Жажда славы Божьей

1/12/2015, No Comment

Начало книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Всупление, I-II.

Во имя Христа Распятого и сладостной Марии

Возносясь превыше себя самой, душа возбужденная огромной жаждой славы Бога и спасения душ, некоторое время упражняется в добродетели, начав проживать и создавать домашний уют в кельи самопознания, чтобы лучше познать доброту Бога по отношении к ней. Ибо от познания происходит любовь, и любя, душа старается следовать за истиной и в нее облачиться.

Ничто не позволяет ей так наслаждаться этой истиной, ничто не освещает ее так сильно, как смиренная и постоянная молитва, основанная на познании себя и Бога; молитва, читаемая таким образом, соединяет душу с Богом, ведет ее по следам Христа Распятого и в пылающей жажде и любовном единении творит так, что она становится Его вторым я. Именно это сказал Христос, говоря: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоанн 14:23). И во множестве других мест находим подобные слова, из которых узнаем, что Он является Истиной, что благодаря любви душа становится единством с Ним. Чтобы это показать более ясно, припомню, что я слышала от одной слуги Божьей*, что когда она была восхищена в молитве сильным порывом духа, Бог не скрыл перед оком ее разума любовь, которую Он питает к своим слугам, но показал ее; и между прочим сказал:

Открой око разума и взгляни на Меня, и увидишь достоинство и красоту моего творения, одаренного разумом. Кроме красоты, которую Я дал душе, сотворив ее по Моему образу и подобию, воззри на облаченных в брачные одеяния любви, украшенные множеством истинных добродетелей, они соединены со мною любовью. Потому скажу тебе, если спросишь Меня, кто они? отвечу тебе (изрекло сладостное и милостивое Слово): они это мое второе Я; ибо они утратили и уничтожили своеволие, и облеклись в мою волю и соединились с нею и приготовили себя для нее.

Воистину душа соединяется с Богом посредством любви. Поэтому желая смелее познать истину и следовать за нею, и приняв во внимание то, что никто не может учением, примером и молитвою принести пользу ближнему, если сперва не принесет пользу себе, если не обретет и не добудет добродетель для себя, душа та, усиливая жажду свою, вознесла к всевышнему и вечному Отцу четыре просьбы.

Первая – за саму себя. Вторая – об исправлении святой Церкви. Третья – обо всем мире вообще, а особенно о мире среди христиан, которые через частое пренебрежение и гонение восстают против святой Церкви**. В четвертой просила Божье Провидение, чтоб помогло вообще и в частности, в одном происшествии, которое имело место.

Жажда этой души была настолько огромна и постоянна; и возросла еще более, когда первая Истина указала ей нужду мира и то, в каком замешательстве и оскорблении Бога мир жил. Прочитала она также письмо, которое получила от своего духовного отца***, в котором он сообщил ей о мучении и непереносимой боли, которую он испытывал из-за оскорблений Бога, об утрате душ и гонениях святой Церкви. Все это воспламенило в ней огонь святой жажды посредством боли из-за обид и одновременно радость надежды, в которой она ожидала, что Бог предотвратит настолько огромные злодеяния.

Поскольку в Причастии душа сладостнее скрепляет связь с Богом и лучше понимает его истину (ибо тогда душа пребывает в Боге, а Бог в душе, как рыба в море, а море в рыбе****), ощутила она жажду, чтоб пойти утром послушать мессу, а был это день Марии.

Когда наступило утро и час мессы, она пала навзничь с полной тревоги жаждой, с глубоким познанием себя, стыдясь своего несовершенства, признавая себя причиною всех несчастий, которые происходили во всем мире, проникнутая в чувствах святой справедливостью, ненавистью и отвращением к себе; в осознании этого, в той ненависти и справедливости она смыла пятна вины, которые казалось, что были и действительно были в ее душе, говоря:

О, вековечный Отче, я обвиняю сама себя перед Тобою, чтоб Ты покарал мои проступки в этом преходящем времени. И поскольку из-за грехов моих я являюсь причиной наказаний, которые должны понести мои ближние, прошу Тебя, чтоб Ты милостиво меня за них наказал.

* Речь идет о самой Екатерине.

** Осенью 1377 года – во время, когда рождался черновик Диалога – все еще происходили столкновения и кровавые репрессии, совершаемые французскими папскими легатами в Романии, Умбрии и Тоскане.

*** Бл. Раймонда Капуанского, который был исповедником Екатерины с 1374 года.

**** Бл. Раймонд упоминает духовный опыт св. Екатерины: «Приняв Причастие, показалось ей, что душа ее вошла в Господа, а Господь в нее, как рыбы, которая входит в воду, а вода полностью ее поглощает» (Vita 2,6). Подобное сравнение Екатерина использует также в молитвах: «Вековечный сад» и «Слуги Невесты».

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий