Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир

10/27/2023, No Comment

Проповедь De sanctis в день святых апостолов Симона и Иуды Перегрина Опольского.

Ego elegi vos de mundo, propterea odit vos mundus (Ин 15,19).

Эти слова Господь обратил к Симону и Иуде, и к другим апостолам. О, сколь блаженно это избрание, во время которого Господь избрал своих, чтобы не были отданы на погибель вместе с этим миром! Избрал же Господь этих братьев апостолов так, как обычно избирают мастеров для работы, ратоборцев для битвы, девиц для совместной жизни, наследников для получения наследства.

Во-первых, говорю, что Господь избрал этих двоих апостолов как мастеров для работы. Аллегорически это было представлено в Третьей Царской Книге. Читаем там, что Соломон, собираясь построить храм избрал местных работников со всего Израиля (ср. 1Цар 5,13). Точно так наш Соломон, Иисус Христос, - что переводится также «миротворец», ибо Он воссоединил нас с Отцом небесным и со святыми ангелами, желая исправить падение ангелов и восстановить этот небесный храм, - избрал для этого работников, святых апостолов. О, как же эти работники строили! Ибо сколько душ они прислали в небесный Иерусалим, столько драгоценных камней вложили в трещину, сделанную Люцифером. Это те камни, которые видел Иоанн в Откровении (ср. Откр 21,18-20). Драгоценные камни сверкали, когда совершалось Божье дело. Воистину драгоценные, ибо были искуплены драгоценной кровью. Воистину драгоценные, ибо весь мир не может сравниваться с ценностью одной душу. Посему Бернард говорит: «Если же мы хотим быть помещенными в этом небесном храме, мы должны положить наши камни, то есть души, и сперва отшлифовать их исповедью, а потом изгладить покаянием».

Так и эти два апостола как хорошие мастера положили много камней на небесном строительстве. Читаем о них, читаем о них, что, прибыв в Персиду, они встретили там двух колдунов: Зароеса и Арфаксата. Вождь же царя вавилонского – Варадах, который должен был в то время отправиться на войну с индусами, не мог получить от своих богов никакого знамения. А когда отправился в храм в соседнем городе, получил ответ, что по причине прихода апостолов их божества не могут предсказать будущее. Тогда вождь приказал искать апостолов. Когда их отыскали, спросил, кто они и зачем прибыли. Они ответили: «Если ты спрашиваешь о нашем происхождении, то мы – иудеи, если он наших нравах, то признаем, что мы – слуги Христа, если о причине прихода, то мы пришли ради вашего спасения». Вождь сказал им: «Послушаю, что вы имеете сказать, когда благополучно вернусь». А апостолы сказал ему: «Скорее сейчас ты должен познать Того, благодаря помощи которого можешь победить всех своих врагов». А вождь им: «Вижу, что вы более могущественны, чем мои боги, поэтому прошу вас сказать нам, каков будет конец войны». Апостолы сказали ему: «Чтобы ты познал, что твои боги – обманщики, мы позволим им дать ответ». Тогда боги сказали ему, что будет великая война и что множество людей по этой причине там погибнет. Апостолы начали смеяться. Вождь сказал им: «Меня охватил страх, а вы смеетесь». А апостолы сказали ему: «Не страшись, ибо вместе с нами сюда пришел мир, и завтра в три часа дня прибудут к тебе вражеские послы и поддадутся твоей власти мирно». Тогда жрецы сказали вождю: «Эти пришельцы хотят вернуть тебе спокойствие, чтобы враг схватил тебя, когда ты не будешь остерегаться». Апостолы же ответили ему: «Мы не сказали тебе: подожди один месяц, но один день. Завтра ты станешь победителем». Тогда вождь приказал взять под стражу обоих, чтобы наказать обманщиков и возвеличить говорящих правду. Когда же на следующий день – как это предсказали апостолы – прибыли послы, вождь захотел сжечь языческих жрецов. Однако апостолы воспротивились этому, ибо они были посланы скорее для того, чтобы возвращать жизнь умершим, чем чтобы убивать живых. И оставались они там год и три месяца. За это время было там окрещено более семидесяти тысяч людей вместе с царем и князьями, не считая малых детей. Все их, я надеюсь, апостолы, как верные работники, отправили на небесное строительство.

Избрал их также Господь, как ратоборцев для битвы. О, сколь ревностно эти два апостола сражались за веру; даже до смерти. Так читаем о них, что упомянутые два колдуна, видя, что творят они великие знамения и множество людей обращают в веру Христову, прибыли в один город, в котором было семьдесят языческих жрецов. Всех их они настроили против апостолов, чтобы – когда те туда придут – склонили их к принесению жертвы богам, или же без рассуждений убили. Когда же апостолы прибыли в тот город, жрецы схватили их и привели в храм. Их божества начали взывать: «Что вы нам делаете, апостолы живого Бога? Вот, от вашего приходы мы пылаем в огне». Тогда ангел явился апостолам и сказал: «Выбирайте одно из двух: либо час осуждения, либо свое мученичество». Тогда апостолы сказали жрецам: «Чтобы вы увидели, что ваши идолы полны злых духов, мы приказываем им, чтобы они вышли и разрушили свои изваяния». Тотчас вышли из статуй двое черных негров и разбили все статуи. Видя то, жрецы бросились на апостолов и тотчас их убили. В тот сам час, хотя была прекрасная погода, начали сверкать такие молнии, что храм распался на три части, а те два колдуна от удара молнии сгорели дотла. Царь же привез тела апостолов в свой город и в их честь построил храм огромного размера. Так видно, как эти ратоборцы Христа сражались до смерти. Точно так и мы – по их примеру – должны сражаться с грехами и искушениями злых духов.

В-третьих, избрал их Господь как девиц, чтобы жить с ними под одним кровом. Эти девы – это наши души, которых следует держать под надзором стражей, как стерегли девиц Артаксеркса в замкнутом доме (ср. Эст 2,3-11).

В-четвертых, избрал их Господь, как наследников для унаследования царства. Он избрал нас… прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред очами Его, … чтобы сделать нас приемными сынами (Эф 1,4-5). А если сынами, то и наследниками (Рим 8,17) царства небесного, в которое да приведет нас Иисус.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий