Достопочтеннейший Магистр и Отче, из-за многочисленных занятий я не мог написать вам должным образом. Ибо, по правде говоря, с тех пор как я покинул Романс вплоть до сей минуты мне было нужно проповедывать приходящим отовсюду в изобилии людям, чаще всего дважды в день, а то и трижды, а также совершать торжественную Мессу с пением, так что мне едва хватает времени на дорогу, еду, сон и другие необходимые вещи. Более того, свои проповеди я вынужден готовить по дороге. Однако, чтобы меня не обвинили в пренебрежении к письму или в презрении, я много дней, недель и месяцев заставлял себя, не смотря на множество дел, находить немного времени чтобы описать вам, по крайней мере, путь, который я проделал.
Да будет Вам, достопочтеннейший Отче, ведомо, что после того как я покинул Романские земли, куда Вы меня последний раз направили, я беспрерывно в течение трёх месяцев был в Дельфинате, кругом проповедуя слово Божие по городам, селениям и поместьям, в которых еще не бывал. Но особенно я посетил те три знаменитейшие еретические долины в епархии Ембрум, из коих одна именуется Луцерна, вторая Аргентея, а третья Валлиспута. Раньше я бывал там дважды или трижды, и местные жители, по благодати Божьей, приняли истину католического учения набожно и с большим благоговением, однако я желал снова навестить их, чтобы укрепить и утешить. Потом, отвечая на многочисленные настояния и просьбы, как словесные, так и письменные, я отправился в Ломбардию, где непрерывно год и месяц проповедовал во всех городах, селениях и поместьях Вам подвластных и далее, а именно во владениях маркграфа Монферрато, ради многих просьб его и его подданных. В местах же расположенных по ту сторону гор я нашёл великое множество долин населённых еретиками, как вальденсами, так и извращёнными катарами, особенно в епархии Турина. Я посетил их все по очереди, проповедуя в каждой из них веру и учение католической истины и опровергая их заблуждения. И по милосердию Божьему, они с огромным воодушевлением и с величайшим благоговением и набожностью приняли истину веры, ибо Господь мне сопутствовал и усиливал проповедь.
Оказалось, что основная причина их ереси и заблуждений кроется в недостатке проповеди. Ведь, как я правдиво узнал от местных жителей, уж 30 лет прошло с тех пор как им никто не проповедовал, за исключением еретиков вальденсов, которые обычно приходили к ним из Апулеи дважды в год. Поэтому, достопочтенный Магистр, подумай сколь велика вина прелатов Церкви и иных, кто по долгу своему или призванию должен проповедовать, но более предпочитает отдыхать в красивых комнатах в больших городах и поместьях с их развлечениями. А между тем, поистине, души, ради спасения которых умер Христос, погибают от недостатка духовной пищи, ибо нет никого, кто бы малым сим подал кусок хлеба. Жатвы много, а делателей мало. Итак молю Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
О неком еретическом епископе, которого я повстречал в одной долине называемой Люфорио, как он захотел со мной поговорить тайком и обратился; а также о школах вальденсов, которые я обнаружил в долине называемой Енгройя и о их разорении; о еретиках катарах в долине Валь ди Понт, как они отреклись от своих мерзостей; о еретических долинах Валь ди Ланцо, или по-другому Квинни, куда сбежали некогда убийцы блаженного мученика Петра (Руффийского), и как там вели себя по отношению ко мне; также о примирении Гвельфов и Гибеллинов и заключении всеобщего союза в тех краях, а также о многом другом, что Бог благоволил сделать во славу величия Своего и на благо душ, я теперь говорить не буду. Но да будет Бог во всём благословен.
Проведя тринадцать месяцев в Ломбардии я пришёл в Савойю и прошло уже пять месяцев как я здесь. Меня часто приглашают, особенно прелаты и владетели этих земель, и я с большой радостью посетил здесь уже четыре епархии, а именно Савойю, Аосту, Тарентайзе, Маурен, а также Гренобль большая часть которых расположена в Савойе. Я проповедовал в этих местах по городам деревням и поместьям, больше или меньше, в зависимости от обстоятельств. А сейчас я нахожусь в Женевской епархии.
Среди прочих искажений я встретился в этих землях с одним весьма распространённым заблуждением. Ежегодно здесь на следующий день после торжества Тела Господня отмечают большой праздник и участвуют в братствах под названием святой Восток. Мне говорили наши братья и Минориты, а также другие монахи и священники, что из страха они уже не смеют проповедовать или что-либо говорить против сего заблуждения, ибо им угрожали смертью и отнимали пожертвования и милостыню. Против этого извращения я теперь преимущественно выступаю, ежедневно проповедуя, и благодаря тому, что Господь споспешествует мне и придаёт силу моим словам, оно благополучно искореняется. И люди, которые теперь приходят, сокрушаются, слыша о том сколь сильно они погрешали против веры. Когда по милости Божьей заблуждение сие полностью искоренится, я собираюсь спешно отправиться в епархию Лозанны, где совокупно и открыто поклоняются солнцу как Богу, особенно селяне, с почётом вознося к нему свои молитвы с самого утра. Сам епископ Лозанны проделав добрых два или три дня пути, пришёл ко мне смиренно, дабы сердечно умолять, чтобы я посетил его епархию, где есть множество еретических долин на пограничье Савойи и Швейцарии; что я и пообещал ему. Ибо я слышал, что в тех долинах еретики весьма дерзки и безрассудны. Однако как обычно, уповая на Божье милосердие, я намереваюсь быть там и проповедовать во время предстоящего Великого поста. Как будет угодно небу, так пусть и будет.
Помощник мой Антоний и я вместе с ним смиренно препоручаем себя вашим отцовским молитвам. Сын Девы да хранит Вас неустанно как образец и блюстителя святых монашеских правил. Аминь.
Подписано в городе Женеве 17 декабря 1403 года моей рукой.
Негодный раб Христов и смиренный сын Ваш, брат Викентий, проповедник.
Перевод: о. Юрий Дорогин ОР
Отправить комментарий