29 мая

5/29/2010, No Comment

Вспоминаем блаженных Вильгельма Арнауда и соратников, мучеников

Тулуза и доминиканцы

Тулузу можно бы было назвать колыбелью Доминиканского Ордена. Здесь, присоединившись к папским легатам, св. Доминик сначала в качестве спутника епископа Диего, а после его смерти, как руководитель миссии, пытался словом проповеди обратить заблужших катаров. Сначала территорией его проповеднической миссии является регион с центром Пруйль-Фанжо, а позднее епископ Фулько (Фолькет или Фульк Марсельский) приглашает его в Тулузу в качестве епархиального проповедника. Победа крестоносцев во главе с Симоном де Монфором в первой фазе Альбигойского крестового похода, сделала это возможным. Казалось, что ересь уже побеждена и теперь остается лишь просвещать местное население проповедью здравого учения и утверждать в истинной вере. В Тулузе Доминик основывает свой первый монастырь – св. Романа, который должен был стать, прежде всего, школой, как ортодоксальной теологии, так и братской апостольской жизни. Отсюда Доминик вместе с епископом Фулько отправляются в Рим, чтобы просить папу утвердить новый орден. Отсюда, в 1217 году Доминик, как Иисус своих учеников, рассылает своих братьев во все пределы Европы. Они обосновываются в Париже, Болонье, Риме, в Испании и дальше – Германии, Венгрии, намереваясь распростанить свою проповедь также и за границы христианского мира. Сам Доминик также покидает Тулузу. Но монастырь св. Романа не прекращает своего существования. Какова же далее была судьба первого доминиканского монастыря, в котором после ухода св. Доминика осталось только несколько братьев?

Уже осенью того же 1217 года в городе вспыхивает восстание против деспотии Симона де Монфора и вскоре в Тулузу возвращается прежний владетель – граф Раймунд VI вместе со своим сыном и наследником – Раймундом VII. Естественно, для доминиканцев, которым покровительсвовал Монфор начинаются нелегкие времена. В 1218 году, при попытке снова взять штурмом Тулузу, под её стенами гибнет Симон де Монфор. Борьбу за отцовское наследство продолжает его сын Амори. В 1220 году умирает Раймунд VI и его сын становится полноправным владетелем Тулузы и практически всего Прованса. Раймунд VII в отличие от своего отца вовсе не сочувствует ереси каторов. Заметим, что по матери он был Плантагенетом, племянником Ричарда Львинное Сердце и недавно умершего (в 1216) короля Англии Иоанна Безземельного с которым Франция также постоянно вела войны. Раймунда интересует не религия, а политика и он во что бы то ни стало, пытается сохранить доставшееся ему наследство. В 1224 году Амори де Монфор отказывается от своих претензий на графство Тулузы в пользу французской короны. В 1226 году начинается новая фаза крестового похода, которую возглавляет сам король Франции Людовик VIII Лев, сын Филиппа Августа, но он умирает от дизентирии.

Раймунд VII, не смотря на то, что ему пока удавалось отстоять независимость своего графства, прекрасно понимает, что удержаться на своем престоле он сможет, только если пойдет на уступки Церкви и Французской Короне. В 1229 году он заключает т.н. Парижский договор (или «договор в Мо»), который считается офицальным завершением Альбигойского крестового похода. Раймунд признает себя вассалом короля (а им уже стал Людовик Святой) и верным сыном Церкви.

Для тулузских доминиканцев начинается новый период расцвета. В 1229 году основывается Тулузский Университет – давняя мечта св. Доминика, который должен стать светочем католического вероучения, для просвещения все еще сочувствующих катарам жителей Лангедока. Следует сказать, что все это время монастырь св. Романа живет и действует, возрастая численностью своих братьев, которыми становятся, прежде всего, местные жители, ибо далеко не все жители Лангедока были приверженцами альбигойской ереси, были и её убежденные противники. Монаснтырь разрастается до той того, что уже не может вместить в себе всю братию, и поэтому в 1230 году, на Рождество начинается строительство нового монастыря – св. Иакова, которое продлиться до 1285 года. Но даже недостроенный монастырь будет играть немаловажную роль в работе Тулузского Университета, став его кафедрой теологии. В том жее 1230 году в Тулузу для этой цели прибывает из Парижа первый доминиканский магистр теологии (с ученой степенью присвоенной Парижским Университетом) Роланд Кремонский (он пробудет в Тулузе недолго, до 1233 г.).

Однако борьба с ересью продолжается не только на интеллектуальном фронте, как желал этого св. Доминик. Принудительное обращение в истинную веру также вскипает с новой силой, и доминиканцы играют в этом, увы, далеко не последнюю роль. Так, например, около 1231 года монастырь доминиканцев св. Иакова, вместе с епископом Фулько, своим провинциалом и будущим епископом, Раймундом дю Фога, а также с частью населения города, был вовлечен в серьезную борьбу с другой партией сограждан, в действительности, защищавшей интересы высших городских чиновников, называемых capitouls. Братья Проповедники боролись с ними в своих проповедях и не переставали разоблачать их тайные сборища и еретическую деятельность в Тулузе. Публично эксгумировали из освященной земли и сожгли на костре останки некоего духовного из церкви св. Сернина, который пред самой смертью тайно принял ересь, а также, во время народной процессии, тело одного из предводителей вальденсов. Даже Роланд Кремонский, профессор-интеллектуал был вовлечен в эту акцию.

В 1231 году, на Рождество, умирает епископ Фулько, и в марте следующего 1232 года епископом становится доминиканец Раймунд де Мирамон дю Фога, который до этого был сначала настоятелем монастыря в Монпелье, а потом четвертым провинциалом Прованса. Поначалу он имеет влияние на Раймунда VII, и тот, в 1232 году захватывает и отправляет на костер 19 катаров, а в 1234 году убеждает его принять закон о борьбе с еретиками.

В 1234 году для Лангедока учреждается пост инквизитора. Им становится доминиканец Гийом Пелиссон (Guillelmus Pelhisso OP), о жизни и дениях которого мы можем узнать из первых рук, поскольку он описал все эти события в своем труде, озаглавленном Chronicon (события охватывают период с 1229 по 1244 гг.). Это своего рода пнегирик, прославляющий деяния инквизиции, в котором он с восторгом описывает то, чего надлежало бы стыдиться. Кроме вышеизложенной истории об эксгумации покойников, он описывает еще один нелицеприятный эпизод – сожжение старой больное еретички, тещи известного еретика Пейтави Бурсье, которая отказалась обращаться в истинную веру. Это событие произошло 5 августа 1234 года, как раз когда Орден впервые отмечал литургическое празднование недавно канонизированного св. Доминика. В этом инциденте «прославились» епископ Раймунд дю Фога и приор тулузского монастыря Понсо из Сен-Жиля. Интересно, что ни Вильгельм Арнауд, ни кто-либо из его сподвижников, не упоминаются в связи с этими эпизодами. Находилсь ли они в это время в Тулузе? Исполняли ли служение инквизиторов?

Кем же был Вильгельм Арнауд?

Вильгельм Арнауд

Вильгельм родился в городе Монпелье. По сравнению с другими городами Франции, Монпелье достаточно молодой: он был основан в XI веке. Вильгельм еще в юности получил хорошее образование в своем родном городе. Возможно, поначалу он и не думал становиться монахом, однако всё изменила удивительная встреча со св. Домиником. Пламенные проповеди святого, произносимые им в Монпелье, до глубины души тронули молодого Вильгельма.

После одной из таких проповедей юноша подошёл к св. Доминику, выразив желание сделаться его последователем. Проповедник с радостью принял в свою общину Вильгельма. Вскоре юноша удостоился монашеского пострига и священного сана.

Св. Доминик и брат Вильгельм Арнауд быстро подружились. Они имели одну общую, пламенную цель: проповедовать Слово Господа. Однако друзья всё же достаточно отличались по характеру, как это часто бывает. Св. Доминик был весёлым, очень добрым, общительным, мягким и чутким человеком. А брат Вильгельм отличался строгостью к себе и другим и твердым нравом. Он был необычайно талантливым, образованным и умным, великим аскетом и постником, красноречивым проповедником. После того, как св. Доминик покинул Южную Францию, по благословению основателя Ордена Вильгельм Арнауд остался в Тулузе.

Именно этого незаурядного человека Папа Григорий IX 22 апреля 1234 года назначил инквизитором в епархиях Тулуза, Альби, Каркассона и Ажена. Был ли он помощником, заместителем Пелиссона, или наоброт? Или же они исполняли служение инквизиторов в различных регионах? Сказать трудно.

Инквизиция подвергается гонениям

Методы инквизиции, сожжения трупов и немощных старушек, конечно, не прибавили доминиканцам популярности. Возмущенные жители города даже написали письмо папе, во стократ преукрасив ситуацию, с просьбой утихомирить доминиканцев, а лучше вообще оставить город в покое с церковными учениями. Понтифик не откликнулся на дерзкое письмо и ничего не предпринял. И тогда катары решили превратить жизнь монахов-проповедников в настоящий ад...

Инквизиция, заметим, является церковным трибуналом, то есть исполняет судебно-расследовательные функции, при этом, не имея собственных карательных структур. В этом инквизиция полностью должна была полагаться на светскую власть, которая не только отправляла на костер тех, кого инквизиция ей передала после судебного разбирательства, но и предоставляла инквизитором охрану. А что если светская власть сочувствует еретикам? Тогда инквизиторы из гонителей превращаются в гонимых. Так и случилось, когда Раймунд VII, который и до этого преследовал еретиков без особого рвения, да и то, исключительно из чувства долга перед Короной, радикально пересматривает свое отношение. Конечно, с одной стороны он обещал королю Франции истребить ересь в своей стране, но с другой стороны, чтобы удержать власть, ему следовало прислушиваться к мнению своих вассалов, большинство из которых были катарами (конечно, в это время уже тайно исповедующими свою ересь), а многие из них были весьма влиятельными особами.

Раймунд решил взять ситуацию с инквизицией в свои руки. Как известно, Доминиканский Орден – община нищенствующих монахов, которые жили на пожертвования верующих людей, не имея другого источника пропитания. Зная об этом, граф повелел никому из горожан не вступать в общение с монахами ни под каким предлогом. Даже сказанное горожанином кому-нибудь из монахов слово влекло за собой штраф или тюремное заточение. Таким образом, Раймунд надеялся оставить доминиканцев без пропитания. Однако на этом граф не остановился. Он приказал своим стражникам выставить караул у ворот обители: никого не впускать и не выпускать за пределы монастыря. В итоге, монахи оказались в голодной ловушке. Из-за голода многие братья часто теряли сознание, ослабевали и заболевали. Монахи понимали, что их ждёт неминуемая смерть. Они исповедали друг другу свои грехи, и, воспевая священные гимны, смеренно ждали смертного часа. Если осада монастыря продлилась ещё немного, то в обители не осталось бы никого в живых. Но ситуация неожиданно изменилась...

Изгнание из Тулузы

Спустя некоторое время графу Раймунду надоело издеваться над бедными доминиканцами. При том некоторые горожане, не принявшие ересь катаров, с жалостью и состраданием смотрели на мучения несчастных монахов, желая хоть чем-то им помочь.

Дабы не смущать жителей города, граф решил изгнать братьев-проповедников из Тулузы. Забрав с собой самое ценное, а это были святыни монастыря, 25 ноября 1235 года насельники разоренной обители крестным ходом двинулись из города, воспевая священные песнопения.

Теперь монахи остались не только без пропитания, но и без крова над головой. Однако фра Вильгельм Арнауд, который к тому времени стал настоятелем обители, не отчаялся. Он воодушевлял павших духом братьев своим спокойствием и уверенностью.

Несколько дней монахи жили под открытым небом, терпя осенний холод, ноябрьский ветер и проливные дожди. Но вскоре им посчастливилось найти заброшенную ферму недалеко от Тулузы, где они и поселились. В одной из построек этой фермы братья устроили небольшую часовню, чтоб можно было в ней молиться и совершать богослужения. А в другом здании они обосновались сами: там братья обедали, спали на сеновале и грелись у костра.

Несмотря на трудности, монахи не оставили проповеднической деятельности. Они ходили по окрестным деревням, проповедуя Слово Божье. Деревенские жители полюбили доминиканцев, стали приходить в часовню, устроенную на ферме, чтоб помолиться и покаяться в грехах.

На заброшенной ферме для братьев началась новая спокойная жизнь в трудах, молитвах и проповедях. Однако монахи очень любили свою обитель и надеялись, что обязательно туда вернутся.

Возвращение

Верный своему долгу, епископ Раймунд дю Фога в это время отправляется в Рим к папе Григорию IX с жалобой на действия графа. Давления папы возымело последствия. Раймунд вовсе не желает отлучения и возобновления крестового похода. Он лично является к доминиканцами и просит их вернуться в город. За год отсутствия братьев монастырь пришел в упадок, к этому несомненно приложили старания и катары, которые всеми возможными способами хотели отомстить доминиканцам. Монахи взялись за восстановление своей обители. Невзирая на всяческие угрозы со стороны недоброжелательных горожан, братья во главе с Вильгельмом Арнаудом снова принялись за проповедь и просвещение заблудших.

Раскаявшийся еретик

Следует сказать, что до этого времени инквизиция действовала не особенно успешно. Ушедшие в подполье еретики, под покровительсвом властьимущих, не были для церковных судов легкой добычей. Но положение изменилось 2 апреля 1236 года, когда в ворота доминиканского монастыря постучал некий Раймунд Гросс, прося убежища и защиты. Он оказался одним из «совершенных» секты катаров. И он не только обратился в истинную веру, но и на протяжении многих дней давал показания, в присутствии достойных доверия свидетелей. Показания были записаны. Он открыл инквизиторам имена своих сообщников из города, включая наивысших предводителей. Эта история была настолько потрясающей, что стала основой легенды о Раймунде Гроссе, которого, якобы еще 22 года назад спас от костра сам св. Доминик (эта история вошла в «Золотую Легенду» о св. Доминике).

Успехи инквизиции, благодря показаниям Раймунда Гросса, привели к еще большему неистовству еретиков. Созревал кровожадный план мести, а привести его в исполнение, было поручено рыцарям-катарам из знаменитого замка Монсегюр.

Тайны Монсегюра

Вокруг этой крепости до сих пор ходят мрачные легенды. В древнейшие времена Монсегюр был святилищем богини Белиссены. Спустя века катары, заняв крепость, устроили там что-то вроде израильской Масады. В этом же замке они создали святилище Духа, в котором проводили свои религиозные обряды.

Бальи Авиньонета Раймунд Альфар пригласил нескольких доминиканцев во главе с Вильгельмом Арнаудом, а так же некоторых братьев из монастырей иных орденов к себе в замок в Авиньонетте (ныне Avignonet-Lauragais), якобы для переговоров с ними. Отварив ворота величественного замка, братья оказались в огромном темном зале, где должна была состояться их встреча с Раймундом. Но вдруг из разных концов мрачного зала выскочили вооруженные люди с факелами в руках. Они с яростью набросились на беззащитных монахов, скрутили им руки за спиной, осыпая братьев побоями и ругательствами, притащили пленников в темную комнату, где их заперли. Возглавлял нападающих Пьер-Роже де Мирепуа, родич владетеля Монсегюра.

В плену оказалось одинадцать узников, имена некоторых из них сохранились до наших дней:

1) фра Вильгельм Арнауд, о котором говорилось выше.

2) фра Пьетро д'Арно. Об этом доминиканском монахе известно то, что он был нотариусом инквизиции. Брат Пьетро усердно помогал Вильгельму Арнауду в деле просвещения катаров. Проявил себя талантливым проповедником и хорошим организатором во время изгнания братьев из Тулузы.

3) клирик Адемар. Долгое время он прослужил в одном из соборов Тулузы. Активно сотрудничал с инквизицией в деле просвещения катаров.

Бернар Рокфорский

4) фра Бернар Рокфорский был одним из монахов в обители св. Иакова. С остальными братьями пережил изгнание из Тулузы, скитания на заброшенной ферме. Немало проповедовал в Тулузе и окрестностях, за что катары его люто ненавидели.

5) архидьякон Бернар несколько лет прослужил в соборе города Тулузы, помогая духовенству в проведении богослужений. В последствии стал одним из сотрудников инквизиции.

6) клирик Фортанерио был в числе духовенства собора города Тулузы

7) брат Гарсия д'Оре являлся доминиканцем-мирянином. Много помогал насельникам св. Иакова во время осады обители и изгнания братьев за пределы города.

8) фра Раймонд Карбоний принадлежал францисканскому ордену, который так же, как и доминиканский, имел свой монастырь в Тулузе.

9) Раймонд ди Кортизан был клириком в небольшой церкви, находившейся в селении под Тулузой.

10) фра Стефан Сен-Тибери являлся настоятелем францисканского монастыря в Тулузе. Очень многое сделал для развития монашеской жизни в городе и просвещения катаров.

11) Имя этого монаха покрыто тайной. До сих пор историки не выяснили, как звали мученика. Сейчас одинадцатого монаха условно называют Клюзе.

Несколько часов узники, сидя в темных покоях замка, ожидали своей участи. Всё это время они молились и просили друг у друга прощение, готовились к переходу в Вечность. Когда ночь спустилась на тулузские горы, где располагался замок, Раймунд Альфар приказал рыцарям во главе с Пьером-Роже де Мирепуа расправиться с пленниками. Озверевшие, исполненные лютой ненависти воины ворвались в комнату, где содержались узники, и с дикими криками принялись убивать их своими мечами. Братья не испугались. Они давно готовы были пострадать за Христа... Воспевая гимн Te Deum, пленники смело шли навстречу смерти. Видя храбрость братьев, убийцы всё больше исполнялись ярости, которая казалось бешенством. Последним принял смерть брат Вильгельм Арнауд. Обозлённые катары, прежде чем умертвить монаха, вырезали ему язык в знак мести. Многим другим братьям воины отсекли головы...

И вот затихли стоны умирающих страдальцев... Тёмная комната замка была залита кровью мучеников. Раймунд Альфар стоял над истерзанными телами. Однако страшная картина не ужасала жестокого катара. Ни малейшей жалости не проявил он к беззащитным братьям.

Жестокая смерть мучеников стала последней каплей, переполнившей чашу терпения короля Людовика Святого. Видя, что граф Раймунд не в силах навести порядок в своем графстве, он двинул войска на Монсегюр. Крепость, считавшаяся непреступной и моного лет служившая оплотом еретиков, была взята.

Уже в XVIII-XIX веках полуразрушенная крепость стала престанищем для всякого рода оккультистов, проводивших на развалинах зловещие ритуалы. Сейчас Монсегюр практически разрушен, остались только руины, на которые ходят посмотреть туристы со всего мира.

Почитание мучеников

История почитания мучеников насчитывает уже несколько веков. Одинадцать страдальцев ради Христа сразу после смерти прославились великим чудом: в течение нескольких часов после их мученической кончины тела братьев, брошенные в близлежащий овраг, светились неземным светом. Местные жители, заметив необычное сияние, отправились собирать останки братьев. Благодаря этому мощи некоторых из мучеников сохранились до наших дней. До недавнего времени местные жители также проводили церемонию (называемую «Церемония обета») в ночь с 28 на 29 мая, чтобы отметить мученическую кончину братьев. Прихожане собирались в церкви, зажигали свечи и переходили в храм на коленях (свечи несли в руках), молясь за души тех, кто совершил убийства.

Доминиканцы Вильгельм Арнауд и Гарсия д'Оре удостоились почитания сразу после смерти: они были первоначально захоронены в тулузском монастыре. С 1381 года их останки нашли последнее пристанище в часовне Сан-Никола на территории обители. Однако мощи мучеников были утеряны во время Французской революции. О культе мучеников в Ордене свидетельствует упоминание о них в «Житии братьев» Жерара Фрашета.

Монахи-францисканцы Стефан Сен-Тибери и Раймондо Карбони нашли захоронение в церкви своего ордена недалеко от Тулузы в двух отдельных гробницах.

Архидьякон Раймондо и клирик Бернар были похоронены в Тулузе около собора Сан-Стефано. Позже их останки были перенесены в часовню Сан-Алессио, теперь она называется Сан-Паоло.

О судьбе останков других мучеников на сегодняшний день мало что известно.

Процесс беатификации одинадцать мучеников был начат доминиканцами ещё в 1700 году, однако он затянулся более, чем на 100 лет по некоторым политическим причинам. 1 сентября 1886 года культ Вильгельма Арнауда и его десяти сподвижников было официально подтверждён Папой Пием IX.

В конце истории о тулузских мучениках хочется рассказать удивительную легенду.

Одному благочестивому человеку было видение... Перед ним предстали обезглавленные тела страдальцев, бездыхано лежащие на земле. Но вот зазвонил церковный колокол, который возвещал монастырской братии время богослужений. Тотчас мученики поднялись с земли, взяли в руки свои отрубленные головы и пошли в церковь на молитву. Это видение олицетворяло великую приверженность пострадавших братьев служению Господу. Несмотря на многочисленные проблемы, голод, холод, изгнания, лишения, ненависть катаров братья продолжали мужественно проповедовать, молиться, исполняя заповеди Христа. И даже после смерти они готовы идти служить Богу пусть даже и с отрубленными головами.

На тему этой легенды итальянским живописцем Томмазо Долабелла была написана картина "Тулузские мученики". Сейчас эта картина находится в Краковском доминиканском монастыре, а висит она в клуатре над входом в ризницу, напоминая трудящимся братьям, что никакие трудности не должны быть преградой для служения Господу!

Использованы материалы: Мари-Умбер Викер, М. Рутецкий.

No Comment

Отправить комментарий