Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими

11/02/2023, No Comment

Проповедь De sanctis в день Поминовения Усопших Перегрина Опольского.

Gaudere cum gaudentibus, flere cum flentibus (Рим 12,15).

Церковь отмечает одновременно два праздника, а именно – торжество Всех Святых и праздник всех душ и людей умерших. Первый – праздник радости, второй – плача. Посему эти два установленных праздника приносят умершим пользу. Ибо вчера мы радовались с радующимися, то есть со всеми святыми, которые ныне радуются с Богом на небесах. Сегодня мы должны плакать с плачущими, а именно с теми, кто почил. И так в этих словах мы можем подчеркнуть три правды. Во-первых, кем являются те, с которыми мы должны плакать и кому наш плачь помогает. Во-вторых, какова причина плача. В-третьих, что мы должны для них именно сегодня сделать.

Если речь идет о первом, то обрати внимание, что плачущий помогает умершим. Но не всем умершим. Ведь для тех, кто умирает, не примирившись с Богом, наш плач не является помощью. Посему заметь, что одни умирают не примирённые с Богом, другие же – примеренные с Ним. Те, кто умирает не примеренные с Богом – это грешники, которые уходят из мира в смертных грехах и не заботятся о том, чтобы исповедаться. Это язычники, евреи, еретики и плохие христиане. Для всех них отведено место в преисподней.

Так читаем в «Житиях отцов» о святом Макарии, который нашел в пустыне голову какого-то умершего человека и заклинал ее, чтобы сказала ему, кому она принадлежит. И она сказала ему, что была головой одного язычника. А святой Макарий спросил: «Где твоя душа?» Голова ответила: «В аду. Там под нами огонь такой глубокий, как от неба до земли». Макарий спросил: «Есть ли такие, что находятся ниже вас?» Ответила ему: «Под нами находятся плохие христиане, которые приняли христианскую веру, но не служили Христу благими делами. Они горят в большем огне, чем мы». Ничего удивительного, что христиане горят в аду в большем огне, чем другие неверные люди, ибо тела помазанные сильнее горят, чем не помазанные. А христиане были помазаны елеем и миром, поэтому болезненней ощущают действие огня. Посему в намерении тех, кто в аду, не следует плакать, ибо наш плач повредил бы им, не был бы им в помощь, ибо из ада нет искупления. Посему говорит святой Августин: «Если бы я знал, что мой отец в аду, не плакал бы о нем более, чем даже о дьяволе».

Не примиренные с Господом умирают дети еще не окрещённые, которые не совершили никакого поступка против Господа. Для них отведено место там, где пребывали в преисподней святые отцы перед страстями Господними. Они не страдали там от какой-либо муки, кроме невозможности созерцать Бога. О них также не следует плакать.

С Господом умирают (ср. Откр 14,13) благие и святые люди, которые живут безгрешно и уходят из мира без смертных грехов. И для таковых отведено место в небе. О них также не следует плакать, ибо они не нуждаются в нашем плаче и в какой-либо помощи. Они умирают в Господе, уповая на Господа. Есть три рода таких людей. Первые – те, кто уходит из этого мира с назначенным им покаянием, которое полностью еще не исполнили. Вторые – те, кто исполнил назначенное им покаяние, но сделали это небрежно. Они должны совершить воздаяние. Третьи – таковые, кто уносит с собою повседневные грехи. Для всех таковых определено место в чистилище. И это плакать о них призывает нас Апостол.

Во-вторых, следует заметить, какова причина их плача. Сказано же, что плачут они по четырем причинам. Во-первых, из-за упущения покаяния, ибо они обещали, что будут совершать покаяние при жизни, когда могли с пользой его совершить, ибо теперь они должны исполнить год покаяния за один день. Посему Григорий размышляет над этим псалмом: День Твой во дворах Твоих лучше тысячи (ср. Пс 83,11), то есть: «Если ты, грешник, находишься в смертном грехе один день, будешь за него покаран в будущей жизни тысячью дней, если же выстоишь один день как следует, в праведности, будешь вознагражден тысячью дней в жизни будущей». Поэтому Иов просил Господа, говоря: Отпусти меня… Господи, чтобы я немного оплакал скорбь мою (ср. Иов 10,20). И верно говорит: немного, ибо за то, что здесь человек может выплатить в короткое время, там будет должен понести намного большее наказание.

Во-вторых, плачут они из-за очень огромной кары чистилища, которая превышает всяческую временную кару. Ибо как огонь, нарисованный на стене, является чем-то иным, чем наш огонь, то есть земной огонь, точно так земной огонь иной, чем тот, от которого души страдают в чистилище. А что же будет с адским огнем?

В-третьих, плачут они, потому что были забыты своими близкими, ибо забывают о них друзья, которые очень могли бы они им помочь. И потому взывают с Пророком: Я забыт, извергнут из сердца, как мертвый (ср. Пс 30,13). Близкие так долго заботятся о них, пока их не погребут. А потом погибла с треском память о них (Пс 9,7).

В-четвертых, плачут они из-за ожидания прощения, ибо не знают, когда их наказание окончится. Примером тому служит один отшельник, который узрел в чистилище две души. Одна сильно плакала, хотя наказание доходило ей до лодыжек. Вторая стояла в наказании по шею и смеялась. Когда отшельник удивился, было ему сказано, что первая, хоть и меньше страдает, плачет потому, что не знает, когда будет конец ее наказанию. Вторая смеется, ибо именно теперь родился в ее семье мальчик, который станет священником. Когда будет он служить свою первую мессу, тогда душа та будет избавлена. Из-за этих четырех причин мы должны плакать, ибо наш плачь помогает душам умерших после их осуждения.

В-третьих, следует заметить, что им помогает. Сказано же, что это четыре вещи. Первая – молитва. Апостол говорит: Святая и спасительная мысль – молиться об умерших, чтобы были от грехов освобождены (2Макк 12,46 (Вульгата)). На это имеем весьма славный пример святого Григория, который своими молитвами освободил от мук умершего пятьсот лет назад и терпящего наказание императора Траяна.

Вторая – давание милостыни. Посему Исаия говорит: раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся (Ис 58,7). А далее такие слова: тогда свет твой взойдет во тьме (Ис 58,10), то есть будешь освобожден от наказаний и адской тьмы. Посему некий добрый человек увидел, что, когда давали милостыню за души умерших, так как и сегодня, тогда они с великой радостью вознаграждали дающих, ибо благодаря этому возносились в небо.

Третья – месса. Посему Иов взывает: Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои, ибо рука Господня коснулась меня (Иов 19,21). Посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено (Неем 8,10), то есть тем, кто находится в чистилище. Примером тому служит один монах, который узнав, что его собрат страдает в чистилище, отслужил тридцать месс и освободил его от наказания.

Четвертая – пост. Ибо если бы кто-то, обязавшись совершить пост, но из-за скоропостижной смерти сам не смог его совершить, и попросил своего друга совершить пост за него, мог бы избежать наказаний чистилища. А это должно происходить с согласия священника. И это правда. Свидетельствует о том один пример, переданный одним славным учёным. Одной женщине, после смерти ее мужа, когда она обнищала, явился дьявол, говоря, что поможет ей разбогатеть, если только она исполнит его волю. Когда она это пообещала, дьявол приказал ей принимать в своем доме духовных особ и заниматься с ними блудом. Во-вторых, днем принимать убогих, а на ночь их выгонять. В-третьих, мешать в церкви молитвам. В-четвертых, никому не исповедоваться. И когда уже приблизилась ее смерть, и сын склонял ее к исповеди, она открыла ему свои деяния и сказала, что не может исповедаться, и что исповедь ей не поможет. Но когда он усилил просьбы и поклялся, что исполнит за нее покаяние, она с сокрушением послала за священником. Но, прежде чем пришел священник, злые духи бросились на нее. Охваченная при их виде страхом и трепетом, испустила дух. Сын же исповедал грех матери и принял семилетнее покаяние. После его окончания, узрел матерь, которая благодарила его за свое освобождение.

Посему, попросим же Господа и т.д.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий