Вспоминаем блаженную Марию Варфоломею Баньези, деву
Флоренция, 1532 год. Жизнь в огромном городе идёт своим чередом: пышные праздники, повседневные заботы горожан, крупные перемены в политической жизни, которые повлияли на дальнейшее течение истории региона. В кругах высшего общества в это время многие молодые люди говорят о некой прекрасной девушке из дворянской семьи. Она умна, начитанна, образованна и глубоко порядочна. Многие юноши хотели взять красавицу в жёны, но девушка всем отказывала. Её душа с детства была отдана лишь одному Небесному Жениху – Христу. Для флорентийцев поведение дворянки было странным, ведь каждая девушка мечтает о замужестве и рождении детей. Тем более отношение к религии у некоторых жителей региона в великую Эпоху Возрождения было неоднозначным: искренность сердечной веры сменилась сухим соблюдением обрядов. Однако девушка сохранила любовь к Богу и, несмотря на все недопонимания и насмешки, не желала мирской распутной жизни, которая была присуща флорентийцам. Прекрасная дворянка твёрдо решила уйти в монастырь ещё в юности, но планы девушки разрушила череда страшных событий, изменивших её судьбу...
Детство и юность
Мария Баньези родилась 24 августа 1514 года во Флоренции. Её родители, Карло ди Риньери и Алессандра Орландини, принадлежали знатным и очень богатым дворянским семействам.
Детство Марии прошло неоднозначно. Несомненно, родители, особенно отец, уделяли время воспитанию, обучению и религиозному просвещению девочки. Но синьор Карло был человеком занятым и не мог постоянно находиться рядом с дочерью. А мать Марии была женщиной веселой и беззаботной: любила балы, яркие праздники и посиделки, потому ей не всегда хотелось заниматься воспитанием маленькой дочери вместо хождения по гостям и приёмам. Желая избавиться от материнской ответственности, Алессандра часто оставляла Марию в доминиканском монастыре на попечении своей старшей дочери, которая была монахиней.
Тишина монашеской жизни, молитвенное предстояние перед Господом, беседы о Боге, которые часто в стенах обители слышала девочка, воспитывали из маленькой Марии будущую монахиню. С каждым годом в душе девочки росло желание отрешиться от мирской суеты, приняв монашеские обеты, но сказать об этом родителям она долго не решалась.
Когда Марии исполнилось 17, она уже осознанно захотела стать монахиней доминиканского монастыря. Однако благому стремлению девушки помешала обстановка в семье...
Смерть матери
В 1531 году мать Марии, Алессандра Орландини, сильно заболела. Медицина не смогла помочь женщине, и та, поболев совсем немного, скончалась. Для синьора Карла смерть супруги стала ужасным ударом, от которого он долго не мог оправиться. Хоть Алессандра и мало заботилась о семье, Карло искренне любил ее и не мыслил своей жизни без жены.
После смерти матери Мария приняла решение отложить принятие монашества и осталась в семье, чтоб поддержать и ободрить отца. Девушка полностью взяла на себя заботы по хозяйству, мудро управляла работой слуг и подчинённых отца. Однако, обремененная хлопотами по дому, Мария не оставляла практику искренней молитвы и чтения духовных книг. Так девушка прожила почти год в надежде на то, что её мечта стать монахиней всё-таки исполнится.
Неудавшееся замужество и страшная болезнь
Через год после кончины супруги синьор Карло немного оклемался от своего безутешного горя. Единственным близким человеком для него осталась Мария. К этому времени она из хрупкой девочки превратилась в цветущую девушку. Красота Марии была неповторимой. Своим живым нравом и добрым характером девушке удавалось располагать к себе людей. Вот, что о Марии писал современник: «Она была красива телом, среднего роста, стройная и очень веселая...» Естественно о богатой, умной и образованной красавице стали ходить слухи по всей Флоренции. Многие женихи высшего света устремились в дом синьора Карла дабы просить руки его дочери, но Мария всем отказывала. Однако один из женихов оказался настойчивее своих конкурентов. Он встретился с отцом девушки и решительно перед ним выразил свое желание взять Марию в жёны, предложив Карло неплохие условия для брака.
Отец рассказал Марии о богатом, знатном и симпатичном женихе, отметив все перспективы будущей семейной жизни, но на замужестве не настаивал, предоставив дочери самой решить свою судьбу.
Услышав слова отца, девушка смутилась, по её хрупкому телу пробежала заметная дрожь, мышцы ослабли и Мария упала на пол без чувств...
Прикованная к постели
Синьор Карло очень испугался реакции дочери на его слова о замужестве. Он пригласил в дом лучших врачей Флоренции, но они были в недоумении, что за болезнь поразила девушку, которая до этого момента была совершенно здорова. Со временем Мария пришла в сознание, однако осталась прикованной к постели: мышцы её тела сокращались очень слабо, из-за этого девушка не могла ходить, сидеть, двигать руками. Несмотря на страшную болезнь, Мария не роптала на Бога, за всё его благодарила. Лучшим другом девушки в это непростое время стал её духовник – доминиканский монах Алессандро Капокки. Монах был замечательным, красноречивым проповедником. Он пламенно хотел продолжить дело Иеронима Савонаролы. Вместе со своими братьями-монахами Капокки собирал сведения о чудесах, произошедших по молитвам о. Иеронима и двух его товарищей по мученичеству, и написал на данную тему большую книгу.
Мария всем сердцем доверяла падре Алессандро, а он в свою очередь ободрял несчастную девушку, наставляя её на пути к Небесному Царству. О своей духовной дочери Капокки писал: «Она горела милосердием и любовью к Богу и ближнему».
Удивительно, но эти слова относятся к больной, казалось бы, обиженной и обделённой судьбой девушке. Но Мария была не из тех, кто быстро сдаётся. Терпеливо перенося страшную болезнь, она смогла сохранить в своём сердце самое высокое чувство: любовь!
Принятие монашества
Почти 15 лет состояние здоровья Марии не подавало утешительных прогнозов: девушка оставалась практически полностью обездвиженной. Но в 1547 году ей стало немного лучше. Мария смогла на короткое время вставать с кровати и ходить по дому. Пользуясь улучшением своего физического состояния, девушка решила принести Богу монашеские обеты, о чем она долго мечтала. Однако этому воспрепятствовал отец: он боялся, что строгая монашеская жизнь совершенно подорвет здоровье дочери. После долгих уговоров Карло согласился с решением Марии, но в монастырь её отпускать не захотел. В том же 1547 году в возрасте 33-х лет Мария приняла монашеский постриг, вступив в доминиканский орден. Обряд совершал Витторио ди Маттео – монах-проповедник из монастыря Санта-Мария-Новелла. Во время пострига девушка получила имя Бартоломея в честь апостола Варфоломея. Постриг состоялся тихо и скромно, прямо в комнате больной девушки, но её радость после данных Господу обетов была необыкновенной. Это сказалось и на здоровье новоиспеченной монахини: она стала чаще подниматься с постели и даже выходить на улицу, что удивляло её отца и родственников.
Монахиня в миру
Смирившись с желанием отца, Мария Бартоломея осталась жить дома. Она утешала себя тем, что подражает св. Екатерине Сиенской, которая хоть и была монахиней, но до конца своих дней оставалась в миру. Вообще св. Екатерина для Марии была путеводной звездой и ярким примером святости, о чем монахиня часто говорила своим близким.
Приняв постриг, Мария увеличила свои подвиги, больше уделяя времени молитве и чтению. Монахиня, как и ранее, во всём следовала наставлению брата Алессандро Капокки, своего духовного отца. В письмах к монахиням-кармелиткам Мария Бартоломея вспоминала о том, как фра Алессандро разбирал с ней значение древнего произведения библейских времён Песни песней. Это произведение принадлежит премудрому царю Соломону. Кратко говоря, в Песни рассказывается о искренней любви Царя к прекрасной девушке-крестьянке, но красавица полюбила вместо царя пастуха, от чего правитель сильно страдал. Христиане долго не могли понять духовный смысл Песни песней, однако позже пророческое значение этого произведения было расшифровано: Царь - прообраз Бога, возлюбившего израильский народ, однако в свою очередь народ избрал пастуха (мирские сладости и утехи), а не заповеди Божьи. Есть и другие трактовки Песни песней, о которых можно говорить очень долго. Обо всех аллегорических смыслах Песни песней фра Алессандро написал небольшую книжицу для своей духовной дочери монахини Марии Бартоломеи, чем она была очень тронута. Сейчас произведение брата Алессандро Капокки хранится в архиве одного из флорентийских музеев.
Письма к монахиням-кармелиткам
Волей судьбы между сестрой Марией Бартоломеей и монахиням-кармелитками из обители Санта-Мария-дельи-Анджели сложились теплые и дружественные отношения. Не известно, как они познакомились, однако факт их дружбы отражается в многочисленных письмах, адресованных Марией к сестрам Сан-Анджели. Возможно рассказы о добродетельной монахине, преодолевающей болезнь и искренне служащей Богу, заинтересовали кармелиток, которые захотели через письма познакомиться с Марией. Вообще к тому моменту монахиня Бартоломея стала достаточно известной личностью во Флоренции. Зная о её подвигах, многие приходили к ней за советом и молитвой. Не стали исключением и сестры-кармелитки.
Орден кармелитов образовался ещё в XII веке и назван так в честь упоминаемой в библии горы Кармил. Члены этого ордена с давних пор вели строгую, подвижническую жизнь. До XV века женщины, вступавшие в орден, не приносили монашеские обеты. Но в 1452 году (папа Николай V, булла Cum nulla) они добились благословения на полноценное монашество в женской ветви Ордена. Со временем и во Флоренции появился кармелитский женский монастырь Санта-Мария-дельи-Анджели, который имеет свою удивительную историю.
В архивах Флоренции сохранились многие письма монахини Марии к кармелиткам. В этой статье хочется процитировать один небольшой отрывок из очередного письма: «Молитесь Богу, чтобы он дал мне терпение; но я заслуживаю худшего за свои грехи. Я хорошо знаю, что мой милый Иисус не хочет меня сбивать с толку; разве это не правда мой Иисус? Не покидай меня, пожалуйста, Господи».
С какой любовью и благоговейной верой Мария относится ко Христу и это ясно выражают приведенные выше строки. Такой чистой и сильной любви Мария ненавязчиво учила сестёр-кармелиток, которые нашли в лице доминиканской монахини духовную наставницу и молитвенницу перед Богом.
Переход в Жизнь Вечную
В 1577 году состояние здоровья монахини Марии резко ухудшилось. Она совершенно перестала вставать с кровати: её тело потеряло жизненную силу.
После долгих 45 лет тяжёлой болезни 28 мая 1577 года Мария Бартоломея скончалась...
За гробом монахини шла огромная толпа народа, многие хотели проводить в последний путь свою святую, которую так любили.
Мария была похоронена в обители Санта-Мария-дельи-Анджели по просьбе монахинь-кармелиток. Её тело почивает там до сегодняшнего дня.
Чудеса и беатификация
До нашего времени сохранились свидетельства о чудесах, совершенных по молитвам монахини Марии Бартоломеи после её кончины. Одно из них связанно с жизнью богатой флорентийки Екатерины Пацци. Решившись отречься от мира, Екатерина приняла постриг в монастыре Санта-Мария-дельи-Анджели с именем Мария Маддалена. С первых дней пребывания в обители Екатерина духовно привязалась к бл. Марии Баньези, о которой ей много рассказывали сестры монастыря. И вот в 1584 году Мария Пацци сильно заболела. Когда все надежды на выздоровление были потеряны, Марии Маддалене в чудесном видении явилась Мария Бартоломея, после чего женщина полностью избавилась от недуга.
Второе чудо произошло в 1741 году. Молодая венецианская семья оказалась в затруднительном материальном положении. Супруги приехали во Флоренцию занять немного денег у знакомых, но им в этом было отказано. Тогда в отчаянии пара захотела совершить самоубийство. Вдруг им явилась прекрасная женщина в белом платье, с венком из благоухающих цветов на голове и остановила обезумевших от проблем венецианцев. Женщина назвала себя Марией Бартоломеей. После краткого разговора с супругами, блаженная чудесным образом исчезла, а молодожёны нашли деньги, чтоб расплатиться со своими долгами.
Ещё одно чудо, о котором хотелось бы написать в этой статье, произошло в 1805 году. Монахини-кармелитки из Санта-Мария-дельи-Анджели долгие годы имели обыкновение раздавать верующим масло из лампад, горевших у места погребения Марии Бартоломеи. Но в один из праздников желающих получить лампадное масло было так много, что его просто-напросто не хватило. Тогда монахиня, отвечавшая за раздачу масла, взмолилась к бл. Марии с просьбой о помощи, ведь ей не хотелось обделить никого из паломников. После молитвы монахиня взглянула на сосуд, куда обычно сливали масло от лампад, а он необъяснимы образом был снова доверху наполнен маслом, которое после раздали прихожанам.
Многие и другие чудеса произошли по молитвам Марии Бартоломеи, но о всех них невозможно написать в одной статье.
Беатификация Марии Баньези длилась несколько веков. Монахиню признали блаженной в 1804 году и установили день почитания её памяти 28 мая.
Заключение
Какое самое необыкновенное явление можно увидеть в природе? У каждого человека разные ответы на этот вопрос. Кто-то говорит, что цветущие сады весной, кто-то – еловый лес в красках заходящего солнца, у кого-то – листопад в сентябре, а у некоторых – январские метели. По мнению императрицы Александры Фёдоровны Романовой, самое необычное зрелище – водяная лилия среди болота. Удивительно то, что вся грязь болотной воды не может одолеть чистоту лилии: сколько не поливай этот цветок болотной водой, его лепестки всё равно останутся белыми и невредимыми. Так бывает и в судьбе человека: среди грехов окружающего мира душа может остаться чистой и преданной Богу. Безусловно, подобной "лилией" по праву можно назвать бл. Марию Баньези. Среди разврата и распущенности флорентийского общества своего времени Мария смогла сохранить душу в чистоте. Обладая искренней любовью к Богу и людям, монахиня сумела кротостью преодолеть непонимания со стороны родных, насмешки общества и неизлечимую болезнь, чем и заслужила себе венец в Царстве Небесном, где она радуется со всеми святыми!!!
Отправить комментарий