Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники». I. Духовность св. Доминика, 5.
Миссия Церкви. Место Доминика в ордене было его местом в Церкви. Не нужно вспоминать, что он не был «вольным стрелком». Был лицом духовным, человеком Церкви, и притом таким, который отдавая себе отчет в своей позиции, принимает всю вытекающую из этого ответственность и солидарность, и одновременно может совершенным образом использовать силы освящения и спасения, которыми владеет Церковь.
Позиция Доминика, начиная с самого детства, проведенного вблизи церкви – когда воспитывал его дядя, прелат – вплоть до самой смерти была однозначно позицией духовного лица. Она не изменилась даже в бурное время крестового похода против альбигойцев. Я бы очень хотел показать силу привязанности к иерархической Церкви в сердце Доминика. Подтверждают её множество документов, касающихся, прежде всего серьезной проблемы вызванной его служением Слова и основанием им Ордена Проповедников, проблемы «посылания» монаха-проповедника, которая возбуждает постоянное беспокойство, даже в наше время. С начала XIII века проблема эта была особенно острой по причине постоянно возрастающего числа проповедников «вольных стрелков», наиболее известным примером которых были вальденсы.
Эти последние вовсе не отрицали, что для того чтобы проповедовать Слово Божье, нужно быть посланным: Quomodo praedicabunt nisi mittantur – «И как проповедовать, если не будут посланы?» (Рим 10,15), но свое призвание Христом они старались открыть в чисто внутреннем убеждении. Выступая за разрешение миссии епископом или папой, Доминик показал, согласно со всей христианской традицией с апостольских времен, осознание сакраментальности Церкви. Миссия провозглашения Слова, которую видимым образом уделяет Церковь, была ему невидимым образом навеки дарована Христом. Церковь со своей стороны, в особе папы, отвечает на акт сыновней преданности Доминика, вверяя его ордену служение проповеди Слова. Орден является определенным образом миссионерским по самой своей природе. Доминиканцы, повторяя выражение Гонория III, «в полноте предназначены для проповедования Слова Божьего».
Солидарность и сотрудничество. В те времена и на тех территориях, где трудился Доминик, для него было бы очень выгодно разорвать связи с недостойным своего звания духовенством и достичь легкого успеха, как у властителей, так и среди народных масс, читая им антиклерикальные проповеди. Многие так поступали, подвергая опасности не себя, а Церковь. Доминик избрал иной путь. Он избегал того, чтобы обострять ситуацию духовных на проповедях, но порицал их наедине, как отец. Таким образом, он поддерживал многих священников в их трудах на службе Божьей, а с некоторыми завязал глубокую духовную дружбу, основанную на общем апостольском рвении. Делил с ними то, что в духовенстве наилучшее – чувство ответственности за каждого человека. Quis scandalisatur et ego non uror – «Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2Кор 11,29б). Само основание Ордена Проповедников позволяет судить, что Святой имел особенно живое осознание духовных потребностей людей тех времен, и не только тех, кто жил в окрестностях Альби или в Ломбардии, но также далеко, даже за пределами христианского мира. И разве может быть более видимый пример его посвящения служению душам, чем совершение вдохновленное Святым Духом и благодаря влиянию Церкви (что имело для него, определенным образом, одно значение) двух главных поворотов в его жизни. Первый – в 1206 году, когда он оставил личные апостольские планы, чтобы полностью посвятить себя проповедничеству против альбигойцев, почти на двенадцать лет. Второй на рубеже 1216-1217 годов, когда он сотряс орден, который уже укоренился на территории альбигойцев, чтобы сделать из него всеобщий Орден Проповедников, который в его видении, а вскоре и в действительности, должен был распространиться до краев земли.
В тесном единстве с иерархической Церковью Доминик умел успешно пользоваться несравненными силами, которые предоставляла ему Церковь. На этот раз вспоминается очень много примеров, чтобы все их тут привести. Достаточно вспомнить вербовку, которую он проводил в среде церковных школ и ту научную помощь, которую с 1220 года оказывали ему магистры из Болоньи. Многие из них стали его братьями, помогая ему в составлении конституций ордена, которые были признаны современным нам историком «памятником конституционного права». Вспомнить нужно также сотрудничество с парижскими теологами в создании орденской школьной системы, которое выражалось в достойном восхищения тесном контакте монастыря св. Иакова с молодым парижским университетом. На конец – а может быть, прежде всего – следует упомянуть о сотрудничестве с папской канцелярией, руководитель которой стал другом св. Доминика. Из этой канцелярии вышло более ста писем, которые помогли рождаться и развиваться ордену. Это помощь заходила так далеко, что, например, папа Гонорий III благодарил неких монахов из Парижа за предоставление Проповедникам часовни и требовал от епископов, чтобы ревностнее сотрудничали с братьями в их служении ради спасения душ.
Отправить комментарий