Инквизитор тоже человек

5/13/2019, No Comment

Из книги о. Томаша Галушки, «Инквизитор тоже человек». Часть I. Интервью. 4.a.

(Интервью берет Мачей Мюллер)

Помню одну бурную интернет-дискуссию под одним из твоих тезисов на тему инквизиции. Кто-то написал: «Ок, может быть Вы и правы, и деятельность инквизиторов выглядела иначе, чем это обычно представляется. Но все равно остается некое неприятное послевкусие».

Я часто встречаюсь с такого типа реакцией на представляемые результаты новейших, многопрофильных исследований на тему инквизиции. Ну что ж, если нас интересует разумное познание, то нужно исследовать. Если хотим оставаться на уровне эмоций – не о чем дискутировать. К сожалению, черная легенда инквизиции настолько вошла в кровообращение, что пройдут десятилетия, прежде чем результаты исторических исследований проникнут в массовое сознание.

Современный человек, если захочет заглянуть за ширму этой черной легенды, должен приложить к этому много усилий. Инквизиция – это очень сложная, многослойная проблема, плотно закрытая зарослями поп-культуры, просвещеннической и левацкой идеологиями. Чтобы достичь сути, необходимы глубинные исследования, требующие знания истории, права, теологии, литургики, сакраментологии, ментальности…

Кто придумал инквизицию?

Вопреки принятому мнению, вовсе не Церковь! Процесс инквизиции является разновидностью судебного уголовного процесса. Который используется до сих пор.

С VI до XII века, если кто-либо провинился перед другим, процесс был инициирован только в том случае, когда в суд поступала жалоба. Это была процедура подачи жалобы: потерпевший подавал жалобу на обидчика. Не существовало чего-то такого, как обвинение силою власти. Действие ex officio существовало в процедуре древнего Рима, но исчезло после падения Западной Империи. В то же время появилось процедура характерная для варварских народов – подача жалоб. Или же арбитраж, когда властитель назначал наказание, не используя никаких установленных процедур.

В XII веке развились юридические школы (например, в Болонье), был написан знаменитый Декретал Грациана – и начался ренессанс римского права. Одним из его плодов было возобновление старинной процедуры, называемой inquisitio (существительное от глагола «искать», «расследовать»). Это была процедура инициируемая силою власти, в которой действовал инквизитор, исполняющий функции следователя собирающего доводы, судьи, а также защитника.

Таким образом, инквизиционная процедура имеет старинное происхождение, возобновляется в XII веке, а с XIII века развивается как в церковном праве, так и в светском уголовном праве. С XIX века до сих пор суды используют смешанную процедуру, инквизиционно-жалобную: инициируется процесс «по делу», собираются доказательства, после чего начинается процедура подачи жалобы.

Инквизиционный процесс был более совершенен, чем жалобный?

Да, так как в этом втором случае обвинитель должен был считаться с тем, что будет вместе с обвиненным заключен по стражу, пока дело не будет закрыто. А если не сможет доказать его вину, будет вынужден заплатить судебные издержки. В то время как инквизиционный процесс не был связан с каким-либо риском для особы, сообщающей о своих подозрениях. Расследованием, подтверждением или опровержением доказательств занимался инквизитор. Конечно, Церковь придала этому процессу новую черту; церковная инквизиционная процедура формировалась на протяжении всего XIII века.

Что же прибавила к этому процессу Церковь?

Инквизиционный процесс до последней четверти XIV века был не столько уголовным судопроизводством, сколько, скорее оригинальным творением, соединяющим уголовный процесс с таинством покаяния. Был разновидностью формализованной публичной исповеди. Инквизитор часто выступал как исповедник и уделял подсудимому отпущение. В XIV веке функции судьи и исповедника были разделены, чтобы избежать подозрения в разглашении тайны исповеди.

Мы не сможем понять явления инквизиции, если опустим этот покаянный аспект. Не без оснований инквизиционный процесс развивается вместе с формированием практики индивидуальной (ушной) исповеди. Так и IV Латернаский Собор в 1215 году издал как канон omnis utriusque sexus об исповеди, так и канон de haereticis, описывающий судопроизводство по отношению к еретикам.

Инквизиционный процесс преследовал ту же самую цель, что и таинство исповеди, то есть привести к обращению грешника и возвращению его в лоно Церкви.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий