Легенда о Мастере Экхарте.
Однажды прибыл* в Кёльн на Рейне некий убогий, чтобы искать бедность и жить ради истины**. Встретила его там некая барышня и сказала:
- Хочешь перекусить вместе со мною?
- Охотно!
А когда они сели, сказала:
- Поешь хорошо и ничего не опасайся.
Он ответил:
- Если ем слишком много, совершаю ошибку, а если слишком мало, то тоже не все в порядке. Буду есть так, как следует убогому.
Спросила его:
- Убогий – кто это такой?
- Для этого необходимы три вещи: Он должен умереть для всего, что происходит из натуры, не может чрезмерно любить Бога, и никому не позволять страдать больше чем он сам.
- Скажи мне, дорогое дитя, в чем заключается бедность внутреннего человека?
- Заключается она в трех вещах. Суть ними, во-первых: совершенная обособленность от всех творений во временном и в вечном, далее: искреннее смирение человека внутреннего и внешнего, и наконец: внутреннее рвение и сердце, неустанно возносимое к Богу.
- Ах, что за радость, слышать такое! Но скажи мне еще, как следует понимать бедность духа?
- Слишком много спрашиваешь!
- Разве можно слишком много говорить о том, что касается славы Божьей и блаженства человека? – чего-то подобного я никогда еще не слышала!
- Ты права. Так вот, также и эта бедность основывается на трех вещах. Во-первых: человек не должен знать и во временном и в вечном ничего кроме Бога. Во-вторых: пусть не ищет Бога вне себя. В-третьих: пусть никакое духовное благо не переносит с места на место, как свою собственность.
- Значит Мастер, твой и мой отец, не может перенести свою проповедь из кельи на амвон?
- Нет!
- Почему?
- Чем больше что-либо временно, тем больше оно телесно; а чем больше телесно, тем больше временно.
- Этот дух не их Чехии!
- Солнце, светящее из Кёльна, освещает также Прагу***.
- Объясни-ка ты мне это лучше.
- Не пристало это делать мне, если присутствует здесь Мастер.
Мастер: Кто не познал истину внутри себе, пусть ищет ее снаружи. И тогда найдет ее также в себе.
Барышня: Хорошо мне воздали за эту трапезу.
Убогий: Девица, теперь ты заплати за вино.
Барышня: Охотно! Спрашивай.
Убогий: По каким признакам человек должен распознавать действие Духа Святого в своей душе?
- По трем вещам. Во-первых: с каждым днем должна в нем уменьшаться телесность, удовольствие и плотская любовь. Во-вторых: должна в нем постоянно расти любовь Божья и благодать. В-третьих: пусть с любовью и уверенностью трудится ради ближнего, чем ради себя самого.
- Этого правила держались избранные друзья Христовы.
- По каким признакам духовный человек может распознать, присутствует ли в нем Бог, когда он молится и упражняется в добродетелях?
- По трем вещам. Сперва, по тому чего Бог не жалеет для своих избранных, это презрение со стороны мира сего и телесные страдания. Второй знак – это возрастание благодати, соответственно степени любви между ним и Богом. В-третьих: Бог никогда не отправляет человека, не указав ему перед этим новый путь истины.
- Наверняка так оно и есть, иначе быть не может. Скажи же мне, по каким признакам человек может познать, что все его поступки согласны с волей Божьей?
- По трем вещам. Суть то: неизменно чистая совесть, постоянное пребывание в единении с Богом и рождение Сына через Отца небесного, который Его неустанно вливает в того человека.
Мастер: Если бы каждый долг был уплачен также щедро как это вино, тогда не одна душа, пребывающая в чистилище, уже наслаждалась бы вечной жизнью.
Убогий: Если еще что-либо остается здесь не уплаченным, должен это сделать Мастер.
Мастер: Старым следует принять во внимание их возраст.
Убогий: Позволь действовать любви – для нее возраст не имеет значения!
Барышня: Отче – ты учитель, искусство которого трижды было признано в Париже.
Убогий: Я бы предпочел, чтобы кто-либо однажды справился с истиной, чем трижды с парижской кафедрой. Если я что-либо должен был сказать, то сделал это.
Барышня: Скажи мне, отче, по каким признакам человек может познать, что является дитем Отца небесного?
- По трем вещам. Во-первых: все поступки он совершает с любовью. Во-вторых: все принимает от Бога с одинаковым расположением. В-третьих: надеется исключительно на Него.
Убогий: Скажи мне, отче, как человек может познать, что добродетель действует в нем с наибольшим присущей ей благородством?
- По трем знакам: люби Бога ради Него самого, благо – ради блага, а истину – ради истины.
Мастер: Дорогие дети, как должен жить человек, который учит истине?
Барышня: Так, чтобы своими поступками исполнял то, чему учит словами.
Убогий: Хорошо ты сказала. Но внутри него должно быть намного больше истины, чем бы он мог выразить это словами.
* Из Праги, как это будет видно из дальнейшего разговора.
** Согласно с целью, ради которой этот убогий пришел в Кёльн, разговор трех лиц идет прежде о бедности, потом касается некоторых этически-мистических тем, чтобы закончится темой истины. Все участники по очереди задают вопросы и дают ответы.
*** Экхарт, будучи викарием чешской провинции, бывал также в Праге.
Отправить комментарий