Автор Scripta de Sancto Dominico

5/30/2019, No Comment

Из статьи брата Мартина Рутецкого ОР, «Был ли св. Доминик инквизитором?», 1.

Чтобы лучше узнать контекст, в котором появилась книга Scripta de Sancto Dominico, будет хорошо вначале ознакомиться с особой самого автора легенды о св. Доминике и той ролью, которую он сыграл в Ордене Проповедников.

Бернард Ги родился в 1261 или 1262 году в Руайе в епархии Лимож во Франции. О родителях и происхождении Бернарда не сохранилось никакой информации. Принято считать, что он вступил в монастырь доминиканцев в Лимож где-то между 1266 и 1275 годом, где принял тонзуру от Петра де Сент-Астье. Вечные обеты принес 16 сентября 1280 г. на руки уважаемого ученого, Стефана де Саланьяк. Получив основное образование, включающее логику и естественные науки, Ги посвятил себя изучению философии, знания которой углублял в Бордо, а также теологии, которую познавал в монастыре своего новициата в Лимож. Ему назначили также ряд иных заданий. Ги принимал обязанности лектора в Брив, Альби и Каркассоне, а также сублектора в Лимож. Кроме того он был также приором в монастырях в Альби, Каркассон, Кастр и Лимож. В 1316-1320 занимал пост генерального прокуратора Ордена Проповедников. На этой должности он принимал участие в процессе канонизации Фомы Аквинского, а также издал актуальный список его работ и восполнил его биографию.

Жизнь Бернарда изобиловала также многими иными ролями и функциями. 29 января 1317 г. папа Иоанн XXII послал его в качестве своего легата в верхнюю Италию, чтобы он помог в установлении мира между северной Италией и Тосканией. Увы, эта миссия окончилась полным фиаско. Следующая миссия того же характера, предпринятая в Париже и в Компьене в 1318 году, привела к тому, что переговоры закончились подписанием мира между французским королем и князем Фландрии. Как видим, этот способный доминиканец был особой известной и ценной. Несомненно, он пользовался огромным доверием папы Иоанна XXII. 26 августа 1323 г. он был назначен им епископом епархии Туи в Галисии, провинции в северо-западной Испании, а летом 1324 г. был перенесен в новую епископскую столицу – Лодев в Севеннах. Уже, будучи епископом, Ги проводил пастырские визитации епархии (1324, 1330), а также собрал в пяти томах все правовые акты епископов епархии Лодев.

Как уже упоминалось, Бернард Ги известен главным образом как инквизитор. Действительно, он исполнял таковое служение, хотя сейчас трудно точно указать временные рамки этого исполнения.

Известно, что 16-го января 1307 г. Ги был назначен инквизитором Тулузы. 3-го же марта 1308 г. в тамошнем кафедральном соборе, уже в качестве инквизитора, вынес и торжественно огласил первые приговоры еретиков и лиц, подозревавшихся в ереси. В первом периоде его деятельности (1307/08-1316) было засвидетельствовано 536 приговоров. 11-го сентября 1316 г. Ги передал свой пост тогдашнему приору в Каркассоне, хотя допускается, что позднее он время от времени еще действовал как инквизитор. Как указывают источники, ему удалось вынести приговор известному катару, Петру Аутьеро. Инквизиторская деятельность Бернарда возобновилась в 1319 г. и кроме Тулузы охватила также территории Альби, Каркассона и Памье. Следует отметить, что его деятельность на этом поприще была довольно результативной. Осенью 1319 г. он вынес 164 приговора, а в 1321-1323 годах известно о 230 приговорах. Последний вынесенный им приговор был дан 13 июля 1323 г., однако допускается, что он исполнял служение инквизитора еще на протяжении года, так как его преемник был назначен только 24 июля 1324 г.

Ему удавалось объединять практическую деятельность с работой теоретика, так как между 1309 и 1323/25 годами он составил и издал книгу Practica (officii) inquisitionis haereticae pravitatis (Исполнение (служения) следователя еретических заблуждений), учебник инквизиции адресатами которого являлись, прежде всего, сами инквизиторы. Его заданием было ведение расследования. Ги представил в нем способ ведения следственного процесса. Этот учебник давал инквизиторам инструменты в виде перечня ошибочных учений и характерных черт позволяющих отличить конкретные еретические группы.

Бернард Ги умер 30 декабря 1331 г. в замке Лору в епархии Лодев в возрасте около семидесяти лет и был погребен в монастыре доминиканцев в Лимож.

Описывая его жизнь, нельзя забыть о его исторических трудах. В 1307 г. он составил хронику монастыря доминиканок в Пруйле. В этом периоде он начал собирать материалы для труда, описывающего всемирную историю, которая охватывала период от рождения Христа до времен ему современных. Этот труд озаглавлен как Flores chronicum и до сего дня оно сохранилось в 48 рукописях. Он был известен и ценен, между прочим, в университетской среде Парижа. Ги был также автором меньших исторических трудов. Составил, например список пап и императоров, а также список и генеалогическое древо французских королей. Был также автором перечня епископов епархии Тулузы и епархии Лимож. Для этой второй также составил перечень святых.

Как видим, жизнь этого средневекового доминиканца была весьма плодотворной. Лектор, приор, епископ, посредник на переговорах, историк, хронист, наконец, инквизитор. Трудно сейчас однозначно сказать, которая и многих исполняемых им функций оказала наибольшее влияние на его личную и духовную жизнь. Следует, однако, подчеркнуть, что, не смотря на такое широкое поле деятельности, он всегда старался быть верным миссии Ордена и умел полностью посвятить себя тому, к чему он был послан.

Для этой статьи основное значение имеет работа, в которой Ги уместил историю жизни св. Доминика. Scripta de Sancto Dominico является частью большего труда, озаглавленного Speculum sanctorale (Зерцало святых), которое должно было стать продолжением традиции Legenda Aurea (Золотой легенды) Иакова Ворагинского. Он был написан в 1324-1329 годах и заключал собрание жизнеописаний святых Французского королевства в четырех частях, с особым упоминанием святых орденской провинции Бернарда. Вначале Зерцала Ги ясно определил источники, которыми пользовался. Были таковыми записи Иордана Саксонского (Libellus), Константина и Гумберта Романского. Ги ссылался также на буллу о канонизации св. Доминика, Vitae Fratrum, а также на вышеупомянутую Legenda Aurea. Сама легенда касающаяся Доминика, написанная на латыни, разделяется на сто двенадцать пунктов. Манускрипты, содержащие текст Бернарда Ги доступны между прочим в Авиньоне, Париже, Тулузе, Лиссабоне, а кроме того в Вене, Брно и Праге.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий