Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Божье провидение, CХLI.
Видишь теперь, что провидением моим Я поднял из руины второй мир человека. В первом Я оставил терние невзгод и позволил, чтобы человек во всем встречал сопротивление*. Я не соделал этого неосмотрительно, невзирая на ваше благо, напротив – с большой заботой о ваших нуждах. Я хотел забрать у человека упование на мир и склонить его, чтобы стремился прямо ко мне – своей цели. Полагал, что постоянные недуги научат его устремлять сердце и желания выше. Но человек столь слеп на эту истину, столь слаб пред утехами мира сего, что, не смотря на все терние и страдания, которые в нем находит, не желает, как видно, отрываться от них и позаботится о возвращении в свою отчизну. Знаешь, дочерь, что бы было, если бы он находил в мире только одни наслаждения и спокойствие, нетронутое каким бы то ни было страданием?
Поэтому провидение мое допускает, чтобы мир порождал множественные невзгоды. Я проверяю ними добродетель моих слуг; и в страданиях, которые они испытывают, в силе, с которой их переносят, в насилии, которое сами себе причиняют, Я полагаю причину вознаграждать их. Все предвидела и упорядочила премудрость моего провидения. Много Я дал человеку, ибо Я богат и мог это сделать; и всегда могу, ибо богатство мое бесконечно. Все произошло Мною, и ничто без Меня существовать не может. Если человек жаждет красоты, Я – красота; если хочет блага, Я – благо, ибо Я наивысшее благо; Я – премудрость; Я – нежный, Я – милостивый, Я – Бог справедливый и милосердный. Я щедр, а не скуп; Я – Тот, кто дает просящему; открывает тому, кто по-настоящему стучит; отвечаю тому, кто Меня взывает. Я не являюсь неблагодарным, а благодарным и охотно вознаграждаю тех, кто трудится ради Меня, ради хвалы и славы имени моего. Я радостный и храню в постоянном веселье душу, которая облекается в мою волю. Я – всевышнее провидение, которое никогда не иссякнет для уповающих на Меня слуг моих, ни духовно, ни телесно (ср. Рим 10,12).
Ведь человек видит, что Я сохраняю и питаю червя в сухом дереве, даю пищу животным на поле, рыбам в море, птицам в воздухе, всем творениям, живущим на земле, изливаю на растения солнце и росу, которая делает почву плодородной. Как же он может судить, что Я не буду заботиться о нём, которого сотворил по образу и подобию моему. Все соделала благость моя, чтобы ему служило. Куда бы ни обратился человек, к вещам духовным или телесным, находит только пламенную бездну моей любви в огромном, сладостном, истинном и совершенном провидении. Но он этого не видит, потому что лишен света и не хочет видеть. Поэтому возмущается. Сужает свою любовь к ближнему, становится скупым и беспокоится о завтрашнем, что запретила ему моя Истина, говоря: не заботьтесь о завтрашнем дне, довольно для каждого дня своей заботы (Мф 6,34). Обвиняет вас в отсутствии доверия, указывая вам мое провидение и краткость времени. Как если бы хотела сказать: Не думайте о том, в чем вы не уверены, что возымеете. Довольно вам будет дня нынешнего. Она учила вас просить, прежде всего, царство небесное, то есть простую и святую жизнь. Что же касается этих незначительных благ, знаю прекрасно, Я – ваш Отец небесный, что вы в них нуждаетесь, ибо для вас их сотворил и приказал земле приносить вам свои плоды (ср. Мф 6,31-33; Лк 12,29-31).
Тот несчастный не читал это учение, которое дало ему Слово моей Истины, чтобы не блуждал собственными стежками. В недоверии он закрывает свое сердце и руки, которые должны поддерживать ближнего. Таким образом, он становится несносным для самого себя. Из этого самодовольства и из недоверия ко Мне, проистекает всяческое зло. Человек становится судьей людской воли, не думая о том, что этот суд – не его дело, но принадлежит Мне. Моей воли он не понимает и осуждает её неправо, если не получает какого-либо благоденствия, удачи или мирского достоинства. Когда исчезает это благоденствие, только благодаря которому он Меня любил и полагал во Мне надежду, кажется ему, что провидение мое ничего для него не делает, и что он ничего не получает от моей благости; думает, что всего ему не хватает и все его оставило. Ослепленный собственным вожделением, он не видит ни богатства, которое находится в страдании, ни плода истинного терпения. Находит в них смерть и в этой жизни получает предвкушение ада.
А Я, не смотря на все это, не перестаю, в доброте моей, заботится о нём. Приказываю земле, чтобы приносила плоды, как грешнику, так и праведнику; посылаю солнце и дождь на его поле, как и на поле праведника. Чаще даже грешник получает больше, чем праведник (ср. Мф 5,45).
Благость моя делает так, чтобы щедрее одаривать богатствами духовными душу праведника, который ради любви моей отказался от временных благ, отрекаясь от мира, его удовольствий и своеволия. Те, кто обогащают свою душу и расширяют, таким образом, свое сердце в бездне моей любви, теряют всяческое беспокойство о себе до такой степени, что не беспокоятся не только о временных благах, но не могут даже думать о себе. Тогда Я беру в свои руки кормило их дел духовных и временных. Кроме общего провидения, Я окружаю их особенной опекой; благость моего Святого Духа становится их служительницей и служит им. Помнишь, как ты читала в житиях Отцов-пустынников, о том святом человека, который отрекся от всего и от самого себя, ради хвалы и славы имени моего. Поскольку он был болен, милость моя, которая наблюдала за ним, ниспослала ему ангела, чтобы заботился о нем и о его нуждах. Тело его было защищено от нужды, когда душа пребывала в невыразимом веселье и сладости, общаясь с ангелом.
Святой Дух является для человека матерью, которая питает его на лоне моей божественной любви. Он сделал его свободным, сделал его господином, освобождая из рабства себялюбия. Ибо там, где пылает огонь моей любви, не может быть воды себялюбия, которая гасит этот сладостный огонь в душе. Святой Дух, этот служитель, которого мое провидение дало человеку, одевает его, питает, упаивает сладостью, осыпает наибольшим богатством. Человек, утративший все, все обретает; полностью сняв с себя себя самого, облекается Мною; став в смирении во всем слугою, стал господином, подчиняя себе мир и собственную чувственность. Ослепнув в своем видении, стоит в чистейшем свете. Отчаявшись в себе, увенчан живой верой и исполненной надеждой. Вкушает жизнь вечную, свободный от страдания и гнетущей печали. Все он воспринимает как благо, ибо во всем открывает мою волю и видит в свете веры, что Я хочу только его освящения; поэтому терпелив.
О, как же счастлива та душа, которая пребывая еще в смертном теле, вкушает бессмертные блага! Все принимает с почтением; левая рука не тяготеет над ней больше, чем правая: одинаково принимает и невзгоды и утешения, голод и питание, питие и жажду, холод и зной, наготу и одеяние, жизнь и смерть, честь и бесчестие, печаль и радость. Всегда сильна, спокойна, непоколебима; ибо обосновалась на скале живой. Узрела в свете веры, с неколебимой надеждой, что Я подаю всё с той самой мыслью, для вашего спасения и все предвижу. В огромных испытаниях даю всяческое мужество и никогда не налагаю большего бремени, чем душа может снести, разве что она готова и хочет принять его ради любви моей. Кровь Сына моего, довела, что Я не хочу смерти грешника, но хочу, чтобы он обратился и жил (ср. Езк 33,11). Для того чтобы он жил, Я ниспосылаю ему то, с чем он встречается.
Эту истину познает душа, которая отреклась от себя и поэтому находит повод для радости во всем, что видит или что испытывает в себе и в иных. Не боится утратить малого, ибо в свете веры, она уверенна в великом, о чем Я говорил тебе в начале этого труда. О как же славен этот свет святейшей веры, в котором она узрела, познала и постоянно познает мою истину. Свет этот происходит от Святого Духа, доброго служителя: это свет сверхъестественный, который душа получает от моей благости, развивая естественный свет, данный ей Мною.
* Бог исцелил духовную сферу, но оставил страдания в сфере натуральной.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий