Восток. Традиция исихазма

10/30/2023, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Харизматическая молитва в средневековье пример Братьев Проповедников, II. Харизматические аспекты тайной молитвы в средневековье. 1а.

Здесь мы будем говорить о созерцательной и личной молитве. И нельзя здесь будет обойтись без небольшого взгляда на Восток, на монахов, а особенно отшельников. В среде отшельников была жива тысячелетняя традиция созерцания, которая в конце концов отождествилась с самим отшельничеством. Называют ее исихазмом. Конечно, молитва исихастов не является сама в себе харизматической, но следует о ней упомянуть, чтобы увидеть эту последнюю в контексте традиции.

Исихазм стремиться привести созерцающего к миру посредством «святого безразличия», постоянного внутреннего сосредоточения, постоянного сохранения трезвого сознания и памяти о Боге.

В VII веке св. Иоанн Лествичник в своем духовном труде Лествица, который получил необычайную популярность, таким образом представляет общее настроение исихазма: «Исихия – это неустанная адорация в присутствии Бога. Пусть активная память об Иисусе соединиться с твоей преданностью, и тогда ты познаешь полезность того, что называется исихией».

Мы подчеркиваем три члена этого определения, которое получило огромную популярность:

1) Спокойное состояние адорации.

2) Активная память об Иисусе. Является она настолько непрерывной, что Лествичник сравнивает ее с человеческим дыханием; ибо так как оно никогда не прекращается, всегда является активным. Такую интерпретацию придают этому предложению современные экзегеты. Ранее, на протяжении длительного времени, как мы увидим, понимали его иначе.

3) Постоянно трезвое сознание. Св. Иоанн Лествичник советует для сохранения памяти об Иисусе «монологическую» молитву, заключающуюся в непрерывном повторении краткого воззвания к Иисусу.

Из этой традиции, а особенно из процитированного нами предложения, будет выводиться в XIV и XV веках, особенно на горе Афон, исихазм очень систематизированный и сводимый к некому методу, благодаря установлению единой формулы «монологической» молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня». Российские отшельники прибавят к ней еще слово: «грешного». Называется это «Иисусовой молитвой» или «молитвой к Иисусу». Вторым элементом метода была синхронизация произносимых слов с дыханием. Видим здесь, как поняли Иоанна Лествичника. Какими бы не были богатства созерцательной молитвы исихастов, явным образом она ограничивает свободу и спонтанность наследия Иоанна Лествичника и последующих времен, систематизируя ее до чрезмерности. Заметим также, что Святой практиковал и распространял созерцательную форму молитвы также в среде монахов, живущих в общине (киновия). Это касается также наиболее репрезентативных представителей исихазма, развившегося в Х веке в Византии. Их воззрения мы также постараемся сейчас представить.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий