда Капуанского…» в этих словах мы находим официальное признание его святости, хотя и в косвенной форме.

Обитель в Монтепульчано

Раймонд покинул Монтепульчано так как был призван в Рим, чтобы стать настоятелем монастыря Санта-Мария-Сопра-Минерва. Это произошло в тот короткий период (1367-70), когда в Рим вернулся папа Урбан V. Позднее, в 1373 году он принимает руководство монастырем Санта-Мария Новелла во Флоренции. Здесь он присутствует на Генеральном Капитуле доминиканцев, состоявшимся 21 мая 1374 года, и на капитуле Римской Провинции, проходившем в то же время. Именно там он впервые знакомится с Екатериной, которая также присутствовала на Капитуле (до недавнего времени считалось, что она была вызвана на Капитул, чтобы дать отчет о своей деятельности и представить свои взгляды). Орден поручает отцу Раймонду принять духовную опеку над сиенской терциаркой, и где-то между 16 июня и 10 августа 1374 года он покидает Флоренцию вместе с Екатериной, чтобы также занять пост лектора в сиенском монастыре доминиканцев. Они прибывают в Сиену в разгар эпидемии чумы. Раймонд, исповедуя больных, заражается и тяжко заболевает. И конечно, своим чудесным исцелением он был обязан заступничеству Екатерины. Историю об этом событии он подробно описал в её Житии. С этих пор его новой миссией становится помогать, направлять и защищать Екатерину в ее обширной деятельности во имя мира в тосканских городах, за возвращение в Рим папы, за реформу духовенства и единство Церкви.

Он стал не только духовным наставником и исповедником Екатерины. Будучи лектором сиенского монастыря доминиканцев, он вероятно был членом следственной комиссии, назначенной Флорентийским Капитулом, для оценки обвинений, выдвинутых против Екатерины.

Своим пониманием и авторитетной поддержкой он помог осуществлению стараний Екатерины, которая смогла преодолеть сильное противодействие своего окружения и тем самым осуществить Божьи замыслы. Ведь она настойчиво молилась Пресвятой Деве, чтобы та дала ей исповедника, богатого святостью, способного уберечь ее от всякого заблуждения, и Матерь Милосердия отчетливо ей это явила на праздник св. Иоанна Крестителя в 1374 году в церкви Сан-Доменико, сказав ей: «Не бойся больше, Екатерина, потому что я даю тебе исповедника по сердцу моему; он праведный, богобоязненный, ревностный человек, питающий ко мне величайшую любовь». Раймонд получил официальное назначение на эту деликатную миссию от Генерального Магистра Ордена после Флорентийского Капитула, а в 1376 году – его подтвердил папа Григорий IX.

С этих пор жизнь их протекала параллельно, в интенсивных духовных отношениях, где каждый черпал из другого то общение любви к Богу и душам, которое сделало их светящимися маяками в те темные времена. Екатерина могла обратиться к Раймонду в одном из своих многочисленных писем, сказав ему: «Дражайший и милый отец, нерадивый и неблагодарный сын, во Христе милом Иисусе…», потому что она считала его и представителем божественного авторитета, и учеником «Марии и сладостной Первой Истины». Попросив и получив от Бога ясный свет о необычайном и святом пути своей духовной подопечной, он тихо называл ее «Матерью» и обращался к ней в различных нуждах, зная, как действенны ее молитвы перед сердце Божьим. 10 апреля 1372 года, он присутствовал в церкви Святой Кристины в Пизе, в тот момент, когда Екатерины получила стигматы. В последующие два года он постоянно был с нею рядом, поэтому наверняка пренебрегал своими обязанностями лектора.

Раймонд был одним из тех, кому папа Григорий XI поручил (буллой от 1 июня 1375 года) проповедовать и подготавливать новый крестовый поход, что он делал, находясь с конца лета 1375 года в Пизе. Однако из этой затеи так ничего и не вышло. Вскоре Раймонд получил письмо от епископа Флоренции Анджело Рикасоли, и в течение лета 1376 года был вовлечен в переговоры, чтобы найти разрешение тех зарождающихся противоречий между Флоренцией и папством, которые вскоре после этого привели к Войне Восьми Святых. Флорентийцы попросили его возглавить делегацию в Авиньон для подготовки почвы для обсуждения.

Он прибыл в Авиньон между 18 и 28 июня 1376 года и выступил в качестве посредника и переводчика Екатерины в ее попытках добиться мира и убедить папу вернуться в Рим. 13 сентября, когда папа отправился из Авиньона в Рим, Екатерина и ее спутники также отправились в путь. В конце октября они встретились в Генуе с папским двором, чтобы поддержать намерение Григория XI продолжить свое путешествие в Рим.

После возвращения из Авиньона, Екатерина вместе со своими последователями провела несколько месяцев в родных сторонах, посвятив себя главным образом созерцанию и апостольской деятельности. Раймонд помогает ей в этом служении, выслушивая многочисленные исповеди кающихся.

В конце 1377 года Раймонда вызывают в Рим, чтобы обсудить с папой условия соглашения об умиротворении между Флоренцией и Церковью, предложенного флорентийским сторонником Екатерины Николо Содерини, но переговоры не привели к каким-либо конкретным результатам.

В начале 1378 года Раймонд снова становится приором римского монастыря Санта-Мария-сопра-Минерва. В последующие месяцы он посвятил себя исполнению своих новых обязанностей и проповеди при постоянном поощрении Екатерины, которая также советовала ему, как исполнять свои обязанности настоятеля, демонстрируя справедливость и доброжелательность по отношению к своим подчиненным.

27 марта 1378 года умирает Григорий XI. Последующий за этим выбор Урбана VI, а потом антипапы - Климента VII (Роберта Женевского), приводит к великому Западному Расколу. Раймонд сталкивается с возможностью раскола также внутри Доминиканского Ордена. Он, как и Екатерина становятся на сторону законного папы, всеми силами пытаясь образумить раскольников.

К своему великому сожалению, Раймонд не мог быть рядом с Екатериной в последние минуты ее жизни, потому как был послан папой Урбаном VI в качестве легата к королю Франции Карлу V. Когда он сел на корабль в Остии, Екатерина пришла проститься с ним. На глазах ее были слезы, ведь только она знала, что на этой земле они больше никогда не увидятся.

Раймонд так и не смог добраться к королю, поскольку путь лежал через Прованс – преданный антипапе. Он остановился в Генуи, чтобы проповедовать крестовый поход против раскольников.

В начале 1380 года ему был присвоен титул папского пенитенциария. В это время его выбирают провинциалом Ломбардии и в этом качестве он готовится к отъезду на Генеральный Капитул, который должен был состояться в Болонье. Утром 29 апреля 1380 года, когда он собирался покинуть генуэзский монастырь со своим багажом, он отчетливо услышал в своем сердце голос Екатерины: «Не бойся, я здесь ради тебя; Я нахожусь на небесах ради вас. Я буду хранить и защищать тебя. Берегите себя и не падайте духом: я здесь ради вас». Вознесшись к Господу, Екатерина ободрила наследника своего духа и сделала его продолжателем своих трудов по реформированию Церкви.

22 мая Раймонд был избран Генеральным Магистром Ордена, точнее той его части, которая осталась верна законному папе. Его предшественник – Магистр Элия Тулузский, стал на сторону антипапы. На посту Магистра Раймонд неустанно трудился над достижением единства Церкви под властью Римского Понтифика, над реформой Ордена, опустошенного чумой и расколом, и над прославлением Екатерины. Ему пришлось много натерпеться, чтобы вернуть свою монашескую семью к исполнению уставов, установленных святым Домиником, и восстановить первоначальное великолепие Ордена, сохранив его единство. Он много путешествовал по Италии и по всей Европе, как на благо Ордена, так и по заданию папы, принося в жертву свою натуральную склонность к жизни в безмолвии, учебе и усердии в молитве, проповеди и заботе о своем слабом здоровье.

Вкратце представим главные события его бурной деятельности на посту Генерального Магистра Ордена:

25 мая 1382 года – Раймонд председательствует на Генеральном Капитуле в Буде, а затем предпринимает путешествие по провинциям Венгрии и Богемии. Затем отправляется в Германию. В следующем – 1383 году, он снова прибывает в Богемию с двойной миссией: в качестве папского легата, при дворе короля Вацлава, и в качестве Магистра доминиканцев. Он ведет переговоры с королем, а также заводит дружественные отношения с архиепископом Праги – Яном из Енштайна. Зимой 1383-1384 года он издает ряд распоряжений, которые усиливают связь доминиканского studium generale с Пражским Университетом. С помощью своего друга архиепископа, он проводит политику замены Парижа на Прагу в качестве центра образования доминиканцев, во времена раскола. Эта ситуация продолжалась не долго, вскоре таким образовательным центром стала Болонья.

Летом 1384 и зимой 1384-85 годов он визитирует Тевтонскую Провинцию и по желанию герцога Альберта Австрийского, назначает Франца фон Реца ответственным за организацию теологического факультета в Вене.

В мае 1385 года он председательствует на Генеральном Капитуле в Вене. Он возвращается в Рим, где присутствует при перенесении реликвий св. Екатерины. Здесь, осенью 1385 года он приступает к написанию Жития Святой - Legenda (maior) s. Catherinae Senensis. В 1386 году он снова отправляется в Германию, чтобы заложить основы реформы в Ордене, продолжая переписку с архиепископом Праги.

Монастырь доминиканцев в Кольмар

В 1387 году он посетил Германию, Северную Италию, Романию и Умбрию. В мае 1388 года на Генеральном Капитуле в Вероне, он инициирует реформу в немецкой провинции. Во время своих визитаций Раймонд старается искать братьев, любящих Орден и преданных делу реформы, готовых взять на себя ответственность за его будущее. Настоящей находкой для него стал Конрад Прусский, которого он назначает руководить реформированным монастырем в Кольмар. Братья, вышедшие из этой школы, должны были распространять реформу в других монастырях провинции и всего Ордена.

В течение зимы 1391-1392 годов, в качестве папского легата он участвует в мирных переговорах, проходивших в герцогском дворце Генуи, после чего, по просьбе почитателей Екатерины Сиенской, возвращается к продолжению ее Жития. 18 июня 1392 года он писал, что закончил вторую часть этого труда.

В ноябре 1393 года он был назначен папским легатом на Сицилии, где провел большую часть 1394—1395 годов, призывая население к сопротивлению Авиньону. Его миссия считалась очень важной, настолько, что ему не позволили присутствовать на Генеральном Капитуле в Венеции 7 июня 1394 года. Из Палермо он заключил соглашение с Бонифацием IX о создании отдельной доминиканской провинции в Далмации и занялся проблемами нового монастыря в Вюрцбурге.

Осенью 1395 года он покинул Сицилию и отправился на север, чтобы заняться неотложным вопросом о реформе, которая была представлена в Нюрнберге в начале 1396 года. Он прибыл туда осенью 1396 года и назначил Конрада Прусского и других монахов из Кольмара в новый реформированный монастырь. Он оставался в городе до весны 1397 года, когда посетил несколько немецких монастырей: между маем и июнем Франкфурт, где проходил Генеральный Капитул. В июле он был в Майнце и Праге, а с августа 1397 года по весну 1399 года находился в Кёльне, где, как полагают, болел большую часть 1398 года. В своей реформе Ордена он также визитировал монастыри в Страсбурге (5 января 1398 года), Ротенбурге (16 апреля) и Шенештайнбахе (24 июля). 16 июля 1399 г. одним из своих последних распоряжений Раймонд назначил викария в Познань, дав задание провести реформу в Польше.

Все это время св. Екатерина продолжала передавать ему силу, усердие и утешение в соответствии с теми мыслями, которые она так много раз высказывала ему в своих письмах: «Утешайся, дражайший Отче, в сладостной Невесте Христовой, ибо чем больше скорбей и горечи умножается в тебе, тем больше Божественная Истина обещает сделать тебя сладостью и утешением».

Последние дни его земного странствия были периодом внутреннего очищения и освящения, в течение которого он достиг исключительного прогресса в духе смирения, которое можно назвать самой характерной добродетелью во всей его жизни, раскаяния, крайней и действительной бедности, терпения в немощах, которые сделали его почти парализованным.

В то же время он видел, что раскол Церкви становится еще более острым, и это нравственное испытание должно было быть для него очень тяжелым.

Он находился в монастыре в Нюрнберге в Баварии, когда почувствовал, что его силы иссякают. Он почил 5 октября 1399 года и был похоронен в монастырской церкви у алтаря Пресвятой Богородицы.

Его реликвии пробыли в Нюрнберге более века, затем их перевезли в Неаполь в церковь Сан-Доменико-Маджоре, где они покоятся и почитаются до сих пор. Культ Блаженного официально подтвердил папа Лев XIII в 1899 году, через 500 лет после его смерти.

Молитва

Боже, Ты призвал блаженного Раймонда искать Царствие Твое на пути совершенной любви, дай нам, укрепленным его предстательством, в радости духа идти путем любви. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Читай также:

«Житие св. Екатерины Сиенской»

«Я не хочу, чтобы вы считали себя лучше других» - послание бл. Раймонда

«Да не овладеют тобой мирские искушения» - письмо св. Екатерины бл. Раймонду

No Comment

Отправить комментарий