Св. Симеон Новый Богослов

11/15/2023, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Харизматическая молитва в средневековье пример Братьев Проповедников, II. Харизматические аспекты тайной молитвы в средневековье. 1b.

Св. Симеон (†1022) был монахом знаменитого Студийского монастыря в Константинополе. Немного позднее, прежде чем окончил жизнь в пустыни св. Марианны, был игуменом монастыря св. Маманта Кесарийского, филиала Студийского монастыря. Будучи еще светским молодым человеком, под руководством некоего монаха, имя которого он позднее принял, он приступил к очищению своего отношения и разума посредством постоянной и радостной памяти о Божьем присутствии. «Каждый вечер слезы лились из его очей, он безустанно становился на колени и читал молитвы к Божьей Матери среди вздохов и слез. Так как будто бы Господь там телесно присутствовал, он падал к Его непорочным стопам и как слепой просил Его, чтобы смилосердился над ним и уделил свет очам его души».

Его потрясло религиозное переживание, которое оказало решительное влияние на его жизнь: «Однажды он встал и говорил в духе более чем словами: «О Боже, помилуй меня грешника», когда вдруг воссиял над ним изобильный Божий свет, и полностью заполнил это место. Юноша не знал, находится ли он еще в доме, или находится ли все еще под крышей. Поскольку вокруг видел только свет, даже не знал, касаются ли его стопы земли. Ничто из того, что касается людей и существ, наделенных телом, не занимало в то время его мысли; полностью он пребывал в нематериальном свете и казалось ему, что сам он стал светом. Забыв обо всем мире, он утонул в слезах, в непостижимой радости и восхищении. Тогда его разум вознесся в небо и открыл другой свет, ярче того, в котором он находился».

Заметим тут несколько элементов. Прежде всего включение «Иисусовой молитвы» - «О Боже, помилуй меня грешного». С другой стороны, поражает неожиданный характер этого переживания. Далее появляется дар Божий, которым является свет. Наконец, другой дар, дар слез, которому сопутствует несказанная радость. Из этого переживания выводится форма созерцательной жизни, которой предал себя Новый Богослов и которую передал своим монахам.

Через покаяние Христового креста, через очищение нравов и сердца, через милосердие для ближних, человек готовил себя к принятию дара Божьего, того дара, который горячо ожидал от Святого Духа. Он призывал его через произношение его Имен, повторяемых с таким пылом, как в мистической молитве, которая открывает книгу Гимнов: «Приди истинный свет. Приди жизнь вечная. Приди укрытая тайна. Приди сокровище несказанное. Приди действительность невыразимая. Приди лицо непостижимое. Приди блаженство бесконечное. Приди свет незакатный. Приди непогрешимая надежда все тех, кто должен быть спасен. Приди пробуждение спящих. Приди воскресение умерших. Приди, о всесильный, который все творишь, исправляешь и изменяешь Своей волей. Приди, о невидимый и недвижимый и неуловимый. Приди Ты, который неизменен и каждое мгновение полностью изменяешься. Приди, о возлюбленное и повсюду произносимое Имя. Приди радость вечная. Приди Тот, которого вожделела и жаждала моя несчастная душа. Приди, Единственный, ко мне одинокому, ибо видишь, что я одинок. Приди Тот, кто стал моей жаждой. Приди мое дыхание и моя жизнь. Приди утешение моей бедной души. Приди моя радость и моя слава, мое бесконечное наслаждение».

Действие Святого Духа совершает в человеке истинное воскресение: «Ибо через Духа Святого совершается воскресение всех, не говорю о воскресении тел… но о том, которое совершается в умерших душах. Возрождение и воскресение духовное духовным образом, которое дает Тот, раз и навсегда умер и воскрес… и вместе с собой пробудил из мертвых души, умершие с Ним через волю и веру. Совершил это через Своего Пресвятого Духа, начиная от того, что тут на земле, и одарил его Царством Небесным».

Именно эта metanoia (второе обращение) совершается благодаря «сокрушению», сладкой боли, о которой более пространно расскажем немного ниже, в который является одновременно сожалением и тоской по небу: «Ибо тот, который его (сокрушение) ищет всей своей душой, находит его, или скорее это оно приходит и обретает его. И даже если бы сердце его было тверже бронзы, железа и адаманта, приход сокрушения растопляет его как воск. Ибо оно – огонь Божий, который крушит горы и скалы и сплавляет их в форме райского строения, преображает души, которые его принимают. Является для них бьющим источником, живой водой, которая орошает их изобильно, как водохранилище обеспечивает водой тех, кто близко, и тех, кто далеко, и наполняет души, которые принимают Слово с верой… Вот все, что благодаря слезам, а точнее через слезы, совершает Божественный огонь сокрушения. Но без слез… ничего из этого ни в нас, ни ком-либо другом не совершится».

Ибо слезы неотделимы от сокрушения. «Metanoia производит истечение слез из глубин души. Слезы очищают сердце и угашают наибольшие грехи. Душа в это время воспринимают утешение Духа Божьего. Орошают ее потоки сладостного сокрушения и ежедневно делают плодородной в духовном значении этого слова. Поселяются в ней множество плодов Духа… необходимых для ее неистребимой и вечной жизни. Когда благодаря сильному рвению душа достигает такого состояния, вступает в дружбу с Богом и становится жилищем Святой Троицы, местом Ее пребывания. Такая душа может ясно созерцать своего Творца и Бога и ежедневно с Ним общаться».

Обратим еще внимание на повторение кратких молитвенных воззваний, не только «Иисусовой молитвы», но и слова «приди», как пламенного воззвания Святого Духа. Заметим удивительный и неожиданный приход Божьего дара: когда душа «трудится в поисках», дар сам приходит и находит ее. Подобно вожделенное просвещение – «ясное созерцание». Заметим неожиданное преображение под влиянием дара сокрушения – душа изменяется как плавящаяся груда металла. Наконец, подчеркиваем тесную связь слез с сокрушением. Понимание Святого Духа как дара является здесь знаменательным. Указывает, что речь идет о харизматической молитве.

Такая молитва практиковалась не только в жизни отшельников, но также в монастырской общине. Поэтому может быть также молитвой общины.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий