27 мая

5/27/2010, No Comment

Вспоминаем бл. Андрея Франки, епископа

Немногим известно, что на севере Италии существует древний город под названием Пистойя. История его восходит ещё ко временам Римской Империи. Покровителем Пистойи считается Сан-Якобо (святой апостол Иаков). Старинное предание гласит, что в далёком IX веке апостол Иаков спас Пистойю от завоевания по молитвам горожан. С тех пор все итальянцы знали, что жители Пистойи очень религиозны. Великой данью Богу горожан было строительство монастыря Сан-Доминико, существующего по сей день. История, которую мы сегодня расскажем, началась именно в этом монастыре.

1400 год... Пистойя живёт своим чередом: процветает торговля, заключаются сделки между купцами, меняется политическая ситуация, строятся новые здания. Однако среди мирской суеты жители города не забывают Бога: посещают церкви и помогают монастырям. В обители Сан-Доминико к началу XV века жило достаточно много насельников, но один из них имел большую популярность среди прихожан и благодетелей. Этот монах был тихим, скромным и смиренным. Тяжело больной, еле передвигающийся по территории монастыря старичок в грубой рясе вряд ли мог привлечь внимание окружающих. Однако люди к нему стремились за советом, благословением, утешением и с просьбами помолиться. Монах никого не прогонял, всех с любовью выслушивал и поддерживал, как только мог, хотя сам уже был очень немощным.

Некоторые думали, что фра Андреа всю свою жизнь провёл в стенах обители Сан-Доминико, тихо молясь Господу. На самом деле за хрупкими плечами пожилого монаха стояла яркая судьба: богатая семья, сан епископа, путешествия с проповедью и многие другие приключения...

Детство будущего епископа

Итак, в 1335 году в семье богатого дворянина Франческо Франки родился второй ребенок – мальчик, которого назвали Андреа. Семья Франки со временем разрасталась и стала достаточно большой. Известно, что у Андреа было трое братьев: Лука, впоследствии ставший монахом-францисканцем, Симон, продолжатель семьи и гонфалоньер, Бартоломео, который удостоился быть секретарем пап Урбани VI и Бонифачо IX. А также история сохранила имя дочери синьора Франческо, её звали Пьера.

Семья Франки имела большую усадьбу в Пистойи на Виа дель Спицио, где и воспитывался будущий епископ Андреа. С детства мальчика не интересовали политические дела, в которых участвовал отец семейства. Вместе со своим братом Лукой Андреа мечтал о тихой монашеской жизни и служении Богу. Родители братьев не были против такого стремления, однако они пожелали, чтоб сначала дети получили хорошее образование.

Годы юности

Уже в 1348-1353 годах в исторических документах Андреа Франки упоминается как студент. В каком университете учился юноша, сведений не сохранилось. Однако это время было страшным для Европы: свирепствовала смертельная болезнь - Чёрная чума. Она унесла многие жизни, в том числе и некоторых членов семьи Франки, однако Бог хранил Андреа, и юноша даже не заболел, со временем благополучно окончил своё обучение в 1353 году.

Несмотря на высокое социальное положение семьи, большое наследство и блестящее образование, Андреа не пожелал остаться в миру и твердо решил принять монашество.

Монашеский путь

Спустя четыре года после окончания университета, Андреа переехал в Сиену. Здесь юноша хотел отречься от мира. Выбор Андреа пал на доминиканский орден. Не понятно, почему именно этот орден избрал юноша. Возможно скромная жизнь монахов тогда ещё небольшой сиенской обители пришлась по душе молодому человеку.

1357 стал значимым для Андреа Франки, так как в этом году жизнь юноши навсегда изменилась и была теперь предназначена только лишь служению Господу. Через год после принятия монашеского пострига, в 1358, фра Андреа сподобился священного сана. Простота монашеской жизни, нищета ради Христа, непрестанная молитва и беспрекословное послушание не смутили сердце юноши, который воспитывался в богатстве и вседозволенности, хотя поначалу фра Андреа было очень непросто.

В Сиене у юного монаха появилось много новых знакомых, в том числе и тринадцатилетняя девочка Екатерина. Вместе с родителями Екатерина часто посещала богослужения в стенах обители. Здесь маленькая синьорита искренне молилась Богу и мечтала свою жизнь посвятить Ему. Впоследствии эта удивительная девочка стала святой, которую сейчас знают как св. Екатерину Сиенскую.

Возвращение в Пистойю

Невзирая на многие трудности, фра Андреа духовно возрастал и утверждался в качестве примерного проповедника. В возрасте 33 лет монах был направлен на служение в монастырь Сан-Доминико родного города Пистойи. Здесь фра Андреа назначили помощником настоятеля. В его обязанности входил полный контроль над жизнью монастыря. Однако не была забыта и проповедническая деятельность. Свою знаменитую проповедь фра Андреа произнёс 25 июля 1369 года в главном соборе Пистойи на праздник Сан-Якопо. Город был поражен этой проникновенной проповедью, люди плакали, выходя из церкви, и восхваляли Бога.

За многочисленные подвиги и труды, умение справляться с проблемами и достойно относиться к возложенной ответственности фра Андреа был избран настоятелем монастыря Сан-Доминико в Пистойи. Это произошло в 1370 году.

Странствия по Италии

Братья доминиканского монастыря в Пистойи полюбили своего деятельного, но в то же время понимающего и доброго настоятеля. Всё же фра Андреа пока не суждено было надолго задерживаться в родном городе. В 1371 году монаху приказали возглавить доминиканский монастырь Сан-Романо в Лукке. С тех пор началась череда странствий брата Андреа по Италии. Спустя два года, в 1373, он вернулся на несколько месяцев в Пистойю и в конце того же года был послан настоятелем монастыря Сан-Доминико в Орвието. Здесь монах прожил три года.

В 1376 фра Андреа снова прибыл в Пистойю. Там он возглавил Disciplinati di San Domenico – братство с особым укладом жизни, существовавшее при монастыре Сан-Доменико в Пистойе.

Фра Андреа уже готовился к новым путешествиям и переездам, однако на этот раз судьба благоволила ему обосноваться в родных краях до конца дней.

Сан епископа

Епархией Пистойи долгое время управлял мудрый епископ Джованни Вивенци. Он отличался праведностью жизни и стремлением к уединению. Епископ мечтал о подвигах и отшельничестве. Будучи уже немолодым человеком, испытав много трудностей в управлении епархией, Джованни Вивенци просил перевести его на другое служение. Его просьба была удовлетворена, и епископ переехал в Червию.

На место Джованни Вивенци искали самого достойного приемника. Им несомненно оказался фра Андреа Франки, который принял сан епископа в 1381 году.

Прекрасный епископский дворец с роскошным садом, новые знакомства со знатными и влиятельными людьми не отвратили будущего святого от простоты монашеской жизни, молитвенных подвигов, смирения перед Богом и ближними.

Фра Андреа оказался деятельным, умным и властным руководителем, однако он никогда не давал в обиду своих подчинённых, всегда поддерживал тех, кто нуждался в помощи и заботе. Особенно новый епископ покровительствовал бедным и обездоленным. За милосердие к нищим, больным и всеми оставленным впоследствии епископа Андреа будут изображать подающим милостыню бедным.

По его распоряжению были построены приюты для детей-сирот и бездомных. Преобразования в пользу нищих коснулись даже епископского дворца, где руководитель епархии открыл аптеку для неимущих на первом этаже здания. Данная аптека сейчас известна как dei Ferri.

Что касается духовной жизни епархии, невозможно умолчать о заботе епископа Андреа относительно белых братьев. Так называли сообщества мирян, которые желатели служить Богу, предерживаясь определенных правил в религиозной жизни, однако оставаясь в миру и собираясь вместе только для молитвы и чтения священных книг.

Епископ не оставил без внимания и политическую сторону жизни своей епархии. Прежде всего он был миротворцем. Известно, что он примирял два властных, но вечно враждующих между собой семейства Панциати и Канчелье.

Последние годы жизни и переход в Вечность

Фра Андреа управлял епархией Пистойи почти 20 лет. Возможно, энергичный епископ и далее продолжил свою деятельность во благо духовной жизни родного города, однако его поразила тяжёлая болезнь, от которой фра Андреа так и не смог оправиться. Чувствуя приближение смерти, епископ пожелал уйти на покой в свой любимый монастырь Сан-Доминико, чтоб умереть простым монахом в стенах тихой обители. 30 мая 1400 года племянник епископа Андреа Маттео Диаманти сменил его на престоле епархии Пистойи.

Целый год брат Андреа скромно прожил в монастыре Сан-Доминико. Каждый день болезнь забирала у него всё больше и больше сил, однако монах не отчаивался, ведь он готовился к самой важной встречи своего существования: к встрече с возлюбленным всем сердцем Господом. Даже будучи больным и изнеможённым, фра Андреа не оставлял попечения о пастве монастыря, поддерживал и с любовью принимал всех, кто нуждался в его отеческой заботе.

В мае 1401 года брат Андреа уже не поднимался с постели. Будучи при смерти, он непрестанно молился, готовился к переходу в Вечные Обители. 26 мая фра Андреа Франки скончался. На похороны любимого епископа пришла бо́льшая часть города, люди с рыданиями провожали в последний путь своего духовного наставника. Тело брата Андреа было похоронено на территории обители Сан-Доминико рядом с монастырской церковью.

Беатификация

Фра Андреа Франки стал почитаемым среди жителей Пистойи сразу после смерти.

В 1613 году тело монаха было эксгумировано и выставлено в церкви монастыря Сан-Доминико для поклонения. Однако процесс беатификации продвигался медленно. Лишь 23 ноября 1921 года Папа Бенедикт XV признал фра Андреа блаженным и установил его почитание.

Заключение

С давних времён бытует мнение о том, что власть и слава портят человека. Даже самый кроткий, щедрый, всепрощающий христианин, обременённый ношей власти, становится скупым, гордиливым и жестоким. К сожалению, зачастую именно так и случается. Однако, если целью жизни человека является Царство Небесное, то никакая власть, искушение богатством, вседозволенностью и славой не смогут испортить душу этого христианина, что мы и видим на примере блаженного Андреа Франки.

Справедливо можно заменить, что на жизни епископа Андреа исполнились слова апостола Павла: «...ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

No Comment

Отправить комментарий