Пролог к сборнику писем св. Екатерины Сиенской, авторства Людмилы Грыгель, Вступление.
Образы святых излучают предивное сияние. Это сияние, которое символизирует ореол, является отображением сияния самого Бога, а посему позволяет нам более ясно узреть Его тайны. Святые приближают нам Бога, с которым они плотно соединены, освещают путь всем тем, кто к Нему стремится «верою, а не видением» (2Кор 5,7). Святые видят Бога, ощущают Его присутствие и понимают Его лучше, чем ученые теологи и философы. Их «знание» о Боге происходит от непосредственного общения с Ним, является пересказом того, что они узрели в свете Божественного присутствия. Святой Иоанн Креста называет Бога светом своих очей. Однако мистическое знание является более трудным для пересказа, чем знание теологическое. Поэтому в жизни и мысли каждого святого, а тем более каждого мистика, существует теневая сфера, сфера того, что нельзя выразить словами, ибо касается переживания наиболее близкого единения с Богом Невидимым. Эта сфера тени, которая падает от Тайны, существует даже у святых, столь простых (на первый взгляд) и экспрессивных, как святая Екатерина Сиенская. На первый взгляд кажется, что она рассказала все, что испытала в непосредственном контакте с Богом, что биографы описали все ее деяния. Но несмотря на это в ее жизни есть множество явлений для нас непознанных, необъяснимых ситуаций, поразительных решений и сложных мыслей. Присматриваясь к ее жизни и читая ее творения, мы должны постоянно помнить, что хотя она и жила в определенную эпоху, детально описанную историками, хотя посещала известные нам города и молилась в известных нам церквах, но все-равно ее нельзя охарактеризовать (а значит и понять) только благодаря событиям, местам или идеям, находящимся во времени и пространстве. Екатерина Сиенская, как каждый святой, принадлежит к естественному порядку, но одновременно испытывает то, что сверхъестественно; живет и действует во времени, но одновременно достигает того, что вечно. Чтение творений мистика является возможностью принять участие в этом ощущении Бога и вечности.
Этот очерк – только вступление к прекрасным и обогащающим словам Екатерины Сиенской и ограничивается благочестивой зарисовкой ее жизни и мыслей. Больше дополнительных и подробных объяснений читатель найдет в сносках.
Отправить комментарий