Вспомните о делах отцов наших, которые они совершили в своих поколения, и вы приобретете великую славу

11/01/2023, No Comment

Проповедь De sanctis в праздник Всех Святых Перегрина Опольского.

Mementote operum patrum, quae fecerunt in generationibus suis, et accipietis gloriam magnam (1Макк 2,51).

Эти слова произнес Маттафия, муж святой, который был ревностным защитником закона, своим сыновьям, чтобы они помнили об отцах и т.д. Этот Маттафия символизирует Бога – Отца нашего, который обращается к нам, христианам, как к своим сыновьям, чтобы мы помнили о делах, которые совершали наши отцы, то есть святые, торжество которых мы сегодня празднуем. Благодаря этим деяниям они обрели царство небесное, чтобы мы – взирая на их деяния и жизнь, и отражая их как в зеркале – также обрели жизнь вечную и царство небесное.

Так, во-первых, мы должны помнить, почему мы празднуем торжество Всех Святых. Во-вторых, благодаря чему эти святые удостоились спасения.

Если речь идет о первом, то обрати внимание, что торжество Всех Святых постановили праздновать по четырем причинам. Во-первых, из-за освящения церкви. Ибо когда римляне господствовали над всем миром, построили один огромный храм, в середине которого поставили своего языческого идола, а вокруг него – божеств всех стран. Если какая-то провинция хотела взбунтоваться против римлян, то сразу, управляемое дьяволом, божество той земли отворачивалось задом к божеству римлян, показывая, что земля та уходит из-под их господства. Римляне же тотчас посылали туда многочисленное войско и снова завоевывали ее под свою власть. Так, во времена императора Фоки*, когда римляне уже давно приняли веру Христову, папа Бонифаций** попросил императора передать этот храм Церкви. Папа, при горящих свечах, выбросив мерзость и грязь всех идолов, посвятил его Деве Марии и всем святым. А потом папа Григорий*** установил праздник и таким образом храм, который был предназначен для поклонения всем языческим божествам, был посвящен всем святым.

Во-вторых, это торжество было установлено для дополнения списка святых, которых не помянули (в календаре). Ибо мы опустили множество святых, о которых не сделали даже никакого упоминания. Ибо мы не в состоянии установить праздник для каждого святого, ибо велико их множество. Ибо их много, как говорит святой Иоанн в Откровении: увидел я великое множество, которого никто не мог перечесть… стоящее пред престолом Бога (ср. Откр 7,9). Ибо так говорит Иероним в одном документе, который помещен в начале его Календаря: «за исключением первого января нет дня, в котором нашлось бы около пяти тысяч святых мужей. И поэтому Церковь справедливо постановила, что поскольку мы не можем отмечать праздник каждого святого индивидуально, по крайней мере, должны почтить их вместе». Должны мы также это сделать по причине короткого времени, так-как даже всех дней в году не хватило бы на это.

В-третьих, праздник этот был установлен для умилостивления небожителей. Ибо хотя мы отмечаем торжества только немногих святых, и то делаем это так небрежно, что, чем больше и более торжественных праздников отмечаем, тем больше грешим. Ибо люди в праздничные дни наиболее напиваются, предаются разврату, танцуют и более заняты в такой день исполнением воли дьявола, чем заботой о служении Христу и поклонением Ему. Посему говорит Господь устами Иеремии: неприятели смотрят на него и смеются над его субботами (Плач 1,7). Говорит также Господь: торжественные праздники ваши ненавидит душа Моя (Ис 1,14). И что бы мы не упустили в своем небрежении, в этот день мы должны воздать. Так и тот, кто оскорбил кого-либо из королевских придворных, находится в плохом положении и это вменяется ему как преступление. Когда же он удовлетворит оскорбленного, одновременно все перестают на него гневаться. Точно так если кто-либо оскорбит одного святого, одновременно оскорбляет всех. И поэтому сегодня мы должны воздавать и благочестиво их прославлять, чтобы мы никогда не навлекли на себя их недоброжелательность, но скорее сохранили их дружбу.

В-четвертых, праздник этот был установлен ради нашей пользы. Воистину, огромную пользу имеет на этом свете тот, кто имеет множество друзей при дворе короля или иного властителя. Ибо, если ему нужно что-либо решить у короля, может благодаря этому лучше уложить свои дела. Точно так и со всеми святыми. Ибо когда мы с благочестием чтим торжество одного святого, или нескольких святых, тогда обретаем заступничество всех других. Когда же благочестиво празднуем торжество Всех Святых, как делаем это сегодня, тогда получаем более значительную помощь на небесном дворе, пред обличьем всевышнего Царя, нашего Творца. Эти святые молятся о нас и было бы чем-то неправдоподобным, чтобы Он не выслушал их.

То же, что они молятся о нас, как например сегодня, открывает одно видение. Когда в этот день смотритель церкви святого Петра благочестиво обходил все алтари и просил заступничества всех святых, остановился на минутку перед алтарем святого Петра. Впав в восхищение, он увидел сидящего на высоком троне Царя и всех Его ангелов вокруг Него. И тогда пришла Дева в сверкающей короне, а за Нею шло множество девиц с пением. Царь, увидев Ее сразу встал, уступая свой трон, и тотчас приказал ей воссесть. Потом явился некий муж в одеянии из верблюжьей шерсти, а за ним – достойные старцы. Потом муж в епископских ризах вместе с многими себе подобными, наконец – многочисленные воинства других. Так все подошли к трону Царя и на коленях Его почтили. Тот же, кто был одет в епископские ризы, начал читать вместе с другими утренние молитвы. Ангел же, который вел этого смотрителя церкви святого Петра, изложил ему видение. Он сказал, что предводительствующая Дева – это Матерь Божья, муж в одеждах их верблюжьей шерсти – Иоанн Креститель с другими патриархами и пророками, муж в епископских ризах – святой Петр с другими апостолами, а все остальные – это мученики, члены рыцарских орденов и исповедники. Все они явились пред Царем для того, чтобы принести благодарение за почтение, какое они встречают в этот день, и чтобы молится за весь мир. Потом ангел привел его в другое место. Увидел он там каких-то людей обоих полов, которые наслаждались различными неописуемыми радостями. Показал также множество нуждающихся, просящих помощи. И сказал, что это место – чистилище, те же души изобилуют всем, а помощь для них приходила от их друзей, нуждающиеся же – это те, о которых никто совсем не беспокоится. И он наказал рассказать обо всем этом папе, чтобы после дня Всех Святых он установил День Поминовения, чтобы те души, которые не могут иметь молитв индивидуально им посвященных, по крайней мере могли воспользоваться общими молитвами. И таким образом ясно видно первую причину, по которой было установлено торжество Всех Святых. И поэтому мы должны об этом торжестве помнить. Посему также было сказано: Вспомните о делах.

Во-вторых, мы должны помнить о наших отцах, то есть обо всех святых, о том, что они совершили в своей жизни, и обо всех делах, благодаря которым обрели великую славу. Когда какой-либо художник хочет нарисовать прекрасный образ, он должен иметь натуру, на которую смотрит. Точно так и с нами. Если мы хотим быть спасенными, мы должны улучшить нашу жизнь согласно примеру, который нам оставили святые в своих делах. А поскольку нелегко, и даже невозможно, рассказать обо всех их делах, посему Церковь в день этого праздника, и в его вигилию читает евангелие о их деяниях, благодаря которым они стали спасенными.

И сначала говорит: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф 5,3). Следует же отметить, что существует двоякое нищенство: духовное и касающееся имущества. Нищенство касательно имущества то, которое терпят бедняки, настоятельно просящие милостыни, необходимых им вещей. Такое нищенство следует переносить с терпением, ибо оно не останется без вознаграждения. Ибо Бог дважды не наказывает за то же самое. Посему, если его переносим терпеливо, становится средством очищения, как это видно на примере Лазаря. Нищенство же духовное является таким нищенством, которое ведет к блаженству; и о таковом следует стараться. Соглашаются на таковое монахи, которые оставив все, живут в бедности ради Христа. О, сколь же убогим был Христос в момент рождения, в течение жизни и в час смерти. Поэтому Петр от имени всех взывает: Вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Мф 19,27).

Во-вторых, были они кроткими. Посему сказано о них: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф 5,5), то есть землю живых. Кроткие это те, которые никого не обижают, не держат в сердце никакого гнева или обиды, но терпеливо переносят всяческие кривды. Таким был Стефан, который молился за людей, которые побивали его камнями (ср. Деян 7,59-60). Такими были многие другие.

В-третьих, оплакивали они свои грехи и грехи иных. Посему сказано: Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф 5,4). Таким был Петр, который оплакивал свой грех отречения и Мария Магдалина, которая также плакала.

В-четвертых, они любили справедливость, и посему сказано о них: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф 5,6). Справедливость же — это добродетель, которая воздает каждому то, что ему принадлежит: Богу – душу, земле – тело, вельможам – славу, а ближнему – то, что он желает.

В-пятых, были они милосердными. Посему сказано: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф 5,7). Разве не были милосердными Николай или Мартин?

В-шестых, они любили целомудрие. Поэтому читаем о них: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф 5,8). Такими были девы, как видим это на примере Екатерины и других девиц.

В-седьмых, несли они мир. Посему читаем о них: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф 5,9). Таковыми были апостолы, ибо так сильно несли мир, что с радостью шли на муки. Посему таковы были деяния святых, о которых мы всегда должны помнить, чтобы мы, поступая подобно, одержали от Бога великую славу, которую они одержали как свое наследие. Насколько же велика эта слава – зависит от особы дающего, ибо дает ее Бог Отец, а также зависит от особы получающего, ибо одерживают ее только великие люди, только цари и царицы. Воистину, велика эта слава для человека, когда Бог Отец даст ему наследие, а скорее – отдельное царство. Именно тому, кто может и не имел в этом мире даже одного пастбища. Царство, в котором Сын Божий, подходя, будет служить им (ср. Лк 12,37), Святой Дух будет прибавлять сладость блюдам, а Мария будет радостно танцевать с девами. Пусть же нас к Нему приведет.

* Флавий Фока, византийский император-узурпатор (602-610 гг.)

** св. Бонифаций IV, папа (608-615 г.), храм был посвящен Деве Марии и всем мученикам.

*** Григорий III в середине VIII века освятил 1 ноября в честь всех святых одну из капелл собора святого Петра и в честь этого события передвинул дату празднования дня Всех Святых на 1 ноября. Столетием позже Папа Григорий IV сделал 1 ноября общим для всей Католической Церкви праздником в честь Всех Святых, а Карл Великий повелел отмечать этот праздник во всей империи франков.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий