Орден Проповедников был основан святым Домиником в Тулузе с особой целью – до конца сражаться с ересью и схизмой. И вот после почти что сорока лет этой войны, которую непрестанно вели братья, сражаясь также и с тиранами, привечающими еретических лжеучителей, и претерпевая бессчетные тяготы своей миссии в голоде и жажде, холоде и наготе, в конце концов, Папа Григорий IX доверил им инквизиторское служение(1) – палату, созданную для подавления ереси и распознания ее приверженцев. Вследствие возложения на братьев такой обязанности служение их еще в большей степени стало сопряжено со смертельной опасностью.
Пример того можно отыскать и в самой Тулузе, где братьям неоднократно угрожали граф и его приспешники и в конце концов горожанам были запрещены любые сношения с братьями - было публично объявлено, что запрещается продавать им либо подносить в дар какие бы то ни было товары. Следующим шагом стало выставление городской стражи у ворот их монастыря, чтобы не допустить общения и торговли с ними. Тогда все братья до единого исповедались друг другу за всю жизнь и готовились пролить кровь за веру и верность святой Римской Церкви; истинно, они с готовностью ожидали мученической смерти, но взамен были изгнаны из города. "Они же пошли, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие" (Деян 5:41), и процессией по двое торжественно проследовали за городские стены с пением Credo и Salve Regina (2).
По тому же поводу было совершено нападение на Нарбоннский монастырь, где нечестивцы порвали в клочья священные книги. Также и во многих других местах братья претерпевали жестокое обращение, нападения и грабежи, так что инквизиторы не могли передвигаться по стране без вооруженного эскорта.
О мучениках Авиньонетских
В ночь торжества Вознесения Господа нашего в году 1242(3) братья Вильгельм Арнольд, Бернард де Рошфор и Гарсия д'Аурэ из Ордена Проповедников, а с ними их спутники - Стефан и Раймунд Карбон (оба минориты), Раймунд, архидиакон из Тулузы, а еще приор Авиньонета и трое других, были усечены мечом за веру Христову и верность Римской Церкви. Перед лицом смерти они радостно пели Te Deum (4).
В ночь их мученичества некая женщина из соседнего города того же диоцеза мучилась родами и в страдании вскричала: "Вижу небеса отверстые и лестницу, спустившуюся до земли на том месте, где только что пролилось много крови!" И, созерцая славу, осиявшую лестницу и восходивших по ней людей, она и сама не заметила, как благополучно разрешилась от бремени. Такого же видения удостоились несколько бедных пастухов, пасших неподалеку свои стада.
В эту же ночь король Иаков Арагонский(5) бдел в военном лагере в ожидании сражения с сарацинами и увидел пелену пламени, сходившую с небес; тут он подал своему войску сигнал пробудиться и встать к оружию, так как понял, что «нынешней ночью Господь совершил некую великую тайну».
Многие из Барселонских наших братьев(6), совершавших той ночью молитвенное бдение, видели, что все небо словно бы воспламенилось и в него с земли взлетали огненные шары.
Некий горожанин из Каркассона, узнав о мученической смерти братьев, посвятил себя их заступничеству и тут же исцелился от давно мучившей его болезни. Таким же образом и дочь маршала из Мирпуа, препоручив себя им, восстала от серьезной болезни.
Вильгельм из Мюрета слег с лихорадкой и велел отнести себя к их гробнице, чтобы помолиться там; на месте их захоронения он немедленно исцелился, и то же случалось со многими паломниками, являвшимися к месту их мученичества.
Еретик по имени Арнольд из Фильера, узнав о смерти Раймунда, достопочтенного архидиакона, который до того нередко попрекал его за приверженность дурной вере, в присутствии товарищей сказал: «Я сейчас же отправляюсь в Авиньонет, чтобы посмотреть, впрямь ли этот жалкий рыцарь пера, этот болтливый глупец получил, наконец, по заслугам». Еретик поспешил в Авиньонет и, склонившись над телом святого прелата, лежавшим в луже крови, презрительно пнул его, насмехаясь: «Покойся в мире, лживый шут». Господь не замедлил наказать его на месте, поразив в ногу неизлечимой язвой.
Когда всего за несколько дней до их мученической смерти я был в монастыре в Бордо(7), один из тамошних братьев пришел ко мне сообщить, что лицезрел в видении, как троих наших братьев, преклонивших колена перед распятием, убивает вооруженный люд и после глумится над их телами.
Сестра Бланка из Пруйля так ужасно страдала от прободения челюстной кости, что не могла уже более ни есть, ни говорить. В канун праздника святого Викентия Мученика(8) сестра-инфирмарий, сидевшая у ее постели, спросила страдалицу, не хотела бы она, чтобы к больному месту приложили лоскут ткани, принадлежавший брату Вильгельму, погибшему за веру Христову. Больная кивком выразила согласие, и как только ткань приложили к ее плоти, она исцелилась и начала восклицать: «Я исцелилась заслугами святого мученика!»(9)
Брат Раймунд Карбон, минорит, о котором мы уже говорили выше, за несколько дней до своего мученичества увидел во сне, как с небес в ореоле славы сходит золотая диадема, украшенная девятью сверкающими камнями, и почиет над домом, в котором они впоследствии и были убиты. Полон восхищения при виде такого чуда, минорит вскричал: «Как горько, что народ этой несчастной страны даже и при виде венца, которого мы удостоимся за католическую веру, не поспешит немедля разделить ее с нами!» По пробуждении он рассказал об удивительном сне приору Пруйля и своим спутникам, на что брат Вильгельм Арнольд, приор наших братьев, отозвался, исполнившись пророческим духом: «Знайте, братья мои, это видение возвещает, что все мы скоро будем убиты за веру в Иисуса Христа».
Брат из Бордоского монастыря рассказывает, что однажды во время молитвы, будучи восхищен духом, он увидел нашего Спасителя, пригвожденного ко кресту. Справа от Него стояла Пресвятая Дева, собиравшая Его кровь в чашу; и из этой чаши она окропила троих наших братьев. Брата обуяло великое желание разделить с ним эту благодать, но тут видение прекратилось. Вскоре после того он узнал, что трое братьев, которых он видел окропленными кровью Христовой, в ответ на любовь Божию пролили свою кровь за исповедание истинной веры.
За день до их мученической гибели, в навечерие Вознесения, некая благочестивая женщина явилась в Тулузский монастырь и обратилась к брату Колумбану, приору: «Отче, случилось так, что я задремала в вашей церкви во время мессы, и мне явилось, что пригвожденный ко кресту Христос на распятии будто бы отнял от древа одну руку, и все раны Его начали кровоточить. Я смотрела на это в страхе, но Спаситель жестом велел мне приблизиться, и уста принявшего крестную смерть сказали: ‘Вели приору похоронить тела братьев здесь’, - с чем Он и указал на соседнюю капеллу». Следуя этому святому указанию, епископ и наши братья по прибытии останков блаженных мучеников из Авиньонета положили их в капелле святого Андрея. Воистину, нельзя было найти для них более подходящего места, ибо мученики упокоились в церкви своих братьев и справа от распятия.
В это время святая Римская Церковь была вдовой, потеряв своего главу и пастыря(10), но когда вести о случившемся достигли ушей кардиналов, они собрали конклав и составили письмо, адресованное отцу Провинциалу и братьям тулузской провинции.
«Вам известно, дражайшие братья, что Орден ваш был основан в тулузской земле вашим святым отцом Домиником для защиты веры, насаждения истинного благочестия, утешения и наставления верных и искоренения ереси и порока. Вы отвергли мирские богатства, чтобы сияние вашей святости сделалось незамутненным в глазах неверующих; вы охотно приняли ярмо добровольной нищеты и своим неугасающим пылом в соблюдении закона Божьего обрели благодать изливать в речах небесную премудрость. Со смешанными чувствами сострадания и скорби мы узнали, что нечестивцы, уподобившись безумным убийцам, обратились против врачевателей собственных душ и совершили над слугами Божьими, инквизиторами, своими товарищами и слугами, бесчестное злодеяние. Но, поразив их мечом, они наилучшим образом послужили им – ибо, как мы твердо веруем по подробном рассмотрении деталей – времени, причин и прочих обстоятельств гибели братьев, - убийцы лишь помогли им обрести достоинство мучеников за Иисуса Христа».
(1) Булла от 28 апреля 1236 г.
(2) Все эти события произошли в 1234 году, когда в Тулузе началось время открытого сопротивления инквизиции и преследования доминиканцев. Пейре Сельян был переведен из Тулузы в Каркассон, чтобы у инквизиции было два опорных пункта; в Тулузе оставался Гильем Арнаут (Вильгельм Арнауд или Вильгельм Арнольд), впоследствии убитый в Авиньонете. Его попытки действовать как представитель папской инквизиции оставались чистым безумием, так как сами братья не обладали военной силой, а со стороны светских властей города наблюдалась не поддержка, а противостояние. Тулузский монастырь пережил тяжелые времена, братья постоянно оказывались на грани гибели, претерпевали избиения и преследования, и наконец, после массовых беспорядков 4-5 ноября 1234 г. их монастырь был взят штурмом муниципальными властями, а братья изгнаны из города. За чертой Тулузы, в Бракивилле, в доме кафедрального капитула, они провели целых три года, пока граф Раймон VII, искавший мира с Папским престолом и французской короной, лично не пригласил их возвратиться в Тулузу.
(3) С 28 на 29 мая 1242 г.
(4) Братья Вильгельм Арнольд (Гильем Арнаут) и Бернар де Рошфор со товарищи, мученики, причислены к лику блаженных 6 сентября 1866 года. Их память отмечается Орденом 29 мая. Процесс по их прославлению чрезвычайно затянулся – на шесть столетий – по многим политическим причинам; в разные эпохи отдельные братья решали, наконец, собрать документацию для их беатификации, но своего добился только отец Андре Праде, приор Сен-Максимена. Плоды его многолетних трудов помогли ватиканской конгрегации признать Гильема Арнаута со товарищи жертвами еретиков и мучениками веры. Однако в доминиканской традиции почитание этих братьев берет начало в том же XIII веке. С их гибелью связан знаменитый Монсегюрский процесс: братья были убиты вследствие заговора рыцарей-катаров из Монсегюра с бальи Авиньонета Раймундом Альфаром. Вооруженный отряд, совершивший с согласия бальи нападение на братьев, возглавлял Пьер-Роже де Мирепуа, родич владетеля Монсегюра. Это убийство послужило последней каплей, после чего Папа и Людовик IX окончательно решили взять крепость, служившую еретикам оплотом.
(5) Иаков I Завоеватель, правление 1213 – 1276 гг.
(6) Монастырь основан в 1219 г.
(7) Основан в 1222 г.
(8) Праздник 22 января.
(9) Эта же история с небольшими вариациями рассказывается в изборнике «Цветочки Пруйля».
(10) Святой Престол был вакантен после смерти Папы Григория IX с 21 августа 1241 г. до 24 июня 1243 г.
Перевод: Антон А. Дубинин ОPs.
Отправить комментарий