Вспоминаем св. Викентия Ферреро, пресвитера
Тяжелые времена рождают сильных людей.
Сильные люди создают хорошие времена.
Хорошие времена рождают слабых людей.
Слабые люди создают тяжелые времена...
И этот круговорот продолжается бесконечно из года в год, из поколения в поколение. Однако сегодня мы поговорим о тяжёлых временах далёких XIV-XV веков. Эти непростые годы родили действительно великих людей. Войны, голод, болезни и катаклизмы – ужасное испытание для каждого человека. Но не менее трудными испытаниями для религиозных людей являются нестроения в жизни Церкви, ведь именно Церковь – это единственное прибежище несчастных, обремененных душ. Именно в религии они ищут любви и утешения.
Много испытаний за свою историю перенесла на своих плечах Католическая Церковь. Возможно, самыми непростыми временами для неё стал роковой XIV век. Всё началось со знаменитого авиньонского пленения пап — период с 1309 по 1377 год, когда резиденция пап находилась не в Риме, а в Авиньоне (Франция). История этого периода известна каждому школьнику, а вот разворот событий после "плена" пап более интересный.
Последний французский папа эпохи Авиньонского пленения — Григорий XI, принял трудное и значимое решение: вернулся из Авиньона в Рим. Это произошло 17 января 1377 года. Он был первым, кто обосновался в Ватикане (до этого папской резиденцией был Латеранский дворец). Но уже 27 марта 1378 года понтифик скончался от тяжёлой болезни. Римская толпа, требовавшая, чтобы новый папа был римлянином или, по меньшей мере, итальянцем, а ведь до этого папы были, в основном, французами, осадила кардиналов, собравшихся в Латеранском дворце. Кардиналы приняли компромиссное решение и избрали на папский престол неаполитанца Урбана VI.
Вскоре недальновидная политика нового папы привела к тому, что кардиналы отказались ему подчиняться и объявили, что он душевнобольной. Выборы Урбана были объявлены незаконными и недействительными, как совершённые под давлением толпы (хотя все формальности при проведении Конклава были соблюдены), курия отлучила Урбана от Церкви за незаконное провозглашение себя папой. «Альтернативным» Папой был избран Климент VII, который вернулся в Авиньон, подальше от шумного Рима.
Почти сразу же оба папы занялись активным упрочением своих позиций. Оба ставили своих кардиналов, создавали свои курии. Не заставили себя ждать и взаимные анафемы.
В результате борьбы возникли римская линия папства, которую последовательно представляли Урбан VI, Бонифаций IX, Иннокентий VII и Григорий XII, и авиньонская линия, которую представляли Климент VII, а затем Бенедикт XIII. Конфликт усугублялся политическими и дипломатическими разногласиями в Европе.
В 1409 году обе стороны согласились съехаться на собор в Пизе, который признал, что общее собрание Церкви выше по авторитету самого папы. Однако оба папы — римской линии Григорий XII и авиньонской линии Бенедикт XIII — отказались туда прибыть. Собор заочно низложил их обоих, а затем избрал нового папу — Александра V, который разместил свою резиденцию в Пизе. В результате в западной Церкви стало три папы.
1414—1418 состоялся Вселенский собор в городе Констанце. Формально был созван германским императором Сигизмундом. Папа пизанской линии Иоанн XXIII, избранный преемником умершего Александра V, дал согласие на проведение собора. По всей видимости, он надеялся всех перехитрить и избавиться от соперников. Однако собор низложил всех трёх пап и 11 ноября 1417 года избрал четвёртого — Мартина V.
С избранием Мартина Великий раскол практически прекратился. Григорий XII, а через некоторое время и Иоанн XXIII признали решения собора, отказались от притязаний на папство и получили от Мартина V сан кардиналов. Не признавший Констанцского Собора и отлучённый им от церкви Бенедикт XIII оказался в полной изоляции и удалился в замок Пеньискола в Испанию, где после его смерти назначенные им кардиналы ещё несколько лет выбирали новых антипап, не признанных ни одним государством.
Современная Церковь признаёт законными папами только правивших в этот период в Риме; авиньонские и пизанские понтифики числятся в официальном списке как антипапы.
Не монашеское это дело быть папами, но монахи должны подсказывать папам, как поступить в той или иной сложной ситуации, давать важные советы. И в это непростое время нашёлся такой мудрый, харизматичный, образованный монах из Ордена Проповедников, который стал наставником одного из пап. Бенедикт XIII, который, как было сказано выше, считается антипапой, заметил этого доминиканца во время его проповеднической деятельности и решил приблизить его к себе. Фра Венченцо Феррер, как звали монаха, давал мудрые советы Папе и не раз увещевал его отречься от престола, дабы избежать церковного раскола, но, к сожалению Бенедикт XIII не последовал этому совету. Папа не раз предлагал фра Венченцо стать кардиналом, однако скромный, смиренный монах отказался от этого сана, чтобы в бедности и простоте продолжать служить Богу. Многие ревностные христиане, не исключением стал и Венченцо Феррер, немало потрудились в те времена, дабы положить конец расколу. Вернёмся на несколько десятков лет назад, чтоб понять, кто же такой фра Венченцо...
Первые годы жизни
Валенсия сегодня – это крупный город в Испании на берегу моря, который славится очень необычной, креативной архитектурой. В далёком XIV веке Валенсия была городом, который имел крепкие экономические отношения с другими населенными пунктами и вёл активную торговлю. Именно здесь, в 1350 году, в богатой дворянской семье родился мальчик. При крещении его назвали Венченцо (Викентий). С детства мальчик был глубоко заинтересован наукой, уделял немало времени чтению книг. Родители Венченцо позаботились о том, чтобы дать сыну хорошее образование. Мальчик изучал языки, философию, историю и точные науки. Безусловно, близкие Венченцо были уверены: юный Феррер со временем станет наследником большого состояния своих родителей. Однако сердце Венченцо с ранних лет прониклось искренней любовью к Богу. Потому юноша решил для себя, что при первой же возможности, несмотря на протест родителей, оставит блестящую дворянскую жизнь и посвятит свою жизнь Господу.
Вступление в орден
Достоверно неизвестно, по какой причине Венченцо принял решение вступить именно в Доминиканский Орден. Как бы то ни было, в 1368 году, в восемнадцатилетнем возрасте, юноша пришёл в обитель Проповедников родного города с просьбой принять его в число насельников. Спустя год юноша был удостоен монашеского пострига. Два года фра Венченцо старательно изучал различные науки, имея огромное стремление стать настоящим проповедником. Не мало времени и внимания молодой монах уделял и молитве.
Уже в 1370—1372 годах фра Венченцо предложили место преподавателя философии и логики в университете города Лериде. С этим непростым бременем монах справлялся очень хорошо. В этой период фра Венченцо написал первые философские сочинения — De suppositionibus (О суппозициях) и De vita spirituali (О духовной жизни). В 1373 году монах переехал в Барселону с желанием продолжать получение образования, где прошёл обучение в доминиканской школе арабистики и гебраистики.
Красноречивый проповедник
В 1379 году брат Венченцо был рукоположен в священники кардиналом Педро де Луна. Да, это тот самый будущий антипапа Бенедикт XIII. С 1385 по 1390 год монах жил в родном городе Валенсия, где возглавлял богословскую школу при кафедральном соборе города и вскоре прославился своим красноречием. За долгие годы учебы, кропотливой работы над собственной душой фра Венченцо смог достигнуть исполнения своего самого заветного желания: стать проповедником Евангелия, суметь словом, любовью, молитвой достучаться до окаменелых сердец многих людей. На проповеди брата Венченцо собирались сотни христиан. Иной раз городские церкви не могли вместить всех желающих послушать пламенную речь монаха. Горожане плакали после таких проповедей, раскаиваясь в своих грехах и злодеяниях.
И вот однажды на проповедь монаха забрёл необычный слушатель. А был он главным раввином еврейской общины в Валенсии. Да, тогда в Испании жило достаточно много представителей этого древнего народа. Соломон ха-Леви, тот самый уважаемый раввин, долгое время был непримиримым врагом христианства. Однако пламенные слова монаха Венченцо настолько тронули душу Соломона, что последний стал приходить на проповеди каждое воскресенье. Спустя несколько месяцев Соломон решился принять христианство и был крещён 21 июля 1391 года с именем Пабло Гарсия де Санта Мария. Не удивительно, почему бывшему раввину дали такое имя (Пабло или Павел). Вспомним, какого же великого, учёного человека Господь по своей милости подобным образом привёл к христианству. Пабло де Санта Мария обратил в католицизм своих братьев Алвара Гарсия де Санта Мария и Педро Суареса, дочь и четверых своих сыновей, среди которых известны Альфонсо де Санта Мария, который стал впоследствии епископом Бургоса и Гонсало де Санта Мария, ставшего епископом Жероны. Жена Педро де Санта Марии осталась верна иудаизму и обратилась в христианство только в 1420 году.
Пабло де Санта Мария изучал христианское богословие в Парижском университете и Авиньоне. В 1395 году был рукоположён в дьякона. И до конца жизни бывший раввин трудился на благо Церкви Христовой.
Вообще многие историки утверждают, что Венченцо Феррер стал одним из самых ярких проповедников, которые занимались обращением иноверцев ко Христу.
Духовник короля
1391 год стал переломным для фра Венченцо. Король Арагона и Валенсии Хуан I, услышав о красноречии и добродетельной жизни проповедника, назначил Викентия своим духовником. После того, как в Авиньоне антипапу Климента VII сменил хорошо знакомый Викентию Педро де Луна (они, к слову, многие годы общались), принявший имя Бенедикт XIII, он предлагал монаху кардинальское звание, но тот отказался по своему смирению. Несмотря на поддержку, которую Феррер оказывал Бенедикту XIII важными советами, он неоднократно призывал его отречься от притязаний на папский престол во имя восстановления мира и преодоления раскола в Церкви. Однако, как было сказано выше, Бенедикт не последовал этому совету, дав волю своей гордыне.
Возможно, Венченцо ещё бы долгие годы оставался духовником короля и советником папы, если бы в его жизнь не ворвались страшные перемены...
Смертельная болезнь
Жизнь брата Венченцо могла оборваться в 1398 году. В это время монах очень тяжело заболел. Неизвестная болезнь быстро забирала силы бедного фра Венченцо, и за несколько дней недуга монах слёг в постель. Не имея возможности от истощения и бессилия подняться на ноги, монах искренне молился Господу об исцелении. Но однажды ночью несчастному стало настолько плохо, что он с трудом мог шевелить губами, произнося предсмертную молитву. Больного мучила лихорадка, сознание временами покидало его, и все братья обители, где жил Венченцо, со скорбью ожидали его смерти. Однако Бог судил для монаха иное. В тонком сне Венченцо явилось чудесное видение: в ярком сиянии неземного света к постели монаха пришел сам Иисус Христос в сопровождении святых Доминика и Франциска Ассизского. Милосердный Господь прикоснулся ко лбу больного, и ведение исчезло... Утром монах проснулся совершенно здоровым...
Странствия по Европе
После чудесного исцеления фра Венченцо решил оставить звание духовника короля и советника папы, посвятив себя лишь проповеди Евангелия, молитве и философским трудам. Между 1399 и 1412 годами монах был в Арле, Марселе, Генуе, Савоне, Монферрато и, наконец, в Пьяченце и Милане. В Провансе и в долинах Пьемонтских Альп он долгое время проповедовал против заблуждений еретиков катаров и вальденсов, проводя плодотворную работу по евангелизации. За монахом следовала огромная толпа учеников, которые так же хотели посвятить свою жизнь Богу.
Мы много говорим о деятельности фра Венченцо, но каким же человеком был этот монах? Добрым, искренним, открытым и чутким – таким навсегда остался брат Венченцо в памяти своих учеников. Он никогда не возлагал на своих духовных детей непосильной ноши, хотя сам был настоящим аскетом: монах путешествовал пешком или верхом на ослике, во время странствий ему часто приходилось ночевать под открытым небом и на голой земле; одеждой брата Венченцо служила старенькая ряса. Люди, которые часто общались с монахом, замечали: ряса его была настолько длинной, что иногда это мешало ходить. Монах носил такую одежду, чтоб скрывать за полом длинной рясы свои израненные от ходьбы по плохим средневековым дорогам ноги. Да, брат Венченцо очень редко носил обувь и практически всегда ходил босым. Ночи монах проводил в сердечной молитве, прося Всевышнего о спасении душ своих учеников. А постился брат Венченцо во все дни недели, кроме воскресенья. Такие подвиги совершал скромный проповедник ради любви ко Христу.
Кончина земной жизни
После долгих странствий и трудов ради славы Господа здоровье фра Венченцо сильно пошатнулось: долгие путешествия, напряжённая работа по просвещению еретиков, непрестанные ночные молитвы, недостаток пропитания – всё это сказалось на физическом состоянии монаха. В 1419 году Венченцо уже был смертельно болен. Тем не менее монах решился на долгое путешествие во Францию. По прибытии фра Венченцо в город Ванн на северо-западе страны, его недуг сильно обострился... Брат Венченцо Феррер скончался 5 апреля 1450 года в возрасте 69 лет и был похоронен в городе Ванн вдали от родины.
Почитание
Фра Венченцо Феррер был канонизирован папой Каликстом III в 1455 году, спустя всего 5 лет после кончины проповедника. День святого в Католической церкви отмечается 5 апреля (в Ордене перенесен на 5 мая). Многие знаменитые деятели искусства настолько прониклись любовью к этому святому, что посвятили ему свои произведения. Картины, посвящённые святому, создали Тициан, Фра Беато Анджелико, Беллини, Франческо дель Косса, Гирландайо и многие другие. Фра Венченцо Феррер считается покровителем Валенсии и всего валенсианского региона. Однако святого искренне почитают не только в Италии и Испании. В его честь названы два бразильских муниципалитета.
В Италии святому Венченцо Феррер посвящают различные праздники. Один из самых красивых праздников в честь святого проводится в Неаполе в районе Санита, где его отмечают дважды в год, 5 апреля (день его смерти) и первый вторник июля в память о первом чуде, совершенном святым в неаполитанском городе. Торжества начинаются с религиозной церемонии в базилике Санта-Мария-делла-Санита, затем статуя святого выносится наружу и начинается особое шествие. В конце праздника проводится шикарный фейерверк.
Заключение
«Я бесполезный слуга и бедный монашествующий: вся моя жизнь — один смрад, я — одна тленность тела и души», – часто со смирением повторял святой Венченцо. Человек, который всю свою жизнь посвятил Господу, который ради него терпел немалые лишения и тяготы, который всегда был добр к ближнему, так говорил о себе. К сожалению, нам иногда очень трудно увидеть в себе недостатки, а уж тем более обвинять себя в чём-либо. Наверное, только духовно зрелые люди могут приблизиться к такой великой добродетели христианства, как смирение, без которого не войти душе в Царство Небесное, ибо сказано в Святом Писании: "Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь" (Притчи 29:23).
Молитва
Боже, проповедью святого Викентия Ты научил нас стремиться к небесной отчизне, ожидая Спасителя. Просим Тебя, по его предстательству дай нам, в труде и горячей любви, искать постоянного града не в этом веке, но в будущем. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.
Из творений св. Викентия Феррера:
Отправить комментарий