Пролог к сборнику писем св. Екатерины Сиенской, авторства Людмилы Грыгель, 4.
Весной 1375 года по приглашению Петра Гамбакорти, политика, члена совета пизанской республики, Екатерина отправляется в Пизу, где первый раз сталкивается с проблемой крестового похода. Чтобы подчеркнуть и проиллюстрировать упомянутую уже тесную связь и взаимозависимость между публичной деятельностью и внутренней жизнью Екатерины, следует обратить внимание на событие, которое имело место в пизанской церкви св. Кристины. 1 апреля во время мистического экстаза Екатерина получает стигмы, которые по ее настоятельной просьбе остаются невидимыми для окружения, но которые она болезненно ощущает.
В портовом городе, каким являлась Пиза, доминиканская терциарка впервые услышала (правдоподобно из уст посла короля Кипра и Иерусалима) о доле Святой Земли и о возможности отбить ее у неверных с помощью крестового похода, который называли в средневековье «святым паломничеством». Екатерина вовлеклась в проект организации крестового похода с типичным для нее энтузиазмом и решимостью. Призыв к походу становится одним из постоянных тем ее писем, адресованных королям, князьям, кондотьерам и папам. Екатерина желала вдохновить христианскую Европу на борьбу за освобождение Гроба Господнего, но идея святого паломничества не нашла отклик в ни Европе XIV века, в которой доминировал англо-французский конфликт (Столетняя война), ни в раздробленной и враждующей Италии. В течение XIV века только папы предпринимали попытки организовать отряды крестоносцев, но это были одинокие и бесплодные усилия. Папа Климент V даже организовал в Смирне 20 галер, которые отправились в сторону Палестины, но вскоре свернули с пути, так ничего и не совершив. Также Урбан V пытался организовать войско христиан, когда турки заняли Галлипольский полуостров, и под влиянием настойчивых просьб о помощи короля Кипра и Иерусалима, Петра. Король Петр объездил практически всю Европу (побывал даже в Кракове в 1363 году), но не добился ничего кроме неопределённых обещаний. Только папа Урбан V принял близко к сердцу турецкую угрозу. Во время своего краткого пребывания в Риме он успел принять (в 1369 г.) императора Иоанна V Палеолога, которому обещал моральную поддержку и военную помощь в войне с турками. Однако все папские проекты встретились с полным безразличием, поэтому они сконцентрировались на мирных переговорах между Францией и Англией, видя в этом конфликте основное препятствие для совершения святого паломничества. Григорию XI удалось привести стороны к перемирию в Брюгге в 1375 году, но оно не продлилось долго, и Столетняя война занимала Западную Европу еще до середины следующего века. Большинство же европейских правителей не интересовалось политической ситуацией христианского Иерусалимского Королевства, а религиозная мотивация не убеждала их настолько, чтобы предпринять усилие отобрать у мусульман Святую Землю силой оружия. Только на рубеже XIV-XV веков реальная угроза турецкого вторжения в Европу оживила идею святого паломничества, ограничивающегося помощью (совсем не большой) государствам Центральной Европы, которые сдерживали мусульманский напор. Последним герольдом дела крестовых походов был святой Иоанн Капистран, проповедник, прошедший всю Европу, который своими призывами и молитвами внес свой значительный вклад в победу христиан и изгнание турок из Белграда (1456). Печальной иллюстрацией одиночества и слабости пап является подготовка к крестовому походу Пия II, окончившаяся полным фиаско и его смертью в Анконе (1464).
Екатерина Сиенская детально не размышляла ни о политических условиях, ни о реальном военном потенциале, хотя осознавала все трудности политической и экономической природы. Тем не менее, самым важным для нее делом было отобрать святые места из рук неверных. Поэтому она считала святое паломничество основной, наиболее важной обязанностью всех христиан, которую следует исполнить несмотря ни на что. Кроме того, Екатерина была уверена, что поход объединит христиан и положит конец братоубийственным войнам и на Апеннинском полуострове и во всей Европе.
Посему Святая видит не только религиозные выгоды, но и политические; оба аргумента она использует особенно в письмах к власть имущим. Этим последним она представляет участие в крестовом походе или же его финансирование как своего рода уплату долга перед Церковью, которая уделяет благодати и поддерживает королей (не забываем, что церемонию коронации трактовали в то время почти как таинство). Постоянные призывы Екатерины к святому паломничеству остались гласом в пустыне безразличия, гласом, который часто заглушался звоном оружия. Безразличие или противодействие не угашало горячей убежденности Святой в правоте предприятия. Хотя ее и не услышали, фактом остается то, что она напоминала христианам их ответственность за святыни, связанные с жизнью и смертью Христа. Без пламенных призывов Екатерины Европа, быть может, забыла бы об этих местах, которые принадлежат ее этосу, ибо там началась история христианства.
Отправить комментарий