Жажда славы Божьей

1/12/2015, No Comment

Начало книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Вступление, I-II.

Во имя Христа Распятого и сладостной Марии

Возносясь превыше себя самой, душа возбужденная огромной жаждой славы Бога и спасения душ, некоторое время упражняется в добродетели, начав проживать и создавать домашний уют в кельи самопознания, чтобы лучше познать доброту Бога по отношении к ней. Ибо от познания происходит любовь, и любя, душа старается следовать за истиной и в нее облачиться.

Ничто не позволяет ей так наслаждаться этой истиной, ничто не освещает ее так сильно, как смиренная и постоянная молитва, основанная на познании себя и Бога; молитва, читаемая таким образом, соединяет душу с Богом, ведет ее по следам Христа Распятого и в пылающей жажде и любовном единении творит так, что она становится Его вторым я. Именно это сказал Христос, говоря: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоанн 14:23). И во множестве других мест находим подобные слова, из которых узнаем, что Он является Истиной, что благодаря любви душа становится единством с Ним. Чтобы это показать более ясно, припомню, что я слышала от одной слуги Божьей*, что когда она была восхищена в молитве сильным порывом духа, Бог не скрыл перед оком ее разума любовь, которую Он питает к своим слугам, но показал ее; и между прочим сказал:

Открой око разума** и взгляни на Меня, и увидишь достоинство и красоту моего творения, наделенного разумом. Кроме красоты, которую Я дал душе, сотворив ее по Моему образу и подобию, воззри на облаченных в брачные одеяния любви, украшенные множеством истинных добродетелей, они соединены со мною любовью. Потому скажу тебе, если спросишь Меня, кто они? отвечу тебе (изрекло сладостное и милостивое Слово): они это мое второе Я; ибо они утратили и уничтожили своеволие, и облеклись в мою волю и соединились с нею и приготовили себя для нее.

Воистину душа соединяется с Богом посредством любви. Поэтому желая смелее познать истину и следовать за нею, и приняв во внимание то, что никто не может учением, примером и молитвою принести пользу ближнему, если сперва не принесет пользу себе, если не обретет и не добудет добродетель для себя, душа та, усиливая жажду свою, вознесла к всевышнему и вечному Отцу четыре просьбы.

Первая – за саму себя. Вторая – об исправлении святой Церкви. Третья – обо всем мире вообще, а особенно о мире среди христиан, которые через частое пренебрежение и гонение восстают против святой Церкви***. В четвертой просила Божье Провидение, чтоб помогло вообще и в частности, в одном происшествии, которое имело место.

Жажда этой души была настолько огромна и постоянна; и возросла еще более, когда первая Истина указала ей нужду мира и то, в каком замешательстве и оскорблении Бога мир жил. Прочитала она также письмо, которое получила от своего духовного отца****, в котором он сообщил ей о мучении и непереносимой боли, которую он испытывал из-за оскорблений Бога, об утрате душ и гонениях святой Церкви. Все это воспламенило в ней огонь святой жажды посредством боли из-за обид и одновременно радость надежды, в которой она ожидала, что Бог предотвратит настолько огромные злодеяния.

Поскольку в Причастии душа сладостнее скрепляет связь с Богом и лучше понимает его истину (ибо тогда душа пребывает в Боге, а Бог в душе, как рыба в море, а море в рыбе*****), ощутила она жажду, чтоб пойти утром послушать мессу, а был это день Марии.

Когда наступило утро и час мессы, она пала навзничь с полной тревоги жаждой, с глубоким познанием себя, стыдясь своего несовершенства, признавая себя причиною всех несчастий, которые происходили во всем мире, проникнутая в чувствах святой справедливостью, ненавистью и отвращением к себе; в осознании этого, в той ненависти и справедливости она смыла пятна вины, которые казалось, что были и действительно были в ее душе, говоря:

О, вековечный Отче, я обвиняю сама себя перед Тобою, чтоб Ты покарал мои проступки в этом преходящем времени. И поскольку из-за грехов моих я являюсь причиной наказаний, которые должны понести мои ближние, прошу Тебя, чтоб Ты милостиво меня за них наказал.

* Речь идет о самой Екатерине.

** «Око разума», в оригинале Екатерина использует понятие «око интеллекта» (l`occhio dell`intelletto). Чем является этот «интеллект»? Зная привязанность Святой к теологии св. Фомы Аквинского, предполагаем, что ответ нужно искать у него. У Фомы название интеллекта происходит от того, что интеллект познает вещи заключенные внутри (intima rei cognoscit), так как «понимать» (intelligere) это все равно, что «читать внутри» (intus legere). Мы говорим, что кто-либо понимает, когда внутри, в самой сущности вещи, он определенным образом отчитывает истину (interius in ipsa rei essentia veritatem quodammodo legit) (см. De Verit., q. 1, a. 12, c: nomen intellectus sumitur ex hoc, quod intima rei cognoscit; est enim intelligere quasi intus legere: sensus enim et imaginatio sola exteriora accidentia cognoscunt; solus autem intellectus ad essentiam rei pertingit).

*** Осенью 1377 года – во время, когда рождался черновик Диалога – все еще происходили столкновения и кровавые репрессии, совершаемые французскими папскими легатами в Романии, Умбрии и Тоскане.

**** Бл. Раймонда Капуанского, который был исповедником Екатерины с 1374 года.

***** Бл. Раймонд упоминает духовный опыт св. Екатерины: «Приняв Причастие, показалось ей, что душа ее вошла в Господа, а Господь в нее, как рыбы, которая входит в воду, а вода полностью ее поглощает» (Vita 2,6). Подобное сравнение Екатерина использует также в молитвах: «Вековечный сад» и «Слуги Невесты».

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий