Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники». II. Намерения св. Доминика, 3. Замыслы Доминика, 1.
В булле выданной 8 марта 1208 года Иннокентий III известил всех епископов о том, что на территории альбигойцев был убит папский легат Петр де Кастельно и издал указ относительно крестового похода против альбигойцев, содержащий ясные указания для епископов, дополненные острыми выражениями. Он наказывал им, чтобы ревностней, чем до сих пор посвятили себя провозглашению веры и мира, проповедническому служению, а также перечислил четыре цели этого служения: «искоренять отступничество ереси, учить основам веры, порицать пороки, прививать в людях добрые нравы».
Твердость папы в требовании от епископов неустанного, пламенного проповедничества была выражением того самого беспокойства, с которым св. Бернард в 1145 году требовал «постоянно проповедовать Слово» среди альбигойцев. Была также согласна с советом, который в 1206 году дал легатам епископ св. Доминика, чтобы «оставив все другие заботы, посвятили себя проповеди Слова с большим, чем до сих пор рвением». Особенно примечательны четыре определенные папой цели, которые мы перечислили выше. Это проповедничество должно было быть также догматическим и нравственным, обучающим и воспитывающим, полемическим и позитивным, то есть заключать в себе всю епископскую евангелизацию.
6 сентября 1209 года синод в Авиньоне, который приводил в порядок дела Церкви на юге после – казалось бы – полностью удачных первых месяцев крестового похода, уместил эту мысль в своем первом каноне, наказывая епископам не только чаще и с большим рвением проповедовать Слово, но также поддерживать избранных проповедников. Когда в 1215 году, уже после второй победы крестового похода, Фулько из Тулузы установил таких сотрудников в особах Доминика и его сподвижников, вверив им реализацию этих четырех пунктов епископской евангелизации. «Устанавливаем их проповедниками нашей епархии,… чтобы искоренять отступничество ереси, порицать пороки, учить основам веры и прививать людям добрые нравы».
Позднейшие тексты – будь то Церкви, будь то ордена – также подтверждают эти четыре области проповедничества первых доминиканцев, делая ударение на позитивные элементы. На полях следует упомянуть, что благовещение Слова Божьего было часто названо «питанием (pabulum) душ, необходимым для христианского люда», подобно как это называет десятый канон Латеранского Собора. В подтверждающем акте 1215 года, это определение относится к обучению regula fidei, что в те годы обозначало апостольский символ веры.
С другой стороны, Авиньонский канон перечислял элементы нравственного учения, на которые акт 1215 года указывал одним предложением: «Пусть проповедник отличается ревностью и осторожностью, являя в словах и поступках отвращение к прелюбодеянию, разврату, лжесвидетельству, ростовщичеству, ненависти, агрессии и к другим смертным грехам. Пусть его поведение сияет совершенством, спокойствием, терпением, праведностью и другими добродетелями». Это не был какой-то каталог a priori, но пороки и добродетели были типичными для феодального и мещанского мира, с которым Доминик постоянно соприкасался. Следует осознать два факта, а именно, что Доминик в то время участвовал в действиях не только во имя веры, но также во имя «веры и мира». С другой стороны, что плоды деятельности Проповедников Доминик увидел еще в Болонье: это была Сумма обращений мастера Павла Венгерского, умноженная вскоре подобными трудами во Франции и Германии.
Вот наш первый вывод – основывая Орден Проповедников, Доминик желал создать орган, сотрудничающий с официальным учительским служением Церкви во всем его богатстве.
«Когда наши братья придут в какую-либо епархию, чтобы читать проповеди, пусть сначала посетят епископа, если это возможно, будут руководствоваться его советами, чтобы собрать среди народа плоды, которые ожидают», говорят Первые Конституции (II, 32,2, текст 1220 года). Этим словам отвечают напоминания папы, направленные епископам, чтобы поддерживали действия апостольских Проповедников, о чем мы уже говорили.
Хотелось бы тут подчеркнуть особенную действенность и результативность этого проповедничества. Чтобы охватить все народы Запада, удалось в первом столетии существования ордена организовать на территории всей Церкви сеть проповеднических центров, равно компактную, как и приходская сеть. Она состояла из конвентуальных округов, разделенных на «пределы», из которых каждый был доверен одному проповеднику – «предельному». Набросок этой организации появился уже во времена миссии Доминика в 1207 году, а позднее в 1216. «Генеральные» проповедники занимались в это время странствующим проповедничеством, независимо от территориальных делений.
Заканчивая эту главу, обратим внимание, что в начале XIII века, епископ по праву своего духовного послания, занимал должность пастыря, с которым сотрудничали настоятели приходов; должность судьи веры и нравов, с которым в христианской системе сотрудничали светские власти; наконец должность учителя, который охватывал две сферы: обучения богословию клириков, совместно с епископской школой, преображавшейся в университет, и евангелизации населения епархии благодаря проповедничеству.
Некоторые из Братьев Проповедников, призванные к сотрудничеству с епископской должностью пастыря и судьи веры, сами становились епископами или инквизиторами. Происходило это, однако только в исключительных случаях и было связано с полным или частичным уходом из-под контроля ордена. Но по самому определению Проповедники являлись сотрудниками учительской должности епископа в обеих сферах этой функции. 21апрела 1221 года Конрад фон Шарфенберг, епископ Меца и канцлер Священной Римской Империи, обратился к папе и собравшихся в Риме кардиналам с настоятельной просьбой, чтобы в его епископском городе был основан монастырь Проповедников, короче говоря, что братья эти предоставят ценные услуги «не только мирянам, своими проповедями, но также духовенству – лекциями теологии». Эта теологическая деятельность среди клириков, в конце концов, принесла также плоды в проповедничестве, к которому все сводится. Сейчас мы понимаем весь смысл определения ордена, сформулированный (думаю, что это уже показал) св. Домиником в 1220 году в окончании пролога Первых Конституций: «Ибо знать мы должны, что орден наш был с самого начала создан специально для проповедничества и спасения душ, и что наше обучение должно самой своей сущностью, со всем рвением, и всеми нашими силами стремиться к тому, чтобы мы были способны служить душе ближнего».
Отправить комментарий