Из трактата «Об обособленности» (Von Abgeschiedenheit), Мастера Экхарта. 7-9.
Учитель по имени Авиценна говорит: благородство обособленного духа так велико, что все что видит - является истинным, все чего жаждет - исполняется, а все его пожелания должны быть послушно исполнены. В этом же будь уверен: когда свободный дух пребывает в должной обособленности, тогда он всегда склоняет Бога к своему бытию, а если бы он мог существовать без форм и акциденций, получил бы собственное бытие Бога. Но этого Он не может дать никому кроме себя самого, поэтому обособленному духу Он не может дать ничего более чем самого себя. А человек, который таким образом пребывает в полной обособленности, будет вознесен к вечности*, до той степени, что уже ничто временное не сможет поколебать его, не будет чувствовать ничего телесного, будет как бы умершим для всего мира, ибо все земное потеряет для него вкус. Это имел в виду св. Павел, когда говорил: «Живу, но уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2,20).
Авиценна (Ибн Сина) – один из ярчайших представителей восточной схоластики, последователь Аристотеля, пользовался в средневековой Европе огромным авторитетом, прежде всего как философ-метафизик.
Можешь теперь спросить: чем же она является, эта настолько благородная обособленность? Так вот знай, что истинная обособленность является ничем иным как неизменным пребыванием духа в счастье и несчастье, в почете, позоре и стыде – подобно горе из свинца, которую не может сдвинуть слабый ветер. Эта неподвижная обособленность наиболее уподобляет человека Богу. Именно она делает, что он является Богом, она также является источником Его чистоты, простоты и неизменности. Отсюда чтобы человек стал подобен Богу (если вообще можно говорить о подобии творения с Ним!), должно это свершиться при помощи обособленности. Ибо она ведет человека к чистоте, от нее к простоте, а от нее к неизменности, а эти атрибуты являются основой подобия Бога и человека. Подобие это, однако, должно реализоваться в благодати, ибо она отрывает человека от временного и очищает от всего минущего. Знай же, что там, где нет творений, там полно Бога, а где полно творений – там нет Его**.
Также ты должен знать, что в этой неизменной обособленности Бог пребывал в веки веков и далее пребывает. А когда Он творил небо и землю, Его неизменную обособленность это коснулось так мало, как будто бы никое творение вовсе не появлялось. Скажу более: все молитвы и благие поступки, которые бы человек совершал в этом временном мире, так незначительно действуют на Божью обособленность, как будто бы ни одно из них вовсе не появилось во времени. Они никогда не делают Бога более доброжелательным или более милостивым к человеку, и есть так, как если бы он не прочитал ни единой молитвы и не совершил ни одного поступка. Еще скажу: когда Сын в Божественной природе должен был стать человеком и стал ним, а потом претерпел страдания, все это так незначительно коснулось неизменной обособленности Бога, как будто бы Он никогда не становился человеком.
* Правдоподобно речь здесь идет не о кратковременном экстатическом состоянии, но о постоянном пребывании обособленного человека, по примеру вечности, при неизменной воле Бога и устойчивости к искушениям и каким бы то ни было влияниям со стороны творений.
** Leer sein aller Kreatur ist Gottes voll sein, und voll sein aller Kreatur ist Gottes leer sein. Leer-sein – пустота (вакуум) полученная в результате отрывания от творений, то есть выходом их из человека, притягивает в него Бога, даже «принуждает» (zwingt) Его придти.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
комментарии: о. Веслав Шимона ОР
Отправить комментарий