Ослепленные себялюбием

5/20/2019, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Божье провидение, CХХХVIII.

Я желаю, возлюбленная дочерь, чтобы ты знала, какое огромное терпение Мне необходимо, чтобы вынести мои творения, которые Я сотворил, как тебе сказал, по своему образу и подобию, со столь огромной сладостью любви (ср. Рим 9,22-23).

Открой око разума и взгляни в Меня. Я изложу тебе один конкретный случай, который произошел и в котором, если ты хорошо припомнишь, Я должен был по твоей просьбе помочь и как знаешь, помог, вернув того человека в его положение, минуя смертельную опасность*. То, что произошло в этом конкретном случае, происходит вообще во всех иных.

Тогда эта душа, открыв око разума, освещенное светом святейшей веры, всмотрелась в божественное величие, с пламенной жаждой. Ибо слова, которые она услышала, лучше указали ей божественную истину о сладостном провидении Божьем. Чтобы быть послушной повелению, она утопила взгляд в бездне Его любви. Тогда она узрела, что Он – наивысшее и вечное Благо, что сотворил нас из чистой любви и искупил кровью Сына своего, и что эта же самая любовь была источником всех даров, которые Он благоволит ниспосылать, как страданий, так и утешений. Все происходит из любви, все управляется ради спасения человека, у Бога нет другой цели. Истину эту она узрела в крови, пролитой с таким огнем любви.

Тогда изрек всевышний и вечный Отец:

Сколь же ослеплены себялюбием те, кто возмущается и кто нетерпелив. Говорю тебе сейчас и в общем, и в частности, повторяя то, что тебе уже сказал. Они принимают за злость, считают зачатым для их утраты и погибели, из ненависти к ним то, что Я делаю из любви и ради их блага, чтобы избавить их от муки вечной и даровать им жизнь без конца. Почему же они жалуются на Меня? Потому что не доверяют Мне, а только себе; поэтому блуждают в потемках, ничего не распознавая. И ненавидят то, что должны почитать и в гордыне своей хотят судить мои тайные приговоры, которые все правильны. Они поступают как слепцы, которые по осязанию рук, или по вкусу или звуку голоса, хотели бы судить о ценности вещей согласно с ощущениями своих низких, слабых, ограниченных чувств. Они не хотят слушать Меня – истинный свет, который питает их духовно и телесно, и без которого вообще ничего не могут иметь.

Если они иногда принимают услуги от какого-либо творения, Я – тот, кто дал этому творению волю и способность, возможность и умение служить. Эти безумцы в пути хотят руководствоваться чувством осязания. Но осязание обманчиво, поскольку оно не имеет света, который позволяет различать цвета; подобным образом и вкус может быть введен в заблуждение, поскольку не видит нечистого насекомого, которое садится на пищу. Ухо может быть обмануто сладостью звука, ибо не видит того, кто поет и кто, если бы ему довериться, веря только его голосу, мог бы тебя убить.

Так поступают эти слепцы, которые утратили свет разума; следуя на ощупь, доверяясь только ощущениям своих чувств. Удовольствия мира сего кажутся им приятными. Но поскольку они не видят, не отдают себе отчет, что удовольствия эти подобны сукну переплетенного множеством тернов, что они связаны с огромными печалями и множественными заботами, и что сердце, которое их имеет вне Меня, несносно для самого себя.

Эти удовольствия кажутся им сладостными, и приятными для уст – желания, которые вожделеют неупорядоченным образом. Но на этих удовольствиях роятся противные насекомые, множество смертных грехов, которые пятнают душу, отнимают у неё моё подобие и сводят её с пути благодати. Если душа эта не откроет око свету веры, чтобы очистится в крови, ждет её вечная смерть. Душа слушает себялюбие, голос которого кажется её сладостным пением. Почему? Потому что душа слепо принимает то, что нравится чувствам; не видит ничего; обманутая звуком, спешит за иллюзорными чарами; приближается к пропасти и увлеченная путами греха, впадает в лапы своих недругов. Ослепленная себялюбием, самонадеянностью и своими знаниями, не смотрит на Меня – свой путь и своего проводника.

Этот путь был проложен Словом, Единородным Сыном моим, который рек: Я есть путь и истина, жизнь и свет. Кто следует им, не может ни заблудится, ни ходить во тьме (ср. Ин 14,6. 8,12), и никто не может придти ко Мне, если не через Него, ибо Он – одно со Мной (ср. Ин 10,30). Я уже сказал тебе, что сделал Его мостом, чтобы вы все могли достичь своей цели. Однако, не смотря на все это, люди не уповают на Меня, который желает только их освящения (ср. 1Фес 4,3). Для этого, с огромной любовью, Я даю им или допускаю на них все, что с ними происходит, а они всегда возмущаются Мною. Я с терпением переношу и храню их, ибо люблю их, хотя они Меня не любят (ср. 1Ин 4,10). Они же постоянно гонят Меня своим нетерпением, ненавистью, роптанием и неверностью. Хотят проникнуть в слепоте своей в сокрытые намерения мои, которые Я возымел в справедливости и любви, а не знают они даже самих себя. Кто не знает себя, воистину, не может ни познать Меня, ни понять мои приговоры. Поэтому они видят ложно.

* Хуртауд считает, что речь здесь идет о приговоренном Никколо ди Тольдо, который обратился перед смертью. Тауризано же думает, что дело касается обращенного Нанни ди Сер Ванни, для которого Святая вымолила освобождение. Об этом упоминает бл. Раймонд Капуанский в Житии 2,7.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий