Родной дом и город

1/08/2024, No Comment

Пролог к сборнику писем св. Екатерины Сиенской, авторства Людмилы Грыгель, I. Жизнь, 1.

Екатерина Бенинказа родилась 25 марта 1347 года в Сиене, став 23 из 25 детей красильщика шерсти, Якопо и его жены Лапы. Семья Бенинказа проживала в квартале Фонтенбрандо и относилась к ремесленникам среднего достатка, которые тяжким трудом, энергией и предпринимательством приобретали все большее благополучие и политический престиж. Политическая конъюнктура благоприятствовала активности граждан сиенской республики, которая переживала свой золотой век, отмеченный экономическим развитием, ростом политической мощи и расцветом культуры, плодами которого были прежде всего выдающиеся произведения искусства.

Все члены семьи святой Екатерины были очень набожны и дружны друг с другом; она сама дала этому наилучшее свидетельство в письмах к братьям, их женам и детям, заботясь об их здоровье, успехах в интересах, а прежде всего – религиозной жизни своих родных. В раннем детстве тон семейной жизни задавал отец; спокойный, работящий, щедрый для убогих, и при этом очень понимающий Екатерину. В то же время, энергичная, болтливая и властная Лапа долго не могла смириться со «странностями» дочери, которая наслушалась от нее немало суровых порицаний и громких причитаний. Только спустя года, овдовевшая Лапа, стала нежнее и многое поняла, став подругой своей дочери, членом ее духовной семьи, в которой ее называли попросту бабушкой.

В этой мещанской среде Сиены XIV века растет и действует на протяжении нескольких лет одна из наибольших мистиков Католической Церкви. С самого раннего детства по ее жизни тянется нить Божьего вмешательства, и только немногие его признаки мы можем описать, следуя биографам. Так, когда Екатерине было 6 лет, ей является Христос в папском облачении, коронованный тиарой в окружении святых Петра, Павла и Иоанна Евангелиста. Удивленные исследователи, пытающиеся объяснить этот факт, не нашли до сих пор никакого иконографического примера для этого видения, и тем не менее оно полностью понятно в свете деятельности Екатерины для блага Церкви и «Христа на земле». Через год после упомянутого видения, дочь Якопо и Лапы, вовлекающих своих детей в ежедневный труд и будущую семейную жизнь, клянется перед Богом сохранить девственность до самой смерти. Ясно видно, что пути 7-летней Екатерины Бенинказы не являются путями обычной девочки из Фонтенбрандо, что действует она под влиянием внутреннего голоса, который является гласом самого Бога. Обет целомудрия принес Екатерине множество проблем в доме и стал огромной сердечной болью для простодушной Лапы, которая с большим умением и старанием устраивала бракосочетания своим многочисленным детям. Когда подрастающая Екатерина, после минутного колебания, твердо отвергает уже конкретные брачные предложения, отчаявшаяся мать злится. Желая наказать дочь и сделать ее покорной, забирает у нее отдельную комнату, в которой Екатерина до сих пор в одиночестве молилась и размышляла, и налагает на нее все обязанности специально уволенной служанки. Екатерина, уверенная в своем выборе, спокойно переносит выговоры, покорно прибирает огромный дом, носит воду, готовит пищу для семьи и челяди, представляя себе, что работает в доме Святого Семейства в Назарете. В это время также открывает возможность сосредоточения и созерцания среди гомона и движения, открывает «внутреннюю келью», которая станет для нее своеобразной формой монашеской жизни в миру. Именно с этой «кельей» она будет путешествовать по Италии и Франции, никогда не теряя контакт с Богом и не переставая Его созерцать. В период этого «покаяния», наложенного ее матерью, открытие этой «внутренней кельи» позволило Екатерине укрепиться в своем призвании и выработать модель духовной жизни, соединяющей созерцание с огромной активностью «в миру». Служба молодой Екатерины закончилась в определенный момент, благодаря отцу, который стал свидетелем ее горячей молитвы. Он вернул дочери собственную комнату и освободил ее от тяжкого труда. Тем не менее упорная Лапа еще не отказалась от своих матримониальных планов относительно дочери. Хотя Екатерина выражает жажду вступить к доминиканским терциаркам, матери удается уговорить ее поехать на оздоровительный курорт недалеко от Сиены, Баньо Виньони, куда приезжали для оздоровления и – как это обычно случается «у воды» - для новых знакомств. Однако дочь Лапы даже среди веселой сиенской молодежи думает только о молитве и покаянии. Она совершает болезненный акт умерщвления, который должен был до глубины потрясти Лапу и изменить ее отношение к планам дочери – Екатерина становится под струей горячей термальной воды, а боль, причиненную жестокими ожогами, она пожертвовала за души в чистилище. Вернувшись в Сиену, она заболела оспой, что непредвиденным образом ускорило реализацию мечты Екатерины о вступлении к терциаркам. Настоятельница доминиканок, позванная к одру тяжко больной девушки, при видя ее изуродованного лица и под давлением матери, принимает 16-летнюю Екатерину в общину набожных старших дам. Терциарки, которых называли Сестрами Милосердия св. Доминика или попросту мантеллатками (от mantello – плащ, поскольку они всегда покрывались черными плащами) не вели совместную жизнь, но вместе занимались делами милосердия в городе и ежедневно участвовали в богослужениях в доминиканской церкви. Для Екатерины такая форма жизни была единственно возможной в то время, поскольку можно было реализовать свое призвание и хранить обет без разрыва отношений с семьей.

С этих пор она, облачившись в белую тунику и черный плащ, начинает свое служение Богу и убогим. Однако то, что семья и жители Сиены могли заметить, являлось только небольшой частичкой тогдашней жизни Екатерины, наполненной прежде всего размышлениями в одиночестве, всенощными молитвами и суровыми умерщвлениями, которые сопутствовали ее трудному возрастанию к еще большему единению с Богом. Это духовное дозревание Екатерины достигает зенита в карнавальную ночь (1366 или 1367 года), когда к молоденькой терциарке приходит Христос и надевает на ее палец обручальное кольцо. Мистическое обручение в жизни святых – это всегда увенчание огромного духовного труда, огромной благодатью, удостоились которой только не многие. Святая Екатерина не описала подробно свой путь к единству с Божественным Женихом, она испытала эту благодать в одиночестве и даже не имела с кем поделиться радостью, которую ощутила. Но несмотря на это, ее обручение не осталось полностью скрытым, ибо сила, которую она получила благодаря этому, вскоре стала видна восхищенным жителям Сиены, а также жителям соседних городов. Укрепленная теснейшим единением с Христом, Екатерина вышла из одиночества и кажущейся бездеятельности сперва на улицы Сиены, а потом на дороги Апеннинского Полуострова. Вскоре ее живая, худенькая фигурка становится одной из наиболее узнаваемых в кипящей жизнью Сиене. Теперь она выходит из дому не только, чтобы послушать святую мессу, но навещает больных в их домах, приносит пищу беднякам и старикам, ухаживает за больными в городском госпитале делла Скалла, а также прокаженным в лепрозории св. Лазаря, находящимся за городскими стенами. Лапа снова начинает немного нарекать, боясь, что она принесет проказу в дом, но спокойный Якопо разрешает дочери распоряжаться всем, что было в доме. И по сей день в подвалах дома Бенинказа можно увидеть «бочку святой Екатерины», из которой она черпала для всех своих убогих, и никогда семья не ощутила нехватку этого необходимого напитка перед новым урожаем винограда. Екатерина же никогда не ощущала нехватку любви и терпения, которое она назовет позднее матерью добродетелей.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий