Провидение Божье в деле творения и спасения

6/20/2019, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Божье провидение, CХL.

Указав тебе свое провидение в конкретном случае, возвращаюсь к его действию в общем.

Ты никогда не сможешь себе представить, сколь велико ослепление человека. Он теряет всяческий рассудок и всяческое познание, как только понадеется на себя и ввериться собственной мудрости (ср. Притч 26,12. 28,26). О, безумный человече, разве ты не видишь, что мудрость свою ты имеешь не от себя, но дала её тебе моя благость, которая заботится о твоих нуждах?

Что доказывает это? Твой собственный опыт. Сколько же раз ты желал сделать что-то, но не мог и не умел это сделать. В другой раз ты знал как, но не мог; а когда мог, не знал как. В другой раз у тебя не было времени, не хватало тебе воли. Все это происходит от меня, всем этим распорядилось мое провидение ради твоего спасения. Желает оно, чтобы ты познал, что ты не существуешь и должен смириться, а не надмеваться. Во всем ты натыкаешься на изменение и отсутствие, ибо ничто не находится в твоих силах. Только благодать моя неколебима и постоянна; не изменится она и не может быть отнята. Никто не сможет оторвать тебя от неё и ввергнуть снова в грех; разве что ты сам изменишься.

Как же ты можешь возносить голову против благости моей? Ты бы этого не сделал, если бы хотел слушаться разума; не мог бы доверять себе и уповать на собственную мудрость. Но поскольку ты стал неразумным животным (ср. Пс 49,13; 1Кор 2,14), не видишь, что все изменяется, за исключением моей благодати. Почему ты не доверяешь Мне, ведь Я – твой Создатель? Потому что доверяешь себе. Разве Я неверен тебе и не предан? Несомненно, да. Ты не можешь этого не знать, ибо испытываешь это каждый день.

О, сладчайшая и дражайшая дочерь, человек не был Мне верен и предан. Нарушил запрет, который Я дал ему и познал смерть. Я остался верен ему, сдержал слово, сохранив для него то, ради чего его сотворил, ибо хотел дать ему наивысшее и вечное Благо. Чтобы исполнить это намерение моей истины, Я соединил мое Божество, наивысшее величие, с низостью вашей человеческой природы. Искупленный и восстановленный в милости силой крови Единородного Сына моего, человек может сказать, что он испытал мою верность. И, однако же, кажется, что он сомневается, что Я достаточно силен, чтобы ему помочь, достаточно крепок, чтобы поддерживать и защищать его от врагов, достаточно мудр, чтобы осветить око его разума, или что не достаточно благожелателен, чтобы хотеть дать ему то, что необходимо для его спасения. Он воображает, как кажется, что Я не достаточно богат, чтобы мог его обогатить, или достаточно красив, чтобы ему вернуть красу. Кажется, что он боится, найдет ли он у Меня хлеб, чтобы поесть и одеяние, чтобы облачиться. Его поступки доказывают, что он так мыслит. Ибо, если бы он верил в Меня по-настоящему, вера его порождала святые и благие поступки.

Однако каждый день он ощущает то, что Я силен. Ибо Я сохраняю ему жизнь и защищаю от врагов. Он видит, что никто не может противиться силе и крепости моей, а если не видит, то только потому, что не хочет видеть.

Премудрость моя правит и владеет всем миром, с таким совершенством, что нет ни чего, что бы ему не хватало, и ничего, что можно бы было добавить. Я предусмотрел все, что нужно душе и телу. Не заставила Меня это сделать ваша воля, ибо вы еще не существовали. Единственно благость моя склонила Меня сотворить небо и землю, море и небосвод. Я сотворил небо, чтобы оно двигалось над вами, сотворил воздух, чтобы вы могли дышать; огонь и воду, чтобы сдерживали друг друга; солнце, чтобы вы не пребывали во мраке. Все это Я создал и этим управляю, чтобы успокоить нужды человека. Небо украшено птицами; земля приносит плоды и множество животных для питания человека; море кишит рыбой. Во всем виден совершенный порядок моего провидения.

Соделав все эти благие и совершенные вещи, Я сотворил человека по образу и подобию своему и поместил его в этом саду, который из-за греха Адама порождает теперь тернии там, где ранее росли цветы благоухающие невинностью и наибольшей сладостью. Всё было покорно человеку, но непослушание привило мятежность в нем и во всех творениях. Одичал мир и человек, человек, который сам является иным миром! Но Я исправил это. Я послал в мир мою Истину, Слово воплощенное, которое удалило дикорастущее, вырвало терние первородного греха, оросило сад кровью Христа распятого, посадило семь даров Святого Духа, выполов смертные грехи. Сталось это не при жизни, а после смерти Единородного Сына моего.

Это намерение Провидения представлено в Ветхом Завете, когда Елисей был попрошен воскресить умершего ребенка. Елисей не пошел, а послал Гиезия со своим жезлом, приказав ему, чтобы положил жезл на умершем мальчике. Гиезия пошел, сделал то, что сказал ему Елисей, но мальчика не воскресил. Видя это, Елисей лично отправился к ребенку, прильнул к нему всеми членами и семь раз вдохнул в уста его. И мальчик вздохнул семь раз знаменуя жизнь, которая была ему возвращена (ср. 2Цар 4,29-35).

То же самое было представлено Моисеем, которого Я послал с посохом закона к умершему, а был ним род людской. Но закон не вернул жизнь умершему (ср. Ин 1,17; Рим 3,20.7,4). Я послал, представленное Елисеем, Слово – Единородного Сына моего, которое прильнуло к этому умершему ребенку, благодаря соединению божественной природы с вашей природой человеческой. Божественная природа совершила это соединение всеми своими членами, силою моей, премудростью Сына моего и милостью Духа Святого, словом: Я полностью, Бог, бездна Троицы, вступил в союз с человеческой природой, соединяясь с ней.

После этого соединения, сладостное Слово любви совершило другое, поспешая с упоением сердца на позорную крестную смерть, где само распялось. После этого второго соединения оно уделило этому умершему мальчику семь даров Святого Духа, вдыхая в уста жаждущей души и освобождая её от смерти святым крещением. Тогда душа вздохнула, знаменуя жизнь, которую обрела, извергая из себя семь смертных грехов. Так душа стала садом, украшенным сладостными и приятными плодами.

Что правда, садовник, которым является свободная воля, может еще, согласно своему желанию, заботится об этом саде или довести его до одичания. Если сеется плохое зерно себялюбия, из которого вырастают семь главных грехов, в свою очередь порождающих все иные, заглушающие семь даров Святого Духа и уничтожающие всяческие добродетели. И тогда нет у него мужества, он слаб; нет умеренности, нет рассудительности, ибо он утратил свет, который ведет разум; нет ни веры, ни надежды, ни справедливости. Он становится бесправным, полагает надежду только в себе и мертвой верой верит только в себя. Доверяет твореньям, а не уповает на Меня, своего Творца. Нет у него ни любви, ни жалости. Любовь к собственной немощи уничтожила все: Как же он может быть добрым для ближнего, когда он жесток к себе самому. Лишенный всяческого блага, он впадает в наибольшее зло.

И кто же вернет ему жизнь? Тот сам Елисей, Слово воплощенное, мой Единородный Сын! Пусть этот садовник вооружиться ненавистью к себе, без которой ничего не достигнет, пусть вырвет терние греха и пусть поспешит в любви вступить в союз с учением моей Истины; пусть окропит свой сад кровью, кровью, которую священник возливает ему на голову, когда он идет на исповедь с сокрушенным сердцем, с сожалением о грехах, с воздаянием и с постановлением больше не грешить.

Таки способом он сможет очистить сад своей души при жизни, когда же минет время, не будет уже для него спасения, как Я это тебе уже ранее много раз говорил.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий