Из статьи брата Мартина Рутецкого ОР, «Был ли св. Доминик инквизитором?», 2.
Несомненно, на характер исторического труда Бернарда Ги имела влияние его инквизиторская деятельность. Очевидно, проецировала она также на интерпретацию исторических фактов. Как указала американская медиавистка Кристин Колдвелл Эймс, «это оказало влияние на его методологию и принятую идеологию в двух значительных измерениях: практическом и визионерском. Во-первых, Бернард составлял свои исторические тексты, когда еще исполнял обязанности инквизитора, что конкретным образом помогало ему в работе над ними. Связанная с заданием инквизитора необходимость передвижений по южной Франции позволила Бернарду изучать содержание библиотек других монастырей и исправлять или же актуализировать находящиеся там тексты своего авторства. Личные связи, которые он наладил, будучи инквизитором, открыли ему доступ к большему количеству источников и информаций. […] Во-вторых, что более значимо, для Бернарда Ги историография была, прежде всего, возведением памятников в честь своего любимого Ордена Проповедников, средством сохранения памяти. Отражала она также высшую, Божественную истину в наименьших подробностях»*.
Такой концепции нельзя отказать в правоте. Бернард Ги поставил себе цель обосновать и защитить инквизиторские практики, в которых сам принимал активное участие. Можно принять, что он отложил в сторону правду и объективную историю в пользу послушания принципам, которые исповедовал словом и делом. Более того, борьба с ересью стала отождествляться с защитой Церкви и христианской веры. Такая позиция должно была иметь своеобразное теоретическое обоснование. Подобный тезис представил другой историк, Градо Джованни Мерло. Он указал, что антиеретическая деятельность ордена, выражавшаяся в судебно-следственных процедурах, а также в участии в защите Церкви и её учения, вдохновлялась, прежде всего, Евангелием и в нём была укоренена**. Опуская подробности и исторические нюансы, будет немаловажным в этом месте присмотреться к причинам, которые привели к тому, что Орден Проповедников стал надежным инструментом в борьбе с ересью.
Уже в начале 30-х годов XIII века члены именно этого ордена, по принципу абсолютного первенства, были выбраны папой Григорием IX для исполнения служения инквизитора, которое по распоряжению Апостольского Престола должно было противостоять ересям. Можно поставить вопрос, почему именно доминиканцы стали обременены столь неблагодарным заданием. Пытаясь понять этот выбор, следует принять во внимание весь исторический и религиозный контекст тогдашних времен. Не подлежит сомнению, что кроме послушания папе считалась также перспектива пастырских и духовных действий, которые имели для доминиканцев принципиальное значение. Они преследовали цель поддерживать и спасать души, восстанавливая единство христианской веры, подвергавшейся угрозе или даже уничтоженной отступниками. Есть также другие, чисто прагматические причины.
Как указал Градо Мерло, доминиканцы, находясь вне подчинения и контроля местных как светских, так и церковных властей, являлись своего рода гвардией, подчиненной Апостольскому Престолу. Орден имел сплоченную структуру, равным образом, если речь идет о внутренней организации, как и о культурной и пастырской формации. Следует добавить, что папские постановления не касались всего ордена и не давали братьям даже возможности самостоятельного выбора инквизиторов. Пост инквизитора доверяли конкретным братьям, что также неоднократно вызывало конфликты между ними. По мнению Мерло нельзя не заметить, что избрание папой Ордена Проповедников было совершено вскоре после того или даже в то самое время, когда начался процесс канонизации Доминика из Калеруэги***. В связи с этим для доминиканцев было важно наладить плодотворное сотрудничество с папством. Следует также помнить, что молодой Орден Проповедников прекрасно вписывался в пастырскую программу обозначенную постановлениями IV Латернаского Собора. Речь идет, прежде всего, о каноне Inter caetera****, который касался необходимости помощи епархиальным ординариям в проповедовании и совершении таинства покаяния. Не без значения оставался факт, что в рядах братьев проповедников находилось большое количество образованных теологов, а суды по вопросам ересей неоднократно требовали арбитражных решений на основе теологических нюансов.
В среде историков существует мнение, согласно которому доминиканцы как инквизиторы были вовлечены в судебное исполнение также по чисто юридическим причинам. Чтобы иметь право выносить приговор, они должны были располагать судебной системой основывающейся на власти универсального характера, которую зарезервировал для себя Апостольский Престол. Кроме того, следует заметить, что со времен Григория IX, и даже уже Иннокентия III, Церковь стремилась к подчинению себе всего христианского мира, а борьба с ересью являлась для этого хорошим инструментом. Инквизиторы были сынами иллюзорного желания папства XIII столетия, которое стремилось навязать свою гегемонию всем верующим во Христа. В булле Olim intelecto 1234 г. Григорий IX прямо подчеркивал, что Братья Проповедники имеют лучшие, чем другие предрасположенности для борьбы с еретиками. Можно также встретить мнение, что доминиканцы как нищенствующий орден не были заинтересованы материальными выгодами от конфискаций имущества еретиков, в связи с чем были хорошими кандидатами на посты папских исполнителей, которым должна была бы быть чуждой всякая форма коррупции.
Наверняка это не единственные обстоятельства, которые должны были влиять на обоснование действенной позиции Братьев Проповедников в борьбе с ересью. Тем не менее, нельзя забывать о перечисленных обстоятельствах в контексте возникновения различных тезисов касающихся жизни и деятельности доминиканцев. Не подвергается сомнению, что особа святого должна была обосновывать и оправдывать действия инквизиторов. Возвращаясь, однако, к существу проблемы, присмотримся к появлению своеобразной черной легенды о св. Доминике.
* Christine Caldwell Ames, Inquisition, Dominicans, and Christianity in the Middle Ages, University of Pennsylvania Press, 2009.
** G. G. Merlo, Preachers and inquisitors.
*** Доминик был канонизирован 3 июля 1234 г, а обязанности инквизиторов поручили доминиканцам в 1231 г.
**** Речь идет о 10 каноне IV Латернского Собора (1215 г.), созванного 19 апреля 1213 г. Иннокентием III. Орден Проповедников был утвержден папой Гонорием III 22 декабря 1216 г. - буллой Religiosam vitam было утверждено основание монастыря св. Романа в Тулузе, буллой же Gratiarum omnium largitori, изданной 21 января 1217 г. были определены задания и характер нового ордена.
Отправить комментарий