Начинаем публиковать перевод одного из наиважнейших доминиканских первоисточников: Libellus de principiis Ord. Praedicatorum бл. Иордана Саксонского. Иордан начал писать эту книгу в 1233 году, после перенесения реликвий св. Доминика и делал это весьма поспешно, чтоб успеть представить свою работу на канонизационном процессе. Не смотря на свою «краткость» и некоторые исторические несоответствия, эта книга («книжечка» - Libellus) была и остается наиценнейшим источником наших знаний о началах Доминиканского Ордена.
Вступление (1-3)
Всем братьям, сынам благодати и наследникам славы (Рим 8,17), брат Иордан, ваш слуга ничего не стоящий (Лк 17,10), приветствует и желает радости в верности своим обетам.
Много братьев горячо желало узнать, каким было начало Ордена Проповедников, который среди опасностей этих последних времен (Эф 1,10) призвало к существованию Божье Провидение, а также, кем были первые братья нашего ордена, каким образом возрастало их число (Деян 6,7) и как укреплялась они в благодати (2Тим 2,1). Уже давно мы исследовали и спрашивали об этом братьев, которые от первых мгновений возникновения Ордена видели и слышали достопочтенного слугу Христова, мастера Доминика, основателя ордена, учителя и брата. Жил он в этом теле среди грешников, а в душе исполненной набожности, общался с Богом и ангелами. Стоял на страже заповедей, ревностно исполнял заветы и всеми своими знаниями и талантами служил своему вечному Творцу. В зловещей темноте этого мира он сиял невинностью жизни и свято сохранял безбрачие.
Поэтому я решил упорядочить все эти свидетельства, и хотя сам я не был одним из первых братьев, но все-таки жил вместе и достаточно долго виделся с ними, а также близко познал самого блаженного Доминика, не только перед вступлением в Орден, но и будучи в нем. Также я исповедовался у него и по его велению принял дьяконское рукоположение, и в конце концов, четыре года спустя после основания Ордена принял монашеское облачение. Как я сказал, мне кажется довольно уместным все эти соответственно упорядоченные события редактировать в письменном виде: как все то, что я сам видел и слышал, так и то, что узнал из рассказов первых братьев о началах ордена, о жизни и чудесах блаженного мужа, нашего отца, Доминика, а также о некоторых других братьях, так как сохранила их моя память. Делаю это с той целью, чтоб избежать ситуации, что сыны, которые родятся и восстанут (Пс 78,6), не знали бы начал ордена и напрасно желали бы добыть знания на эту тему, если по причине очень долгого периода времени не стало бы никого, кто мог бы им передать достаточно надежные информации об этих началах. Поэтому, возлюбленные во Христе братья и сыны, примите набожно то, что я написал для вашего утешения и назидания, и ревностно следуйте первой любви (Откр 2,4) наших братьев.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий