Запад. Сокрушение слёз

12/04/2023, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Харизматическая молитва в средневековье пример Братьев Проповедников, II. Харизматические аспекты тайной молитвы в средневековье. 2a.

Влияние исихазма на Запад, особенно в Х веке, не вызывает сомнения. Тем не менее его существенные элементы присутствовали также в собственной традиции Запада. Было там горячее искание Божьего дара, данного Святым Духом, приготовление к принятию этого дара через очищение сердца и дела милосердия, проявление этого дара в неожиданном приливе сокрушения.

Эта традиция была независимой от какой-либо особенной доктрины и не ограничивалась какой-либо избранной группой. Она являлась общим благом всей западной созерцательной традиции, в которую привносит своеобразный вклад. Можно назвать ее «традицией сокрушения слёз».

Ее источник – богатое святоотеческое наследие, плоды медитации библейских текстов, а особенно псалмов. Определяем ее благодаря двум основным факторам: сокрушению, которое как уже было сказано, означает своеобразное внутреннее страдание, и слезам, которые являются внешним проявлением внутренней действительности. Средневековье, однако, любило переходить от одного из этих факторов к другому, и даже идентифицировать их, поскольку никогда не отделяло того, что внешнее, от того, что невозможно познать чувствами. Его язык до такой степени служил обозначению видимой, объективной действительности, что для того, чтобы однозначно говорить о чувстве, которое замечаем и называем на основании его проявлений, нуждается в уточнении этих понятий благодаря субъективирующему дополнению: adoratio cordis, compunctio cordis.

Много уточнений на тему сокрушения слез, которое Святой Дух разливает в сердцах как милосердие передал средневековью Кассиан. Следует выделить пять типов этого сокрушения:

- слезы, вызванные воспоминанием грехов;

- слезы, порожденные страхом пред адом и мыслями о суде;

- слезы, истекающие из созерцания вечных благ и из жажды неба;

- слезы, под влиянием скорби, вызванной греховным ожесточением ближнего;

- слезы, которые вызывает зло, причиняемое праведнику, или страх перед миром.

Св. Григорий имел обычай различать на примере истории Ахсы, дочери Халева (Ис.Нав 15,16-19), два вида слез, соответствующих двум видам страха, рабского и сыновьего: слезы несовершенные (irriguus inferius), которые происходят от страха и слезы совершенные (irriguus superius), которые происходят от жажды неба и любви.

Можем понять, что слезы, связанные столь сильно с любовью, стали предметом молитвенное просьбы. До недавнего времени миссал содержал три молитвы, просящие дар слез, но они исчезли в результате реформ Собора. Вот одна из них: «Всемогущий и милосердный Боже, который из скалы вывел для жаждущего люда источник живой воды, выведи из жесткости наших сердец слезы сокрушения, чтобы мы, способные с этих пор оплакивать наши грехи, заслужили их отпущения, благодаря Твоему милосердию». И следующая: «Выведи из наших очей потоки слез, которые смогут угасить огненное пламя, которое мы заслужили».

Правду говоря, приведенные тексты содержат дар слез, соответствующих двум первым видам, перечисленным у Кассиана, в которых сокрушение ограничивается сожалением о грехах. С XIII века такое намерение было очень частым. Тем не менее и тогда, а еще чаще в последующих веках, описание этого дара Святого Духа сохранило всю полноту святоотеческого наследия. Видим это на пример в Прославлении слез, т.е. в двенадцатой главе De perfectione monachorum св. Петра Дамиани, или в De pane lugentium, то есть в двенадцатой главе Liber de panibus Петра из Целлы.

Сокрушение слёз – говорит Петр из Целлы – «Обновляет хворую душу, облегчает страдания… смывает все грехи. Сокрушает ожесточение наших сердец. Смягчает гнев Судьи, выводит потоки вод из скалы. Разглаживает неровности, стирает острые края. Орошает бесплодие, делает плодоносным то, что не дает урожай, смывает грязь. Делает так, что уродство становится красою, воскрешает то, что мертво, отворяет то, что замкнуто». «Это место, где тонут пороки и гавань для утопающих». «Приклоняет к нам Сына Божьего и посредством вмешательства Святого Духа возносит нас к истинной Троице». «Делает действительностью рай или делает так, что мы его обретаем». «Без этого орошения сердца не приходят добродетели и надолго не задерживаются».

Слезы сокрушения как «второе крещение». Сами в себе также являются истинной молитвой. Выражают наше чувство изгнания и тоску по вечности. Разве не поем мы и сегодня в Salve Regina – «стеная и плача в этой юдоли слез»? В конце средневековья слезы выражали также, как мы это видим на примере флагеллантов, участие в страданиях Христа и единство с Пресвятой Девой – fac ut tecum lugeam, как поется в Stabat Mater. «Это означает – говорит Петр Дамиани – что благодать сокрушения рождается из огня Божьей любви, и наоборот, что сокрушение слез увеличивает огонь жажды неба». Таким образом, «если любовь Бога делает так, что изливаются слезы сокрушения, то и наоборот, через эти слезы душа наша пылает жаром любви к Богу». Потому, согласно Гильому из Сен-Тьерри, слезы являются признаком близости или еще лучше – наполненном любовью присутствием Бога. Являются они осязаемым знаком Божьей благодати.

Нужно ли еще подчеркивать харизматический характер, который эти одухотворенные мужи приписывали сокрушению слез? Исполняет оно все критерии, которые мы перечислили в начале этого исследования – является свободным даром Святого Духа, который приходит неожиданно, приносит радость и молниеносное обращение сердца. Особенно последняя характеристика позволяет понять, почему слезы играют не меньшую роль в жизни, чем в созерцании. Действительно, вносят они наилучшее средство познания воли Бога в вопросах человеческой деятельности и выбора христианской жизни.

«Слезы – говорит Петр Дамиани – это правдивые и мудрые учителя в каждой ситуации, когда людское незнание оставляет нас в неуверенности. Когда мы полны сомнений, понравится ли Богу что-либо, разве есть лучший способ достичь уверенности, чем молиться до излияния правдивых слез? Тогда действительно то, что мы решим в своем разуме, не будет уже подвергаться сомнению».

Можем себе представить, какой энтузиазм может вызвать в христианстве уверенность познавания Божьих решений, полученная благодаря знамению слез. Действительно, в средневековье такая практика была всеобщей не только среди одухотворенных монахов, но и среди масс верных, как мирян, так и духовных. Следует в завершении показать ее действие на нескольких конкретных примерах.

окончание

No Comment

Отправить комментарий