Выход за пределы города

1/31/2024, No Comment

Пролог к сборнику писем св. Екатерины Сиенской, авторства Людмилы Грыгель, 3.

В начале 70-х годов жизнь святой Екатерины снова меняется – расширяется территория ее деятельности и предмет ее интересов. Она уже не останавливается на заботе о больных и выходит намного дальше сиенского лепрозория, который находился сразу за городскими стенами. Этот факт совпадает – а точнее тесно связан – с интенсификацией мистических переживаний Екатерины и заострением политических конфликтов на Апеннинском полуострове. Дочь сиенского красильщика входит с огромной уверенностью в себе хитросплетения итальянской и европейской политики XIV века, которую не смогли уладить опытные дипломаты, а историки до конца разъяснить в толстых томах. Она входит с натуральностью и решительностью, вытекающей из глубокого убеждения, что этого хочет Бог (она часто и с ударением повторяет: io voglio, я хочу, и это не следствие высокомерной самоуверенности, а уверенность в распознании Божьей воли), а также, что любовь (caritas) может изменить обличье этого мира и предотвратить зло. Деятельность святой Екатерины — это не деятельность политика или душепастыря, а миссия святого мистика, который вдохновение и поддержку черпает в созерцании. Главной целью «политической деятельности» Екатерины не является политический успех, почет или слава, а благо Церкви и ближнего. Призывая к миру, она представляет все политические преимущества, вытекающие из него, но напоминает властям также, что мир способствует нравственному совершенствованию, а посему – спасению их самих и их подданных, за души которых они несут ответственность. Екатерина напоминает королям, папам и учёным прописные истины, которые святые видят лучше всех; напоминает об обязанности любить и уважать достоинство каждого человека, необходимость защищать благо Церкви и стремиться к святости, даже среди политических конфликтов и экономического кризиса. Все, что проповедовала Екатерина, не было ни выученной премудростью, ни заученной программой. Она никогда не ходила в какую-либо школу, и даже не училась писать и читать; биографы рассказывают, что в 18 лет она научилась немного читать, и только за 3 года до смерти собственноручно написала (киноварью, как уточняют хронисты) несколько строчек письма и молитву к Святой Троице. Екатерина была слабой женщиной, всю жизнь страдала от желудочных болей, постилась и сурово умерщвлялась, а в последние месяцы жизни не могла проглотить даже каплю воды. Несмотря на это она была женщиной, излучавшей энергию, радость и силу, путешествующей на ослике или пешком, по раскаленным дорогам Тосканы, Лацио и южной Франции. Не возможно все этого ни понять, ни объяснить, если попросту не сказать, что силой Екатерины была ее единство с Богом, а школой ее мудрости – общение с Ним.

Весной 1374 года она впервые вышла за пределы Сиены и отправилась во Флоренцию. Там она знакомится со многими выдающимися политиками и со скромными ремесленниками, с которыми до конца жизни будет соединена узами дружбы и общей деятельностью. Кроме прочих, другом Екатерины становится выдающийся политик – Николай Содерини, который позднее будет поддерживать ее миссию в Авиньоне и во Флоренции (примет ее в своем доме). Друзьями Екатерины становятся также портной Франциск ди Пипино и его жена – Агнесса (после Раймонда Капуанского именно этой чете Святая адресует большую часть своих писем). Во время этого первого пребывания святой Екатерины во Флоренции происходит еще одна, очень важная встреча, в определённом смысле – решающее для ее духовной формации и политической деятельности. Настоятели доминиканского Ордена назначают постоянным исповедником Екатерины Раймонда Капуанского, образованного теолога, опытного в делах духовных и полного доброты*. С 1374 года он будет сопутствовать ей во всех ее путешествиях, помогать в трудных политических миссиях и апостольских делах. Их взаимоотношения не имели ничего общего со схемой: ученый исповедник – смиренная духовная дочь. Екатерина говорит, что Раймонд был дан ей сладостной Марией, называет его отцом своей души или возлюбленным сыном, советуется с ним и оказывает послушание, но также – строго порицает и властно приказывает. Раймонд в свою очередь с большим смирением и нежностью служит и поддерживает свою необычную духовную дочь, обычно отходя в тень. После смерти Екатерины он старался передать Церкви как можно больше фактов о ней, старался описать все сияние ее святости, без субъективных преувеличений или экзальтаций. Составленная им биография - Legenda maior - до сегодняшнего дня остается наиболее объективным и полным портретом святой Екатерины. Следует также добавить, что был он человеком огромной добродетели и благочестия, что Церковь признала, провозгласив его блаженным.

В начале 1374 года Екатерина возвращается в Сиену со своим новым исповедником и сразу бросается водоворот ненадолго оставленной благотворительной деятельности. Она как бы становится вынужденной к этому, поскольку на ее родной город свалилась одна из тех страшных эпидемий чумы, которые часто сеяли страх и смерть в средневековой Европе. В Италии еще жива была память «черной смерти», которая выкашивала города и села год спустя после рождения Екатерины, и навсегда была увековечена в памяти европейцев в мастерски описанном Бокаччо вступлении к Декамерону. Эпидемии чумы увеличили чувство неуверенности в завтрашнем дне, постоянно мучающее средневекового человека, было оно порождено частыми неурожаями, хаотичными вооруженными конфликтами и постоянным экономическим кризисом, из которого только в конце XIV века Европа начала выходить. Екатерина прекрасно понимает страхи своих современников и часто повторяет: «помни, что ты должен умереть, но сам не знаешь когда», она не занимается пустой риторикой, но попадает в самую сердцевину восприимчивости и чувств своих адресатов. Во время бушующей эпидемии, Екатерина ухаживает за больными и выпрашивает у Бога множественные исцеления (в том числе и для самого Раймонда). Только поздней осенью, когда чума ослабела, она оставляет Сиену и обретает немного физического отдыха и духовного утешения в монастыре в Монтепульчано**.

Размышления и молитва среди тосканских холмов, овеянных спокойствием теплой итальянской осени, стали последним местом затишья в жизни святой Екатерины, которое с этих пор будет проходить в шумных городах, на опасных дорогах, в окружении множества кающихся, почитателей и друзей, а прежде всего – среди тревог, страданий и драматического напряжения.

* До недавнего времени пребывание св. Екатерины во Флоренции объясняли исполнением постановления явиться на Генеральный Капитул Доминиканского Ордена, который собрался там на Пятидесятницу 1374 года, чтобы среди прочего, исследовать деятельность и взгляды терциарки из Сиены. Однако, оказалось, что этой информации нет ни в одной из биографий Святой, как нет и в актах флорентийских доминиканцев. Это недоразумение появилось уже после смерти Екатерины в результате ошибочной интерпретации записи доминиканцев из монастыря Санта-Мария Новелла, представляющимися как защитники Екатерины.

** Монастырь в Монтепульчано был основан Агнессой (1268-1317), к которой св. Екатерина питала огромное уважение и называла ее святой, хотя Церковь признала за ней этот чин только в 1726 году.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий