Образ св. Доминика в Scripta de Sancto Dominico Бернарда Ги

5/16/2019, No Comment

Из статьи брата Мартина Рутецкого ОР, «Был ли св. Доминик инквизитором?»*, Вступление.

Veritas temporis filia est. Нельзя говорить о правде без понимания времен, в которые она появилась. Только могут ли историческая правда и действительность быть понятиями относительными и полностью зависимыми от их интерпретатора? Вначале следует познакомиться с наиважнейшими фактами, касающимися оговариваемого вопроса. Святой Доминик из Калеруэги умер 6 августа 1221 г., пост же инквизитора был установлен только в 1231 году (в Ломбардии), а в Лангедоке в 1234 г. Появляется вопрос, каким образом можно стать инквизитором посмертно? Оказывается, что это возможно.

История жизни св. Доминика в изложении Бернарда Ги стала не только свободной интерпретацией биографии святого, но даже обоснованием действий инквизиции. Особа Ги до сих пор вызывает противоречия. Доказывает это хотя бы представление его как проповедника-инквизитора в знаменитом романе Умберто Эко Имя Розы. Кроме работы в Святой Канцелярии он был также историком, для которого на первом месте стояла собственная интерпретация фактов. В этом месте, приходя на помощь литературному произведению Эко, можно последовательно представить особу Ги в однозначно негативном свете. Только в таком случае, не будем ли мы сами допускать манипуляцию фактами? Сегодня можно обесценить его работу не только как инквизитора, но также как хрониста, но не будет ли это противоречить научному объективизму? Поэтому следует присмотреться к его особе на основе доступных источников**, прежде всего в контексте времени, в которое он жил и работал.

В этой статье, кроме биографии, представляющей жизнь Бернарда Ги, которая, вопреки сложившемуся стереотипу, не выглядит исключительно полосой преступлений, я бы хотел сосредоточиться на малоизвестной роли, которую он сыграл как историк и автор труда под названием Scripta de Sancto Dominico, в котором главный герой был представлен именно как инквизитор. Целью этой работы будет, прежде всего, обзор исторических реалий, в которых был создан этот труд, а также попытка ответа на вопрос, каким образом вписалось оно в портрет основателя Ордена Проповедников, создаваемый также другими авторами. Не без причины своеобразная черная легенда св. Доминика нашла свое отражение в деяниях Инквизиции, поэтому я попытаюсь присмотреться также к роли доминиканцев в работе Священной Канцелярии.

* Из сборника «Dominikanie w czasch krucjat, katedr i herezji», W drodze (Poznań), Teofil (Kraków), 2016.

** Основным историческим источником для этой статьи является книга: B. Gui, Legenda Sancti Dominici, в: Bernardi Guidonis. Scripta de Sancto Dominico, ред. S. Tugwell, Roma 1998.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий