Из проповедей святого Викентия Феррера

5/05/2010, No Comment

(Sermo I de Cruce Festivale, sermo 44, Ed. Ehrard, 1729, pp. 145 sqq.)

«Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа». Это изречение взято из послания к Галатам. Этого же касается и наша проповедь. О первом слове, над которым мы поразмышляем, о личности Христа страдающего на кресте, говорит сам Христос: «не желаю». Ибо из Священного Писания явствует, что Христу много раз грозила смерть от Иудеев, и что угрожала она Ему различным образом, но никакого другого способа смерти Он не избрал, кроме смерти крестной, уклоняясь от иных видов смерти бегством или как-то иначе. Первый раз в опасности смерти Он оказался сразу же после рождения. Ибо тогда правил чужеземец Ирод, который получил власть над Иудеями по благоволению Римского кесаря, и который, услышав о рождении царя Иудейского от восточных царей и о месте его рождения от иудейских раввинов, пожелал убить Его. Посему выслал он вооружённых людей, чтобы убили всех мальчиков в городе Вифлееме и в его окрестностях, что и было сделано. Но Ангел Господень явился Иосифу, сказав, чтобы бежал в Египет с младенцем и матерью Его. И так спасся Христос, и исполнилось пророчество Иова: «Отроков поразили острием меча; и спасся только я один».

Второй раз Христос оказался в смертельной опасности низвержения с кручи, как сообщает Лука. Ибо Христос родился в городе Вифлееме, а воспитан был в городе Назарете. Посему и называется Иисусом из Назарета. И проповедовать Он начал и чудеса творить в городе Капернауме. Тогда Иудеи сказали: «Сделай и здесь, в Твоём отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме». В ответ им Христос сказал, что они не достойны этого, ибо не уверовали в Него и даже презрели Его, говоря: «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария?» И исполнились все гневом и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его. Он же сделался невидимым для них, а они искали Его и спрашивали, где же Он? «Иисус же, пройдя посреди них, удалился». Почему не хотел Он так умереть? Ведь если бы пожелал, то и такой смертью мог бы Он спасти весь мир. Причиной, по коей Он не пожелал принять такую смерть, было желание наставить нас. В третий раз был Он перед угрозой смерти побиения камнями, как повествуется у Евангелиста Иоанна. Это было тогда, когда Христос проповедовал Иудеям из Своего родного города, говоря: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдёт слово Моё, тот не увидит смерти вовек».

Наконец, был Он в опасности смерти ради креста, то есть был распят. Однако сего рода смерти Он возжелал и принял. Когда Иудеи увидели, что не могут убить Его, ни низвергнув с кручи, ни побив камнями, ни опоив ядом, то сказали: «Пусть умрёт распятым, или же да будет распят» и приготовили крест. А Христос тогда учил в Галилее и, зная о том, что Иудеи уже приготовили крест, сказал Своим ученикам: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть». Таким образом не по принуждению, но по милости пошёл Он на крестную смерть и когда Пилат вынес приговор, не воспротивился ему и не оправдывал Себя, но, как повествует Иоанн, «неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное».

Почему сей способ смерти был угоден Ему более всех остальных? Я отвечаю, что, как вам известно, все пороки души, например грех неведения, также несовершенства в том числе плотские, например болезни, страдание, труд и наконец смерть, всё это исходит от греха Адама и Евы, который истекает из вкушения того самого запретного плода. Посему Христос пришёл, чтобы исправить всякий ущерб, как души, так и плоти. Он Сам есть тот плод, о котором мы говорим Деве Марии: «Благословен плод чрева твоего». Плод возвратился на древо. Поэтому древние греческие предания повествуют о том, что древо крестное было частью того самого дерева, с коего Адам вкусил запретный плод. Поэтому когда Христос был распят на древе, плод возвратился на древо и исправил всякое зло, какое проистекло от греха Адамова, сохранив порядок, ибо прежде возникло несовершенство души, а вслед за ним несовершенство плоти. Так Христос исправляя, сперва исправил пороки души, дав средство врачевания через крещение, благодаря которому отпускаются все грехи, и восстановил знание, дав нам узнать о райской славе. Когда же Он вернётся скоро, и весьма скоро, на Страшный Суд, то исправит несовершенство плоти, ибо тогда мы воскреснем неподверженными страданию и бессмертными. Вот причина, по которой Он восхотел умереть на кресте.

Перевод: о. Юрий Дорогин ОР

No Comment

Отправить комментарий