Иллюзия добродетели

5/18/2016, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о мосте, LХVII.

Поэтому душа должна смело побуждать саму себя при помощи этой матери молитвы. Именно это и делает душа, заключенная для познания себя, достигнув любви дружеской и сыновней. Но если она не воспользуется указанными Мною средствами, никогда не выйдет из своей прохладности и несовершенства и будет любить настолько, насколько находит во Мне или в ближнем пользу для себя и удовольствие.

Хочу рассказать тебе об этой несовершенной любви. Не промолчу пред тобою об иллюзии, которой подвергаются те, кто любят Меня ради собственного утешения. Знай же о том, что если слуга любит Меня несовершенно, ищет не столько Меня, сколько утешение, ради которого Меня любит.

Убедиться в этом можно благодаря тому, что когда ему не хватает духовного или временного утешения, он печалится. Временные утешения нужны, прежде всего, людям мира сего, которые совершают определенные добродетельные поступки, пока у них все хорошо. Но когда они натыкаются на неприятность, которую Я ниспосылаю ради их блага, они испытывают замешательство в том небольшом добре, которое они творили. Если у них спросить, откуда это твое разочарование, они ответят: «Встретило меня несчастье, и то небольшое добро, которое я творил, кажется мне потерянным, ибо я его уже не творю, как мне кажется, с тем сердцем и с тою охотою, как это делал раньше. Причина этого – тяготы, которые я испытываю, ибо до этого, как мне кажется, с большим миром и безмятежностью сердца, я творил больше, чем творю сейчас». Говоря так, они заблуждаются касательно источника своего удовольствия.

Неправда то, что неприятности являются причиной того, что они меньше любят и меньше делают. Поступки, которые совершаются во время тягот, имеют сами в себе ту самую ценность, что и дела, совершаемые до этого, во время утешения: могли бы даже иметь большую ценность, если бы с ними соединялось терпение. Правда в том, что именно в благополучии они черпали свою радость, а любовь, которую питали ко Мне, оказывали Мне в тех немногих добродетельных поступках. Сердце их было спокойным, ибо они удовлетворялись этими скупыми поступками. Когда же иссякло утешение, которое было всей их радостью, им показалось, что они утратили мир, который, по их мнению, они находили в совершении добродетели.

Они ошибаются, с ними происходит так, как с человеком, у которого есть сад. Этот человек находит наслаждение в пребывании в своем саду и в заботе о нем. Ему кажется, что он наслаждается заботой о саде, в то время как на самом деле его радует только сад. Одно событие объясняет ему истину его чувств. Человек теряет сад и с этих пор не находит удовольствие в садоводстве. Если бы основное наслаждение он видел в самой работе в саду, она не перестала бы ему нравиться, хоть бы он уже и не имел своего сада. Точно так же тот, кто наслаждается совершением добродетели более, чем внешними утешениями, не оставит благие дела, не перестанет, если не захочет, находить в них отдохновение для духа. Когда придет неудача, он не будет подобен тому, кто потерял свой сад.

Поэтому искание собственного удовольствия обманывает людей касательно их собственных поступков. Они обычно говорят: «Знаю, что ранее я поступал лучше и находил в этом больше утешения, до того как постигло меня это испытание. Мне было приятно творить добро. Сейчас меня это не тешит, и я вообще этого не делаю». Их суждения равно ошибочны, как и слова. Если бы они искали удовольствие в творении добра, ради любви к самому добру и добродетели, не потеряли бы охоту, наоборот, она бы изобиловала и возрастала. Но поскольку совершение добродетели опиралось только на собственном их чувственном удовольствии, оно слабеет и умирает.

Вот иллюзия, в которую впадает большинство людей, поступающих хорошо. Они обманывают себя сами поисками собственного чувственного удовольствия.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий