Санта-Мария-Новелла

8/06/2021, No Comment

Какой самый любимый туристами город в Италии? Правильно, угадали! Конечно же Флоренция. Каждый второй путешественник, побывавший в солнечной стране на Апеннинском полуострове, ответит именно так. По мнению экспертов, Флоренция не является самым красивым городом страны: есть города красивее. В тоже время во Флоренции не так много памятников архитектуры и произведений искусства, как в некоторых других селениях Италии. Но цветущий город волшебной силой манит к себе путешественников из разных уголков Земли. Люди, очарованные Флоренцией, влюбляются в неё с первого же взгляда.

Представьте себе, мы въезжаем во Флоренцию, в тот самый желанный город нашей мечты. На фоне насыщенно-голубого неба красуется огненный купол собора Санта-Мария-дель-Фьере. Можно только представить, сколько стараний приложил знаменитый архитектор Брунеллески, чтоб создать подобное сооружение, захватывающее дух. Рядом с куполом собора высится башенка Палаццо Веккьо. Пока в пышных залах дворца шли балы и обсуждения важных политических вопросов, в тесных камерах этой башни томились узники, вознося Богу последние молитвы. А вот и мост Понте Веккьо распростёрся над водами реки Арно. В прекрасных садах, когда-то принадлежавших семье Медичи, по-прежнему цветут кустарники, поют птиц и бьют прозрачные струйки фонтанов. Вдали слышен звук колоколов, доносящийся лёгким ветерком. Может, это колокол Санта-Мария-дель-Фьере или церкви монастыря Сан-Марко, а, возможно, и базилики Санта-Мария-Новелла?

По мнению многих туристов, путешествующих по Италии, Флоренцию невозможно познать за один, два дня и даже за неделю – столько тайн и загадок хранит в себе этот удивительный город. Потому в данной статье мы не ставим цель охватить вниманием всю Флоренцию, но поговорим лишь о её маленькой части, а именно о монастыре Санта-Мария-Новелла.

Давным-давно...

Посещая различные памятники архитектуры–дворцы, храмы, монастыри – мы привыкли сначала видеть современный облик сооружений, а потом лишь узнавать о истории строительства зданий и о тех исторических героях, которые трудились над созданием данного памятника. В нашем онлайн путешествии мы поступим иначе: постараемся пройти долгий путь строительства, благоустройства обители вместе с теми, кто на протяжении несколько веков прилагал усилия к созиданию этого прекрасного монастыря.

Итак, мы переносимся в VI век! Флоренция тогда не была большим городом с развитой торговлей и стабильным экономическим положением. Нападения германских войск, греко-готская война, которую вели византийцы, очень ослабили город, превратив его в небольшое селение. Многие дома горожан сгорели, пахотные земли были испорчены пожарами, население города пострадало от грабежа, убийств и насилия. В конце VI века военное положение немного улучшилось, флорентийцы стали восстанавливать жизнь в городе.

Настоящим выходом из сложившейся ситуации было разведение виноградников, чтоб в последующем можно было делать вино и продавать в другие селения. Предприимчивые флорентийцы нашли рядом с городом плодородные земли, ещё не испорченные завоевателями. Там они и решили разбить огромный виноградник. Шло время, а виноградный бизнес что-то как-то не клеился, и флорентийцы всерьёз забеспокоились. К тому моменту жители города уже давно были христианами и с большим благоговением относились к своей религии. Не зная, где искать помощи, флорентийцы взмолились Господу и Матери Божьей о заступничестве, ведь город из-за ужасного послевоенного положения находился в упадке, население голодало, многие умирали. И только эти виноградники могли спасти экономическое положение. Бог услышал молитвы несчастных флорентийцев, положение в городе стало улучшаться. В благодарность за небесную помощь горожане построили в виноградниках часовню Sancta Maria inter Vineas (или среди виноградников).

В Х веке, когда трудные времена миновали, небольшую часовню у ворот города стали называть Санта-Мария-Новелла (novella означает новая). Историки утверждают, что так назвали часовню из-за расположения её за пределами городских стен.

Прибытие доминиканцев

Как известно, Орден Проповедников образовался в XIII веке. Монахи с проповедью Слова Божьего стали ходить по многим городам и селениям различных стран Европы. Флоренция, безусловно, не была исключением. Доминиканцы прибыли в город в 1219 году и получили в распоряжение ту самую маленькую церковь Санта-Мария-Новелла. Небольшой общиной монахов-проповедников руководил тогда фра Джованни да Салерно.

Братьям пришлось здесь очень непросто: нужно было расширять и ремонтировать церковь, строить братские корпуса и другие монастырские здания, в тоже время непростительно забывать и о главном назначении монахов-проповедников: проповеди Слова Божьего людям. Нельзя сказать, что все флорентийцы приняли братьев нового Ордена с распростёртыми объятиями, скорее, наоборот. В те стародавние времена веру итальянцев подрывали многочисленные группировки еретиков, поэтому простые горожане уже боялись до селе невиданных религиозных движений.

Итак, бедные монахи, несмотря на их старания, не получали практически никаких пожертвований, сильно голодали и нуждались даже в самом необходимом.

Однако первый настоятель будущего монастыря фра Джованни да Салерно не привык унывать и вместе с братьями придумал одно необычное решение...

Монастырская аптека

Среди монахов-доминиканцев, пришедших проповедовать во Флоренцию, оказался один брат, разбиравшийся в медицине. Он предложил устроить при монастыре небольшую лечебницу, что-то вроде больницы. Во-первых, ухаживать за больными, помогать страждущим – доброе дело. А во-вторых, строительство лечебницы расширило бы популярность обители среди горожан,и, как следствие, увеличились бы пожертвования, на которые можно развивать монастырь. Ну какая же больница может обойтись без лекарств? Конечно, это невозможно. Потому братья обители разбили около церкви небольшой сад, где стали выращивать лекарственные травы, из которых впоследствии производили лекарственные средства.

Действительно, организация лечебницы при монастыре очень расширила его популярность: монахи производили лекарства, выращивали травы, ухаживали за больными и немощными.

Забегая вперёд, хочу заметить, что спустя четыре столетия с вышеописанных событий, а именно в 1612 году, в обители Санта-Мария-Новелла открылась аптека, общедоступная для горожан. Управляющим в ней был назначен фра Анджело Маркизи, который превосходно разбирался в химии и медицине.

В XVIII веке аптека славилась такими формулами лекарственных средств, которые не знали никакие фармацевты мира. Например, здесь производился лечебный напиток Aqua di Santa Maria Novella, который считался действенным лекарством против истерии. Надо заметить, что в аптеке производили не только лекарства, но и парфюмерию. Например, именно в Санта-Мария-Новелла постоянно заказывала духи знаменитая Екатерина Медичи.

Однако в XIX веке собственность монастыря была присвоена государством, аптека находилась на грани закрытия, и, если бы племянник одного из монахов, который нёс послушание в этой аптеке многие годы, не выкупил её, то о таком удивительном явлении в мире фармации остались лишь легенды. Сейчас аптека работает, при ней есть музей, а в нём бережно храниться память о многовековом труде монахов-доминиканцев, которые оказались неплохими фармацевтами.

Строительство базилики

Давайте вернёмся снова в далёкий XIII век... Теперь у монахов были средства для расширения монастыря, и оно действительно очень требовалось. Дело в том, что на богослужения и проповеди, которые произносили братья обители, стало собираться много народа. Маленькая монастырская церковь не могла вместить всех желающих помолиться или послушать Слово Божье. Поэтому братья обители приняли твёрдое решение перестроить небольшую церковь в огромную базилику.

В 1242 году началось строительство базилики. Оно продолжалось несколько веков. Однако и этого оказалось мало.

А дело всё в том, что доминиканцы очень любили проповедовать простому народу на площадях и улицах городов. Например, на проповедь во Флоренции фра Пьетро да Верона, того самого, который немногим позже принял мученическую смерть от рук еретиков, собралось послушать столько людей, сколько не могла вместить площадь перед монастырской церковью. Потому в 1287 году монахами было принято решение о расширении площади рядом с монастырём. Данная площадь позже получила название Санта-Мария-Новелла.

К этому времени уже было закончено сооружение нефов будущей базилики, и братья обители с радостью предвкушали, каким же прекрасным станет их монастырь, однако не всё было так просто. К концу XIII века строительство базилики и расширение монастырских зданий практически прекратились. У обители при всём старании монахов не было должного финансирования на такие грандиозные проекты.

В период до середины XIV века были построены помещение ризницы, зал капитула, предназначенный для собраний членов монашеского ордена, 68-метровая колокольня с висячими арками и трехстворчатыми окнами. Автором проекта этих сооружений считается флорентийский скульптор и архитектор Фра Якопо Таленти.

Однако богатые семейства Флоренции всё же не оставили без внимания строительство базилики.

Благодаря финансовому участию купца Мико де Гвидалотти, сделавшему ряд пожертвований в пользу доминиканского монастыря, к 1368 году была выполнена роспись стен Испанской капеллы, служившей когда-то помещением зала капитула.

Отделка фасада и работы над внутренним убранством храма затянулись ещё на несколько десятилетий, и были доведены до конца во многом благодаря средствам, полученным от представителей влиятельного флорентийского рода Ручеллаи. И только в 1420 году, спустя почти 200 лет с момента основания, в базилике Санта-Мария-Новелла совершилось первое богослужение. Но на этом благоукрашение церкви не закончилось.

В 50 – 70-х годах XV столетия внешний облик здания претерпел значительные преобразования. Отделочные работы проводились под руководством знаменитого архитектора Леона Баттиста Альберти.

По заказу мецената Джованни ди Паоло Ручеллаи прославленный мастер оформил декор главного входа и верхней части базилики. Так же появились витражные окна, здание приобрело четкость линий за счёт ритмичного рисунка квадратных вставок, выполненных из мрамора черного и белого цветов. Альберти украсил фасад геральдическими символами семьи Ручеллаи и надписью на латинском языке, повествующей о причастности знаменитого рода к строительству великолепного храма.

Изменение облика базилики

В период между 1565 и 1571 годами, были внесены очередные изменения во внутреннее и внешнее убранство базилики. Реставрационно-строительными работами теперь руководил Джорджо Вазари, популярный архитектор Эпохи Возрождения, пользовавшийся покровительством правителей Флоренции за свой талант. По проектам, созданным великим мастером, были немного сужены огромные, готические окна базилики. Вазари восстановил боковые алтари церкви и изменил ограждение хора.

Художник распорядился также замазать белилами бо́льшую часть старинных фресок, украшавших интерьер базилики, посчитав их устаревшими и потерявшими ценность. Одна из немногих работ, сохранившаяся после преобразований, – монументальное панно «Троица», принадлежащее кисти великого Мазаччо. Немалых размеров фреска (3 Х 6 метров) относится к 1425-1427 годам, и считается одним из первых произведений живописи, в котором применены законы перспективы, которые ранее не применялись в изобразительном искусстве.

Конец 70-х годов XVI века – это период, когда базилика Санта-Мария-Новелла приобрела свои окончательные очертания, какие мы можем видеть сегодня. К этому времени были возведены все пять капелл храма, клуатр (клуа́тр — окружённый стенами квадратный или прямоугольный внутренний двор, примыкающий к комплексу зданий средневекового монастыря или церкви. Служил нуждам клира и монастырской братии и был недоступен для мирян), монастырские помещения (трапезная, монастырские корпуса с кельями) и закончены преобразования внутреннего убранства архитектурного комплекса. Невероятной красоты здание базилики Санта-Мария-Новелла никогда не подвергалось нападениям и разграблению. Великолепный интерьер, созданный гениальными итальянскими мастерами XIV-XVI веков, сохранился в первозданном виде и сегодня мы можем любоваться этими неповторимыми произведениями искусства.

Учёные монахи

Прежде чем рассказать о том, как же выглядит базилика сегодня и что представляет собой монастырь в наши дни (вернее то, что от него осталось), поговорим о жизни монахов в обители Санта-Мария-Новелла на протяжении с XIII по XIX век. Конечно же доминиканцы должное внимание обращали на духовное образование молодых монахов. Новиции в стенах обители изучали философию, теологию и Священное Писание, а также уделялось время изучению математики и астрономии. Флорентийский монастырь вскоре после появления в нём первых насельников стал ориентиром городской жизни благодаря культуре и образованности его монахов, а также благодаря их участию в политической жизни города. Девизом братьев обители было «Contemplari et contemplata aliis tradere», другими словами «Созерцать и передавать другим плод созерцания», что олицетворяет образ жизни основателя их ордена – св. Доминика.

В конце XIII века монастырь Санта-Мария-Новелла стал резиденцией Studium Generale – университета, способного присуждать академические звания, признанные во всем христианском мире того времени. Для того, чтобы оправдать звание учебного заведения, нужно было нанять штат преподавателей, а ещё построить монастырскую библиотеку. Помещения монастыря пришлось расширить, чтобы разместить там ценные книги. Для этого было сооружена грандиозная библиотека. Строительство здания закончилось в первой половине четырнадцатого века, архитектором проекта стал фра Якопо Пассаванти, в честь которого названа нынешняя библиотека при базилике Санта-Мария-Новелла. Как и во всех монастырях доминканцев, в Санта-Мария-Новелла молитва, учеба и послушания гармонично сочетались между собой, и на обучение в обитель устремились многие молодые люди со всей Италии, желавшие посвятить себя служению Господу.

Угасание монашеской жизни

К сожалению, в XIX веке в обители Санта-Мария-Новелла практически не осталось насельников. Власти города посчитали нецелесообразным оставлять такой монастырь. Поэтому имущество обители было присвоено государством, монастырские здания арендовали различные предприятия, а аптеку, как упоминалось выше, выкупил богатый племянник одного из монахов. Таким образом, к большому сожалению, монашеская жизнь в обители угасла. Однако небольшое число монахов-проповедников и сегодня проводит богослужения в базилике Санта-Мария-Новелла и с грустью рассказывают посетителям церкви о былом величии средневекового монастыря.

Базилика сегодня

С первого же взгляда базилика поражает посетителей своим неповторимым великолепием. В интерьере храма нефы образуют гармоничное и выразительное пространство, верхняя часть которого поддерживается при помощи пилонов. Огромные арки со стрельчатыми сводами и череда мраморных колонн создают ощущение устремленности ввысь, что характерно для готических соборов. Потолок оформлен в том же готическом стиле и украшен нкрустациями из белого и темно-зеленого камня. Боковые стены базилики декорированы яркими витражами и чудесными фресками с изображением Девы Марии, Христа и святых.

В зале церкви, где располагаются скамейки для прихожан, находится 6-метровый «Расписной крест». Это восхитительное произведение, выполненное основателем итальянской школы живописи, Джотто ди Бондоне.

Главный алтарь базилики, установленный в центральной части, считается одним из самых красивых во Флоренции. Здесь можно увидеть чудом уцелевшие фрагменты старинных византийских фресок, которые уничтожались художниками XV-XVI веков как устаревшие и не имеющие ценности.

Каждая из капелл огромной базилики по-своему уникальна и неповторимо красива. К созданию шедевров живописи и скульптур, украшающих интерьер храма, были причастны такие великие мастера, как: Доменико Гирландайо, Джамболонья, Фра Филиппо Липпи, Джулиано да Сангалло, Лоренцо Гиберти, Бернардо Росселлино и многие другие.

В небольшом помещении архитектурного комплекса бывшей обители, служившим когда-то трапезной, находится музей, в котором хранятся ценные рукописи, фрески, старинные книги, церковная утварь и прочие любопытные экспонаты, несущие память о когда-то большом монастыре, которого сейчас уже нет.

На территории базилики Санта-Мария-Новелла в наши дни проходят экскурсии. На них можно попасть только платно, однако билеты не очень дорогие. Всё равно очень жаль, что из святого места сделали просто памятник архитектуры и точку пополнения государственного бюджета.

Заключение

На этом мы заканчиваем наше маленькое путешествие по Флоренции. Много тайн и загадок древнего города остались нераскрытыми, но нам ещё предстоит о них узнать. Наверное, вы слышали о популярной традиции путешественников: когда турист хочет вернуться в какое-то понравившиеся место, он бросает монетку в ближайший водоём и "загадывает" желание. Давайте мысленно бросим монетку - российкий рублик, белорусскую копеечку, украинскую гривенку, – в бурлящие, голубовато-зелёные воды могущественного Арно. А ещё искренне пожелаем от всей души, чтоб доминиканский монастырь Санта-Мария-Новелла снова возродился и монашеская традиция никогда больше не угасла в этом прекрасном уголке Флоренции!

Следующее путешествие во Флоренцию: монастырь Сан-Марко

No Comment

Отправить комментарий