ОРДЕН КАК ПЛОД МОЛИТВ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ

12/18/2013, No Comment

Из книги брата Жерара де Фрашет «ЖИТИЯ БРАТЬЕВ», Часть I, Основание Ордена Проповедников, глава I.

Из внимательного изучения Священного Писания становится ясно, что Пресвятая Дева всегда была милосердной заступницей и могущественной помощницей рода человеческого. Ее молитвами утихает пламя Божьего гнева, возгорающегося против грешников, и люди спасаются от гибели; ее посредничеством изливаются в мир бессчетные благодати. Правдивое сравнение представляет ее облаком меж грешным человеком и сжигающим огнем Божьей справедливости, который бывает утишен ее нежной прохладой. Она – сосуд любви и благости; через нее Бог умиряет Свой гнев на беззаконных и изливает на них воды сострадания. Примером тому служит истина, открытая многим слугам Божиим, что наш великий Орден был воздвигнут милостью Бога Всемогущего ко спасению душ посредством ее всепобеждающего заступничества.

Еще до возникновения Ордена некий монах, ведший добрую и святую жизнь согласно уставу своего Ордена, был восхищен духом в течение трех полных суток, на протяжении которых едва подавал признаки жизни. Пока его братья и прочие очевидцы обсуждали, что теперь делать, он пришел в сознание, будто пробуждаясь от глубокого сна. Все тут же подступили к нему с расспросами, что случилось и не видел ли он чего чудесного, – но монах ответил только: «Я на краткое время был восхищен», - притом что он пробыл в таком состоянии три дня и три ночи! Долго он не хотел рассказывать о том, что ему было открыто. Несколько лет спустя, когда наш Орден уже был основан и утвердился, и братья рассеялись по земле в миссиях, двух из них проповеднические пути случайно привели в окрестности того монастыря. Увидев братьев, тот монах начал их подробно расспрашивать об их Ордене, именах и образе жизни, потому что никогда еще не видал подобного облачения. После проповеди он отозвал Проповедников в сторону и в присутствии других мудрых и почтенных людей сказал следующие слова: «Чувствую, братья, что пробил час открыть тайны, которые по благости Своей Господь сподобил меня узнать и о которых я до сих пор молчал; но сейчас пришло время. Некогда я был восхищен Господом и в этом состоянии созерцал Царицу небесную, Марию, матерь Господа; три дня она на коленях, молитвенно сложив руки, просила Сына своего за род человеческий, умоляя подождать, пока мир покается. Но в течение всего этого времени Он не проронил ни слова и лишь на исходе третьего дня уступил и отвечал ей: «Возлюбленная Матерь моя, что еще могу я сделать для мира? Я посылал им во спасение патриархов, и на краткий срок к ним прислушивались; посылал пророков – и ненадолго люди раскаивались. В конце концов Я сам явился к ним, а потом даровал им апостолов – но Меня они распяли, и их предали смерти. С тех пор Я многократно посылал им мучеников, исповедников, учителей и многих других, но, несмотря на все труды святых, мир не исправился. Однако же по твоей молитве – ибо не подобает Мне отказывать тебе в просьбе – Я пошлю им ныне проповедников, людей истины, чтобы они просвещали мир и содействовали его обращению. Если же они и тогда не покаются, настанет время Моего суда».

Истинность этого видения подтверждается следующим, сходным с ним, о котором рассказал святой и умудренный годами монах из цистерцианского аббатства Боннево, что в епархии Вьенны, брату Гумберту, впоследствии Магистру Ордена.* А было так: Папа Иннокентий послал двенадцать цистерцианских аббатов проповедовать против альбигойцев.** Один из аббатов, со товарищи проходя по некоему селению, увидел толпу людей, собравшихся вокруг односельчанина, только что вернувшегося к жизни после трех дней, которые он пролежал недвижно, как мертвый. Уважая сдержанность, присущую его Ордену, аббат не хотел давать волю своему любопытству и подходить ближе, но, поразмыслив, послал одного из спутников разобраться, в чем дело, и спросить воскресшего человека, не видел ли он чего-либо, достойного увековечения. Спутник аббата из послушания спросил у воскресшего, что было велено, и получил ответ: «Я на протяжении трех дней и ночей я созерцал нашу преславную Госпожу, Деву-Матерь Господа; на коленях, сложив руки на груди, она со слезами молила Сына сжалиться над миром, говоря: «Сын мой, благодарю, что Ты удостоил меня стать Твоей матерью и Царицей небесной, однако в великую скорбь меня повергает гибель многочисленных душ, которые Ты искупил столькими страданиями. Поэтому прошу Тебя о милости – да не пропадет втуне безмерная цена, за них заплаченная, цена Твоей драгоценной крови!» Сын же отвечал ей так: «Пресвятая моя Матерь, что еще могу Я сделать для рода человеческого? Разве не посылал Я им во спасение патриархов, пророков, апостолов, мучеников, исповедников, учителей Церкви? Не Я ли предал Себя самого на смерть ради их избавления? Могу ли Я спасти и грешника, как праведника, виновного вместе с невинным? Несогласно это ни с Моей справедливостью, ни с Моим величием; Я всегда милосерден к кающемуся, но к жестокосердному справедлив. Скажи Мне, прелюбимая Матерь, о чем ты просишь? Что Мне следует еще сделать? Проси, и Я исполню». Тогда Матерь продолжала: «Мне ли учить Тебя, всеведущий Сын мой, ведь Ты Сам – сокровенная Премудрость Отчая! Однако я уверена, что если захочешь, тут же отыщешь средство исцелить погибающих». Так молилась Матерь за грешников, преклонив колени у ног Сына. И наконец на третий день, с нежностью подняв ее с колен, Он отвечал: «Знаю, любимая Матерь, что грешники гибнут из-за недостачи проповедников – ведь некому преломить для них хлеб Священного Писания, учить их истине и открывать книги, ныне для них запечатанные. Посему по твоим мольбам Я пошлю новых гонцов – орден, состоящий целиком из проповедников, которые будут звать народ за собой и вести к вечному блаженству; если же и их грешники отвергнут, тогда уже Мы затворим врата пред ленными и пустыми душами». После чего тот, кто был восхищен, увидел, как Господь и Его матерь призывают и благословляют братьев, одетых в облачения нашего Ордена, на проповедь Царствия. Говорят, что тот самый монах, который пересказывал это видение братии, приказал в своем монастыре: «Если вскоре после моей смерти, буде я не доживу до появления посланцев Богородицы, этот Орден не появится на свете, вычеркните мое имя из списков к поминовению и не молитесь более за меня».

Из повторения этого видения мы можем сделать вывод, что оно воистину – знак от Бога, который вскоре исполнится.

Минорит, долгое время бывший спутником самого святого Франциска, сказал нескольким нашим братьям,*** один из которых в свою очередь передал брату Иордану, тогдашнему Магистру Ордена, что когда отец наш святой Доминик был в Риме во время Латеранского собора, чтобы представить Богу и Папе свое прошение об утверждении Ордена, как-то ночью он по своему обыкновению молился в храме. Там ему явился Иисус Христос на троне, и в руках Он держал три копья, собираясь поразить ими мир. Но Его девственная Матерь пала пред Ним на колени и умоляла пощадить тех, кого Он же искупил, и умерить справедливость милосердием. «Неужто ты не видишь, что они продолжают наносить Мне ужасные оскорбления? – отвечал Он. – Я бы явил им милосердие, но справедливость Моя не позволяет оставлять зло безнаказанным». На что Царица сказала: «Сын мой, я знаю, как и Ты по всеведению Своему, что есть путь обратить их. У меня есть верный вассал; пошли его в мир проповедовать слово Твое, чтобы направить пути людей к Тебе, их Спасителю. В товарищи же ему в трудах я отправлю другого своего слугу». «Да будет так, - отвечал Спаситель; - покажи мне своего избранника». Тогда Пресвятая Дева взяла за руку Доминика и подвела к Господу Христу, который с улыбкой подтвердил: «Да, он мужественно и верно исполнит твои слова». Следом Царица подвела к своему Сыну святого Франциска, и Спаситель равно одобрил ее выбор. Блаженный Доминик вгляделся в лицо своего товарища, стремясь запомнить его прежде, чем окончится видение; наутро он узнал его черты в блаженном Франциске, которого дотоле никогда не видел, и, бросившись ему навстречу, приветствовал поцелуем: «Ты – мой собрат, будем же стоять вместе – и ни один враг нас не одолеет». После чего он пересказал Франциску свое видение, и с того часа они стали единым сердцем и единым духом в Господе, предписав и своим детям до конца времен возрастать в духе братской любви.

* Эту историю согласно собственной директиве изложил сам Магистр Гумберт. (Berthier, Opera, ii, стр. 135.)

** В 1207 г.

*** «Золотая легенда» Иакова Ворагинского датирует это событие 1215 г.

Перевод: Антон А. Дубинин ОPs.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий