Архитектура
Когда взираешь на прекрасную базилику Сан-Эусторджо, не хватает слов чтобы в полной мере описать красоту этого старинного здания, за плечами которого стоит огромная многовековая история. Однако мы попробуем немного рассказать про архитектуру и особенности базилики и прилегающих к ней часовен. Фасад церкви имеет типичную остроконечную форму, с небольшими арками, выступающими под верхним карнизом, тремя порталами (массивными дверями с округлым верхом), каждый из которых увенчан мозаичным люнетом (место, где свод пересекается со стеной), и многоточечным окном (окно, разделённое на две части с помощью небольшой колонны), а центральная дверь окружена двумя одинарными стрельчатыми окнами.
В левом углу, примыкающем к фасаду доминиканского монастыря, находится кафедра, с которой проповедовал знаменитый инквизитор Пьетро Веронский. К слову, этот великий человек бывал в этих краях во время борьбы с ересью катаров, которая закончилась его мученической кончиной. Но продолжим про особенности архитектуры базилики.
На южной стороне базилики расположены апсиды дворянских часовен, построенных между четырнадцатым и пятнадцатым веками, однако за несколько веков они пришли в упадок, потому часовни были восстановлены между 1864 и 1872 годами талантливым архитектором Энрико Терзаги, который устранил ошибки прошлых мастеров. Ценным источником информации о восстановлении базилики является хроника, написанная священником Паоло Роттой, который следил за всеми этапами вмешательства в перестройку часовен вместе с инженером Андреа Пировано Висконти: оба они будут главными героями в течение нескольких лет строительства.
Колокольня, расположенная в задней части церкви, была построена между 1297 и 1309 годами в типичном ломбардском стиле из кирпича и каменного тесаного камня. Высота строения 75 метров, а внутри нее находится 6 колоколов. Наверху вместо обычного креста возвышается 8-конечная звезда, символ звезды, которая привела волхвов в Вифлеем на поклонение ко Христу. А ещё на этой прекрасной колокольне находились первые общественные часы в Италии.
Внутренние убранство
Внутренняя часть базилики, от главного входа до апсиды, имеет длину 70 метров и разделена на три нефа без перегородки, увенчанной крестовыми сводами с цилиндрическими складками. Ширина без учета часовен составляет 24 метра. Всего семь пар связочных столбов, пять из которых составлены неоднородно с чередованием пар полуколонн и пилястр.
Далее мы поговорим о некоторых элементах базилики, представляющих исторический и художественный интерес, входящие в комплекс бывшего монастыря…
Главный алтарь
Главный алтарь украшает Анкона Страстей (композиция из нескольких скульптур, изображающих сцены из земной жизни Христа), построенная по заказу Джан Галеаццо Висконти – знаменитого итальянского графа и благотворителя. Анкона была создана в конце четырнадцатого века. Она украшена несколькими скульпторами, в том числе работы скульптора Якопино да Традате: мраморный полиптих состоит из девяти рельефных панелей. Алтарь также увенчан статуями святых и шпилями.
Раннехристианское кладбище
Уже в середине ХХ века было выявлено, что базилика Сан-Эусторджо неспроста была построена именно на этом месте. Археологические раскопки, проведенные в 1950-1960-е годы, выявили фрагменты гробниц и надгробий, которые были оценены как артефакты первых веков нашей эры. Как считают археологи, в этих гробницах были похоронены останки первых христиан. Возможно, здесь были когда-то захоронены и тела мучеников за веру во время языческих гонений. И спустя годы Бог не оставил без внимания это святое место, где была построена базилика.
Анкона Волхвов
Данное произведение искусства, шедевр миланской скульптуры 1347 года, приписываемый Якопино да Традате (знаменитый итальянский архитектор), сооруженный по заказу Джана Галеаццо Висконти для украшения главного алтаря. Триптих состоит из трёх остроконечных панелей, содержащих эпизоды из жизни трёх волхвов. В частности, в центре изображено Поклонение волхвов, на заднем плане – ангельский концерт. Слева весть ангела волхвам об их отбытии (фрагмент из евангельской истории, где ангел велел волхвам другими путём отойти в свою страну), а справа волхвов принимает Ирод. Фронтальной частью алтаря служит барельеф, также датируемый четырнадцатым веком, который, как полагают, является фрагментом гробницы Уберто III Висконти, когда-то сохранившейся в церкви.
Под престолом, недавно перенесенным в соответствии с новыми правилами, находится саркофаг тринадцатого века, в котором покоятся останки святых Евсторгия (покровителя базилики), Маньо и Онорато.
Часовня волхвов
В правом трансепте базилики находится древнеримский саркофаг, в котором, по преданию, хранились останки трех волхвов, которых святой Евсторгий перевез из Константинополя в базилику Санта-Текла. Как уже говорилось, мощи были украдены во время разграбления войск Фридриха Барбароссы в 1162 году. Частично возвращенные в 1904 году, они в настоящее время хранятся в святыне, расположенной над алтарем часовни.
Рядом с саркофагом находится фреска четырнадцатого века, изображающая святого Евсторгия. На входной арке вверху находится картина конца пятнадцатого века, изображающая «Поклонение волхвов».
Часовня Висконти
Доминиканские мотивы мы находим также в часовне Висконти, которую также называют часовней св. Фомы Аквинского. Это частично сохранившаяся фреска «Триумф Святого Фомы».
Святой Доктор восседает на троне сидит в центре композиции, в черно-белом облачении Ордена, одна рука святого застыла в жесте благословения, вторая – держит раскрытую книгу – свою «Сумму Теологии». Высоко на небесах кружат Ангелы, в центре, над образом Фомы - Благословляющий Христос, вокруг символы Евангелистов и Пророков. Трон св. Фомы окружен Учителями Церкви. Ученики, сидящие на скамье, внимают божественному учению.
Часовня Портинари
В задней части базилики находится величественная капелла, построенная между 1462 и 1468 годами по велению флорентийца Пиджелло Портинари, агента банка Медичи в Милане. Часовня основана в честь св. Петра Веронского, доминиканского проповедника, жестоко убитого еретиками в 1252 году недалеко от этого города, о нем мы уже упоминали ранее. По преданию фра Пьетро направлялся именно в обитель Сан-Эусторджо для проповеди слова Божьего и борьбы с ересью перед своей мученической кончиной.
Часовня состоит из двух комнат квадратной формы, увенчанных куполами , представляет собой наиболее очевидное свидетельство применения архитектуры флорентийского стиля в Милане пятнадцатого века (подобные формы в архитектуре использовались в основном во Флоренции).
У входа в часовню на своем первоначальном месте сохранились два больших литых бронзовых подсвечника, изготовленных в 1653 году.
В центре капеллы Портинари находится знаменитый Саркофаг святого мученика Петра, где похоронены его останки, шедевр творчества Джованни ди Бальдуччо из школы Джованни Пизано, заказанный доминиканцами для того, чтобы там можно было разместить мощи святого. Авторство работы подтверждается надписью, помещенной на саркофаге: «MAGISTER IOANNES BALDUCII DE PISIS SCULPSIT HANC ARCAM ANNO DOMINI MCCCXXXVIIII» («Мастер Джованни ди Бальдуччо из Пизы изваял этот ковчег в год Господень 1339»).
Саркофаг из лучшего мрамора представляет собой прямоугольный сундук с крышкой в виде усеченной пирамиды, на которой расположена остроконечная скиния, откуда открывается вид на статуи Марии Ассизской, Святого Доминика и Святого Петра Мученика. Его поддерживают восемь колонн из красного веронского мрамора, на фоне которых расположены восемь статуй, изображающих основные добродетели (спереди слева: Справедливость, Умеренность, Стойкость, Благоразумие) и богословские добродетели (сзади слева: Послушание, Надежда, Вера, Милосердие). Над ними панели, окружающие саркофаг, слева направо изображают события из жития святого Пьетро Веронского: Похороны Святого, Канонизацию Святого, Чудо на Корабле, Перевоз тела Святого, Исцеление немого, Чудо с облаком, Исцеление больного эпилептика, Убийство Святого.
Заключение
Вот и подходит к концу наше небольшое, но чудесное путешествие по базилике Сан-Эусторджо. Хочется верить, что со временем в этом святом месте восстановится иноческая жизнь, и, как прежде, здесь будут звучать мотивы монашеских молитв, пламенные проповеди доминиканцев, которые послушать будут собираться множество людей. А пока каждая стена, скульптура, каждый камень на территории базилики хранит в себе память о временах расцвета замечательного монастыря Сан-Эусторджо. Будем надеяться, что Господь никогда не покинет этого святого места, а каждый из нас когда-нибудь в жизни вживую увидит прекрасную базилику и получит незабываемые впечатления!
А. К.
Отправить комментарий