Совершенная молитва

5/11/2016, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о мосте, LХVI.

Знай же, дражайшая дочерь, что душа добывает все добродетели истинным упорством в смиренной, постоянной и верной молитве. Поэтому она должна пребывать в ней и никогда не оставлять её, ни ради дьявольских иллюзий, ни из-за собственной слабости, то есть ни из-за мыслей, которые на нее наваливаются, ни из-за движений собственного тела, ни по причине пустых слов, которые дьявол часто кладет на людские языки, чтобы отвлечь её от молитвы. Через все это она должна пройти, полагаясь на добродетель упорства.

О, как же сладостна для души, и как мила Мне святая молитва, которую читают, чтобы познать себя и Меня, когда око разума открывается на свет веры, а сердце наполняется моей любовью! Эта любовь сделалась для вас видимой в моем видимом Единородном Сыне, который указал ее своею кровью. Эта кровь поит душу, облекает ее огнем божественной любви и дает ей пищу в таинстве, которое Я подал для вас в гостинице мистического тела, святой Церкви. Это таинство – Тело и Кровь моего Сына, истинного Бога и истинного Человека, а его распределение Я доверил рукам моего наместника, который имеет ключи этой крови.

Эта гостинца, о которой Я упомянул, располагается на мосту, для того чтоб подкреплять паломников, укреплять путников, следующих за учением моей Истины, чтоб они не пали от истощения.

Пища эта подкрепляет более или менее, согласно с жаждой того, кто ее принимает, каким бы то ни было образом, он это делает, сакраментально или духовно. Он принимает ее сакраментально, когда действительно приступает к святому таинству алтаря, духовно же, когда причащается только благодаря жажде, либо, желая причаститься, либо, размышляя о крови распятого Христа, то есть, духовно питаясь чувством моей любви, которую находит и которую принимает в крови, поскольку, как он видит, эта кровь была пролита в любви. Поэтому он упивается, воспламеняется и насыщается святою жаждою, находя в себе полноту любви не только ко Мне, но и к ближнему.

Где добывается эта любовь? В кельи познания себя в святой молитве. Там душа лишается своего несовершенства, подобно как Петр и ученики, которые пребывая в пустынном месте в бдении и молитве, очистились от своего несовершенства. Чем они ее добыли? Упорством, соединенным с пресвятой верой.

Не думай, однако, что этот пыл и эта пища, которые обретают в молитве, являются плодом только устной молитвы, обычной для стольких душ, которые больше молятся устами, чем сердцем. Как кажется, они хотят только того, чтобы прочитать много псалмов, много Отченашей. Достигнув определенного числа, они не уже не думают, как кажется, ни о чем. Цель молитвы они видят только в произнесении слов. Не так следует молиться. В противном случае соберет на этом небольшой урожай, и Мне это не нравится.

Но, скажи Мне, разве следует отказываться от устной молитвы ради молитвы разумной, к которой, как кажется, далеко не все призваны? Нет, но следует сохранять меру. Я знаю, что, так как душа сначала несовершенна, перед тем как станет совершенной, также сначала несовершенна и молитва. Поэтому она должна, чтобы не впасть в бездействие, пока еще несовершенна, предаваться устной молитве, но не отделять устной молитвы от молитвы разумной. Когда она произносит слова, пусть старается вознести свой дух и обратить его к моей любви, размышляя при этом вообще о своих ошибках и думая о крови Единородного моего Сына, в которой она находит изобилие моей любви и отпущение своих грехов. Пусть делает так, а познание себя и размышление над своими ошибками будут напоминать ей о моей доброте к ней и позволят далее продолжать свои упражнения с истинным смирением.

Я не хочу, чтобы она размышляла о своих ошибках во всех подробностях, но только в общем, чтобы ее дух не осквернялся воспоминаниями о некоторых отвратительных грехах. Не хочу, повторяю, чтобы она размышляла об этих грехах как вообще, так и в подробностях, без связи с памятью о крови и о величии моего милосердия, чтобы не впала в уныние. Если бы познание себя и мысли о своих грехах не были бы соединены с памятью о крови и надежной на милосердие, она пребывала бы в этом унынии. Это уныние, в которое ввел ее дьявол, под видом сокрушения и сожаления о грехах, привел бы ее к вечному осуждению; ибо не находя поддержки в руке моего милосердия, она впала бы в отчаяние.

Это – одна из наиболее продуманных иллюзий, которыми дьявол старается обмануть моих слуг. Поэтому, чтобы избежать дьявольских капканов и понравиться Мне, вы всегда должны, с истинным смирением погружать сердце и чувства в моем бескрайнем милосердии. Знаешь, что гордыня дьявола не может вынести вид смиренного духа, точно так величие моей доброты и моего милосердия, на которые душа воистину уповает, несносно для его отчаяния.

Помнишь, как дьявол хотел погрузить тебя в смятение, стараясь убедить тебя, что твоя жизнь была всего лишь обманом и что ты никогда не слушала и не исполняла мою волю! Тогда ты сделала то, что должна была сделать и что доброта моя позволила тебе сделать, эта доброта никогда не укрыта от того, кто ее ищет. Ты прибегла к моему милосердию со смирением, говоря: «Исповедую Творцу моему, что всю мою жизнь я провела во тьме; но я укроюсь в ранах распятого Христа; искупаюсь в Его крови; и так сотру всю мою неправедность, и благодаря жажде буду радоваться в моем Творце».

Знаешь, что тогда дьявол убежал. Потом он вернулся с другим искушением и старался возбудить в тебе гордыню: «Ты совершенна, сказал он, и мила Богу; ты не должна печалиться; и оплакивать свои ошибки». Тогда Я дал тебе свет, чтобы указать тебе путь, по которому ты должна идти, то есть, чтобы ты смирилась. Отвечая дьяволу, ты сказала: «О, я несчастная! Иоанн Креститель никогда не согрешил; он был освящен в лоне матери, а все равно, так сильно каялся! А я, которая совершила столько ошибок, не начала даже познавать их с плачем и настоящим сокрушением, хотя знала, кем является Бог, мною оскорбленный, а кем я, которая Его оскорбила!»

Дьявол, который не мог вынести этого смирения духа и упования на мою доброту, сказал: «Будь проклята, я не найду к тебе подход. Если я сталкиваю тебя в яму, вводя тебя в уныние, ты возносишься к самому милосердию; если возвышаю тебя, ты унижаешься до самой преисподней благодаря смирению и даже в преисподней настигаешь меня. Я уже не вернусь к тебе, ибо ты всегда бьешь меня палкой любви».

Поэтому душа должна со словами, которые произносит, соединять познание себя и познание Меня. Таким образом, устная молитва будет полезна для души, которая ее читает, и милою для Меня. От несовершенной устной молитвы душа перейдет через упражнения к совершенной молитве разумной.

Но если ее цель попросту произносить определенное количество формул и если ради устной молитвы она пренебрежет молитвой разумной, никогда к ней не дойдет. Иногда душа бывает столь невежественной, что если решит прочитать определенную молитву вслух, не обращает внимания на Меня. Я напрасно посещаю ее дух тем или иным способом. Или посылаю ей свет, чтобы она лучше познала себя и возбудила в себе истинное сожаление о грехах; или одариваю ее моею любовью; иногда полагаю пред нею, различными способами, присутствие моей Истины, согласно тому, как Мне это нравится или согласно тому, чего жаждала сама душа. Но она, чтобы исполнить свое количество молитв не заботится о моем посещении, которое чувствует в своем духе, делая это под влиянием совестливости, упрекая себя за то, что прервала то, что начала.

Она не должна так поступать, если не хочет стать игрушкой дьявола. Как только она почувствует в духе близость моего посещения, согласно с различными способами, о которых Я тебе говорил, она должна тот час же прекратить устную молитву. Потом, когда закончится разумная молитва, душа может, если есть время, снова вернуться к тому, что решила прочесть устами. Если времени нет, пусть не беспокоится, пусть не огорчается, пусть не морочит этим себе голову. Вот как она должна поступать. Исключением является святое последование*, которое священники и монахи обязаны читать. Если они его не читают, оскорбляют Меня, ибо должны читать последование до самой смерти. Если они чувствуют, что их дух во время прочтения последования восхищен и уносится жаждою, они должны так себя организовать, чтобы отчитать его раньше или позже; но никогда не должны уклоняться от обязанности этого последования.

Любая другая молитва должна начинаться от устного ее чтения, чтобы придти к молитве разумной, и когда чувствуется, что ее дух расположен к разумной, следует прервать устную молитву. Эта устная молитва, читаемая так, как Я сказал, ведет к совершенству. Поэтому не следует ее бросать принципиально, но читать ее таким способом, как Я тебе указал. Так, в упражнении и упорстве, душа вкусит истинную молитву и будит питаться кровью моего Единородного Сына. Кроме того, как Я тебе сказал, некоторые участвуют в теле и крови Христа духовно, хотя не сакраментально, соединяясь с чувством любви, которую вкушают при помощи святой молитвы, более или менее, в зависимости от жажды молящегося.

Кто привносит в это мало благоразумия и не достаточно придерживается указанной меры, мало обретает. Кто привносит много, много и получает. Чем больше душа старается сосредоточить свои чувства и связать их со Мною благодаря свету, тем больше познает. Кто больше познает, больше любит, а больше любя, больше вкушает.

Видишь теперь, что не благодаря множеству слов приходят к совершенной молитве, а благодаря жажде, возносясь ко Мне благодаря познанию себя, и тесно соединяя эти два познания, друг с другом. Так душа обретет одновременно устную и разумную молитву, ибо они соединяются так, как активная жизнь с жизнью созерцательной. Можно различными способами понимать устную молитву или молитву разумную. Когда душа укрепится в святой жажде и постоянной молитве, которая заключается в доброй и святой воле, эта воля и эта жажда вступают в действие в определенном месте и времени, чтобы добавить к этой постоянной молитве святой жажды устную молитву, в то время как душа перестает пребывать в этой святой воле. Эту молитву душа обычно читает в определенное время. Иногда даже может читать ее без перерыва, кроме посвященного ей времени, если этого требует любовь или спасения ближнего, зависимо от потребностей, необходимости или согласно положению, в которое Я его поставил.

Действительно, каждый, согласно своему положению, должен сотрудничать в спасении душ, в соответствии с принципом свободной воли. Все, что он делает, словами или поступками ради спасения ближнего, является действенной молитвой, которую бы он, как думаю, сам прочитал бы в это время на должном месте. Но даже кроме этой обязательной молитвы, все то, что он делает из любви к ближнему или ради себя, все внешние поступки, какими бы они ни были, являются молитвой (ср. Кол 3,17). Как это сказал мой славный апостол Павел, что не перестает молиться тот, кто не перестает поступать хорошо. Поэтому Я сказал тебе, что есть разные виды действенной молитвы, благодаря соединению ее с разумной молитвой: ибо действенная молитва так понимаемая, совершается в чувстве любви, а это чувство любви является постоянной молитвой.

Я также сказал тебе, как можно придти к разумной молитве, а именно благодаря упражнению и упорству, оставляя устную молитву ради молитвы разумной, когда Я посещаю душу. Изложил Я тебе, как обычная молитва, как молитва устная во внеурочное время, как молитва доброй и святой воли, и как каждое упражнение, выполненное душою, ради себя или также ради ближнего, с доброй волей, вне обычного времени, является молитвой.

* Чтение бревиария.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий