La bella brigata

1/19/2024, No Comment

Пролог к сборнику писем св. Екатерины Сиенской, авторства Людмилы Грыгель, 2.

Любовь к Богу и ближнему, которой пылала Екатерина, озаряла ее таким очарованием, которое восхищало и притягивало к ней множество людей различных сословий и профессий; которые собирались вокруг нее и слушали ее советы, и зачерствевшие грешники, и скептически настроенные священники, и развеселые юноши. Свет, который излучала дочь красильщика, освещал людям путь их возвращения к Богу или попросту вырывал из мрака всю красоту общения человека с Богом. Так вот, благодаря личному очарованию, а прежде всего благодаря «очарованию» святости, Екатерина собрала вокруг себя общину, которую называли bella brigata или caterinati, общину, напоминающую современные движения, или скорее т.н. первичные общины в современной Церкви. Ученики и друзья, составляющие «красивую компанию», происходили из разных сословий и городов, а некоторые, прежде чем познакомились с Екатериной (или даже после этого), не грешили религиозным рвением и незапятнанной нравственностью. Был среди них доминиканец, исповедник Екатерины и ее биограф, Раймонд Капуанский, ученный августинец, англичанин Вильгельм Флит, нежный и беспокойный поэт Нери ди Ландоччио, художник Андреа Ванни (автор портрета Екатерины), овдовевшая мещанка Алесса Сарацини и даже сварливая Лапа. Большинство членов семьи сопутствовало Екатерине в ее путешествиях и переговорах; иногда путешествовало их даже сорок. Все они называли Екатерину la dolce Mamma, что выразительно свидетельствует о ее женской любви и нежности. Сохранившиеся письма Екатерины к ее ученикам являются наилучшей характеристикой атмосферы, царящей в этой удивительной общине. Святая полна понимания и любви к каждому, заботится о здоровье или семейных проблемах, а прежде всего о совершенствовании в христианских добродетелях. Она сочувствует страждущим и утешает печалящихся, но также с присущей ей суровостью порицает их пороки и критикует ошибки. Наиважнейшим, что соединяет в делах и молитвах всю «семью» Екатерины является благо Церкви – поместной и всеобщей. Вместе с ней ученики молились и трудились ради блага Церкви и «сладостного Христа на земле». А после ее смерти делали то же самое в различной форме и в разных местах (например Раймонд Капуанский, как Магистр Ордена Доминиканцев провел его реформу) верные собственным убеждениям, но также и последней воле их dolce Mamma.

Повышенная активность Екатерины и вовлечение в дела многих людей не мешала ей в ее непосредственном контакте с Богом и не ослабляла интенсивность ее молитвы. Среди разговоров, тяжкого труда возле больных и раздавании даров по всему городу, Екатерина не перестает общаться с Христом, прося Его иногда о помощи в несении тяжелых котомок, а иногда в объяснении сущности Его бытия. В 1370 году она испытывает новые благодати и мистические видения, благодаря чему познает Божьи истины, созерцая и слушая своего Небесного Жениха. Во время одного из видений Христос вынимает из груди Екатерины сердце и взамен дает ей свое. После такого обмена сердцами воля Христа становится волей Святой, которая с этих пор с большой легкостью может делать то (и не только), что желает Бог.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий