Письмо XLI, св. Екатерины Сиенской брату Томмазо делла Фонте*
Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.
Дражайший и возлюбленный отче наших душ, отец наш в Иисусе Христе. Екатерина**, Алессия*** и все другие мои дочери вверяют себя тебе с жаждой увидеть тебя здравым душой и телом, если это будет угодно Богу. Я, Екатерина, слуга Иисуса Христа, ничего не стоящая, наименьшая из всех твоих дочерей, ибо мало жаждала Божьей славы и запамятовала о Его повелении, которое часто повторял мне, чтобы я жила так, будто бы моя порочная воля умерла. В то же время я не поддалась этой воле, с положенным почтением не приняла ярмо святого послушания, как могла и должны была это сделать. Ой, Боже мой, Боже, несчастная душа моя, ибо я не бежала с мужественным сердцем, объяв крест моего сладчайшего и милейшего Жениха, Христа Распятого, а жила себе удобно, руководствуясь небрежением и незнанием! Жаль мне теперь и я признаю вину свою перед Богом и пред тобою, дражайший отче, прошу тебя милосердно уделить мне отпущение и благословить меня, и всех других дочерей.
А теперь прошу тебя, дражайший отче, соблаговоли исполнить мою желание, чтобы узреть тебя соединенным с Богом и преображенным в Нем, что не может статься без соединения с Его волей. О, сладостная, вечная воля Бога, ты научила нас, как Тебя распознавать! Если бы мы спросили об этом сладчайшего, дражайшего и милейшего Отца, Он бы ответил нам, говоря так: «Милейшие дети, если вы хотите познать мою волю и обрести ее плод, живите постоянно в келье своей души». Эта келья как колодец, содержащий воду и землю; благодаря земле мы можем познать нашу немощь, можем познать себя как тех, которые сами по себе не существуют, но знаем, что наше существование было нам дано Богом. О, невыразимая, пламенная любовь, я вижу, что в колодце есть земля и живая вода, то есть истинное познание сладостной и святой воли Бога, который жаждет только нашего освящения (ср. 1Фес 4,3). Сойдем же в глубь этого колодца, а когда поселимся в нем, то несомненно познаем себя и благость Бога. А познавши себя, как то, чего нет, станем смиренны, а благодаря смирению войдем в разожжённое, пламенное Сердце, открытое как окно, лишенное засова, которое никогда не закрывается. Когда оком свободной воли, данной нам Богом, мы выглянем в это окно, тогда узрим и поймем, что Его воля желает только нашего освящения. О, любовь, сладостная любовь, отвори пред нами, отвори память, чтобы приняла и сохранила эту великую благость Бога, и чтобы мы познали. Ибо когда познаем – полюбим****, а когда мы любим – мы соединены с источником любви и преображены любовью. Мы входим и проходим через врата Христа Распятого, как Он сказал это своим ученикам: «Приду и поселюсь в вас» (ср. Ин 14,23). Такова и моя жажда – узреть тебя, отче, преображенным в этом жилище. Душа моя жаждет этого особенно для тебя, но также и для всех иных творений. Прошу тебя, отче и брат мой, будь прикрепленным, прибитым ко кресту.
Ты писал мне, отче, что был у гроба св. Агнессы***** и препоручал нас ей и ее дочерям, что меня весьма обрадовало. Ты говоришь, что не горишь желанием возвращаться и не знаешь, почему******. Я думаю, что на то могут быть две причины: первая – душа так тесно соединена с Богом и в Нем преображена, что забывает о себе и о творениях; вторая – человек пребывает в том месте, где может предаваться размышлениям и сосредоточиться, и потому не хочет покидать это место. Если именно эти причины появились у тебя, то для меня это огромное утешение, ибо душа моя не жаждет для тебя ничего иного. Я часто думала и думаю, что моя немощь и незнание являются причиной того, что происходит в мире. Однако я уповаю, что невыразимая любовь Бога соблаговолит покарать и исправить мою неправоту. Сделает это из любви для того, чтобы я могла познать саму себя.
Дорогой отче, ты, кажется, имеешь намерение отправиться куда-то еще. Я считаю, что ты не должен делать это сейчас, чтобы могла свершиться воля Бога и твоя. Бог позволит тебе извлечь из этого наибольшую пользу и соделает, что все твои деяния будут приносить Ему хвалу, а твоей душе – спасение. Слава Иисусу Христу Распятому.
Вверяю тебе нашу Екатерину. Алессия вверяется твоей памяти, прося, чтобы ты помолился о ней и благословил ее во имя Христа Распятого. Помолись также о безумной Джованне*******.
Екатерина, слуга и невольница, искупленная Кровью Сына Божьего (ср.1Петр 1,18-19). Прости меня, если я произнесла слова дерзкие. Пусть Бог воспламенит тебя любовью. Иисусе сладчайший. О, Иисусе, Иисусе.
перед маем 1373 г.
* Томмазо делла Фонте, доминиканец, старший Екатерины на 10 лет, ее родственник, воспитывались они в одном доме. Он был ее первым духовником и исповедником (в 1359-1374 гг.). Это письмо, свидетельствующее о глубокой привязанности Екатерины к брату Фоме, было написано в то время, когда он находился в госпитале, которым опекались доминиканцы в Сан-Квирико-д’Орча неподалеку от Сиены; отсюда упоминание о «телесном здоровье». Томмазо умер в 1390 году в доминиканском монастыре в Сиене.
** Речь идет о спутнице Екатерины Сиенской, упомянутой также в конце письма. Правдоподобно это Екатерина ди Гетто.
*** Алессия Сарацини, молодая сиенская вдова, которая раздала свое имущество и вступила к доминиканским терциаркам. Была одной из ближайших подруг и спутниц св. Екатерины, которая часто жила в ее доме, а умирая, назначила ее настоятельницей терциарок.
**** Идея связи и взаимозависимости любви и познания является одной из основных идей св. Екатерины. Ср. Диалог V и LXVI.
***** Речь идет о его посещении Монтепульчано, где в посвященном ей монастыре, покоится тело св. Агнессы.
****** Томмазо не хотел возвращаться в Сиену. Он должен был сильно переживать из-за этого, поскольку Екатерина старается оправдать его угрызения совести.
******* Джованна ди Капо, верная спутница св. Екатерины, которая записала одно из ее писем. Сохранились четыре письма Екатерины адресованные Джованне. Прозвище «безумная» часто дают себе ученики Екатерины в знак смирения.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий