В этот день отмечаем праздник святого Альберта Великого, епископа и Учителя Церкви
Первые университеты
Точно не известно когда именно Альберт появился на свет: в 1205 или в 1206, а некоторые предполагают, что даже в 1193 году. Был он младшим сыном графа Больштедта, и родился в городке Лауинген в Баварской Швабии. Впрочем, есть мнение, что его дворянское происхождение является измышлением агиографов XV века, на самом же деле он происходил из служебного сословия, а его настоящая фамилия - de Groot, таким образом, его прозвище Великий (Magnus) является переводом его фамилии. Хотя его величие ни у кого не вызывает сомнений. Нет никаких данных относительно его начального образования, получил ли он его дома, или посещал приходскую школу, можем однако предположить, что первыми учителями любознательного мальчика были и звездное небо, в которое он любил всматриваться, наблюдая за небесными явлениями, и камни под ногами, состав которых он старался изучить, и всевозможные растения, познать природу которых он стремился. Ведь тот, кто в будущем станет Универсальным Доктором - магистром всех известных в то время наук, с раннего детства должен был стремиться к познанию тайн природы, которая его окружала.
В ранней молодости (точную дату определить не удается) его отправляют на обучение в Падуанский университет, чтобы изучать свободные искусства. Выбор школы был определен тем, что в Падуе жил его дядя. Падуанский университет был основан сравнительно недавно, в 1222 году, группой преподавателей и студентов, которые из-за конфликта с начальством переехали сюда из Болонского университета. В этой школе Алберт знакомится не только с науками, но и с доминиканцами. Особенное впечатление произвел на него бл. Иордан Саксонский. Источники датируют их встречу 1223 годом, но, согласно другим источникам, Иордан проповедовал в Падуе дважды: в 1229 и в 1237 годах. Рождеством 1230 года датировано одно из его писем сестре Диане:
«Ликуй и веселись, дщерь Сиона, моя возлюбленная, и вместе со своими сестрами благодари Иисуса, ибо вот ваша молитва предстала пред Его ликом, и Он преклонил к ней ухо своё, ибо даровал нам уже множество праведных и способных падуанских студентов. Благодаря вашим горячим молитвам Он также коснулся множества сердец, которые хотя и остаются еще в миру, но уже возжелали разорвать эти крепкие путы, которые держали их вдали от Бога. Есть также один, который находится в серьезной опасности, ибо боится впасть в смертный грех. Его вам от всего сердца передаю. Возносите горячие молитвы об этом человеке, чтоб Господь его не покинул, но поддержал и освободил от всех тревог и скорбей».
Вступление в Орден
Пишет ли Иордан об Альберте? Это мы конечно установить не можем, но о вступлении Альберта в Орден существует следующая легенда:
Некий брат, ныне необычайно известный и премного уважаемый в Ордене, когда, будучи еще молодым юношей обучался в Падуе, под влиянием разговоров с братьями, а особенно проповедей магистра Иордана, возымел желание – однако еще не увенчанное решением – вступить в Орден. Дядя, с которым он жил, противился этому и заставил его дать слово, что до определенного времени он не будет посещать проповеди братьев.
Когда назначенное время минуло, этот юноша часто приходил к братьям и утверждался в решении. Удерживало его, однако опасение, что он не сможет выстоять в призвании. И вот одной ночью он увидел сон, что вступил в Орден, но вскоре после этого оставил его. Пробудившись, он обрадовался, что это был только сон, и говорил сам себе: «Оказывается, что если бы я вступил в Орден, случилось бы то, чего я опасался».
Случилось же, что в тот же день он пошел на проповедь магистра Иордана, который, рассказывая о дьявольских искушениях, упомянул также о том, как тонко он соблазняет некоторых людей. «Есть такие – говорит – которые решают оставить мир и вступить в орден, но дьявол посылает им сонные видения, что после вступления они оставят Орден. Во сне они видят себя верхом на коне и в пурпуре, одинокими или окруженными любимыми людьми. Все это ставит перед ними дьявол, чтобы возбудить в них опасения, что не смогут они в этом положении выстоять, или – если уже вступили – чтобы вызвать у них опасение и уныние».
Весьма пораженный юноша подошел после проповеди к нему и спрашивает: «Магистр, кто открыл тебе мое сердце?» - и рассказал ему обо всех своих сомнениях, а также о сновидении. Магистр же, с полученной от Бога уверенностью, многими доводами укрепил его против этого искушения. Тот же всем сердцем принял эти слова и безотлагательно вступил в Орден.
Но на этом испытания молодого Альберта на закончились. Более всего терзала его еще одна мысль, из-за которой он испытывал искушение бежать из дома Господня. Ведь до сих пор он занимался исключительно естественными науками, которые более всего возлюбил. Сможет ли он отдать сердце теологии? Не войдет ли священная наука в разногласие с его знаниями о природе? Сможет ли он в своем сердце объединить науку и веру? И тогда, как повествует легенда, явилась ему Богородица, которая укрепила его в вере и дала свое напутствие. Но об этом своем мистическом опыте он расскажет своим студентам только в старости, на своей последней лекции.
Doctor Universalis
Под опекой Небесной Матери Альберт снискал мудрость во всех областях знаний, заслужив титул Универсального Доктора.
Грегорио Васкес де Арсе-и-Себаллос (1638-1711), Проповедь св. Альберта Великого. Трое его учеников это: бл. Амвросий Санседони (на первом плане), св. Фома Аквинский (в центре) и бл. Иаков Бьянкони из Беваньи.
С творениями Аристотеля Альберт скорее всего познакомился в Падуе, где учился, возможно, что там же он изучал право, но главным его увлечением были конечно естественные науки. Вступив в Орден, он отправился изучать теологию, правдоподобно, в Болонью, а затем отправился в Кельн, где принял рукоположение и начал свою преподавательскую деятельность. Преподавал он также в Регенсбурге, Фрайбурге, Страсбурге и Хильдесхайме в качестве лектора при тамошних монастырях. Когда он перебывал в Кёльне и комментировал Петра Ломбарда, Орден направил его в Париж (в 1245 г.), где он получил ученую степень доктора и возглавил кафедру теологии. С этого времени – как повествует легенда – его лекции и авторитет учителя стали столь славными, что могло казаться, что все поклонники мудрости собирались, чтобы слушать его. Говорили, что всегда не хватало стульев для слушателей, и ни школа, ни какое бы то ни было иное здание не могло вместить всех желающих.
В это время среди его учеников появляется Фома Аквинский, тогда еще тихий, погруженный в раздумья юноша – гений которого Альберт распознал и предсказал ему великое будущее. Ученик сопутствовал учителю в Париже, а в 1248 вместе с ним вернулся в Кёльн, где вместе они трудились над основанием доминиканского studium generale, который позднее станет основой Кёльнского университета. Альберт занял пост регента, а Фома – второго профессора и магистра студентов. Вместе они трудились там до 1252 года. Также в Кёльне, вместе с Фомой они работают над одним амбициозным проектом: комментариями к работам Дионисия Ареопагита и натурфилософским трудам Аристотеля. Альберт видел точку соприкосновения этих двух авторов в учении о душе. Помещенная Богом во тьму человеческого естества (Дионисий), согласно Аристотелю, душа выражает себя в знании и практических аспектах человеческого существования. В этом сложном и чудесном действии она раскрывает свое божественное происхождение. Таким образом Альберт инициировал в Ордене мистическое направление, которое позднее будет развивать Мастер Экхарт, в то время как философско-теологические исследования будет продолжать св. Фома.
В это же время Альберт занимается алхимическими опытами. 1250 годом датируется его главное открытие в этой области – выделение мышьяка, о чем еще будет сказано далее.
Альберт был известен также как посредник в политических конфликтах. До сих пор город Кёльн считался владением Архиепископа, который занимал весьма высокую позицию как в Церкви, так и в Империи (был одним из курфюрстов – избирающих императора). Однако граждане этого экономически развивающегося города, стремились к его независимости. Ничего удивительного, что между ними и их владетелем – архиепископом Конрадом фон Гохштаденом разразился конфликт. Спор касался прежде всего права чеканки собственной монеты. Уважаемый всеми сторонами конфликта, Альберт Великий был выбран посредником в этом споре. В 1259 году Конрад согласился признать за Кёльном т.н. складочное право, но год спустя вспыхнул бунт, который архиепископ жестоко подавил. Спор кёльнской епархии с городом закончился в 1288 году, когда, проиграв битву при Воррингене, тогдашний епископ Зигфрид II фон Вестербург, был вынужден перенести епископство в Бонн. Кёльн же был провозглашен вольным городом.
Пост Провинциала Ордена
В 1254 Альберт был избран провинциалом Тевтонской Провинции Ордена и исполнял свои обязанности эффективно и с огромной преданностью. Легенда гласит:
Когда он стал провинциалом, занялся не столько правлением, сколько стал совершеннейшим последователем давних отцов в стремлении к справедливости и праведности духа, а также в монашеском рвении. Он председательствовал на трех провинциальных Капитулах, а именно в Регенсбурге, Эрфурте и Тревире. На последнем капитуле приказал приору из Минден в качестве покаяния пять дней поститься на хлебе и воде, отслужить пять месс и принять три дисциплины, из-за того, что тот вопреки орденской бедности приехал на капитул верхом.
Сам же он был столь убогим и смиренным, что все монастыри своего Ордена, разбросанные по всей Германии, он визитировал пешком и без денег, прося милостыню: до такой степени стремился он к апостольскому совершенству. Орденские правила Братьев Проповедников он исполнял строго и желал, чтобы и другие их исполняли.
В 1256 году, вместе со св. Бонавентурой он отправился в Рим, чтобы защищать дело нищенствующих орденов от нападок Вильгельма де Сен-Амур, добившись от папы Александра IV осуждения трактата Вильгельма De novissimis temporum periculis. Во время своего пребывания в Риме, Альберт исполнял служение Магистра Священного Апостольского Дворца (Magister Sacri Palatii Apostolici), должность, которая была установлена во времена святого Доминика, который и был первым Магистром, а после него эту должность традиционно занимали братья Ордена Проповедников (по официальным данным, и Альберт, и позднее, Фома Аквинский, не были Магистрами, а лекторами Священного Дворца). Также в это время он читает проповеди в духе Евангелия от Иоанна и Апостольских Посланий. На посту провинциала он также написал комментарий к св. Иоанну и полемики с арабским философом Аверроэсом.
В 1257 Альберт слагает с себя полномочия провинциала и возвращается в Кёльн, чтобы полностью посвятить себя научной и преподавательской деятельности. А в 1258 он снова в качестве посредника выступает в споре между жителями Кёльна и архиепископом Конрадом.
Епископство
В 1260 папа Александр IV устанавливает его епископом Регенсбурга. Гумберт Романский, бывший в ту пору Магистром Ордена, опасаясь утратить столь великого ученого, всячески противится этой номинации, но безрезультатно. Альберт управлял епархией до 1262 года. Каким он был епископом? Легенда повествует:
Он презирал всяческие земные достоинства, а к митре и епископскому посоху имел столько же уважения, что к суме и палке. Любил только Христа и Его праведность, посему все, кто знал его в то время, когда он выл выхвачен на епископство, сомневались, что этого святого мужа, исполненного смирения и отрекшегося себя, можно было заставить принять это достоинство. Однако он не мог избежать окончательного решения папы, ибо когда он его горячо просил и уверял, что не годится для этого, Апостольский Отец ответил: «Не ищи оправданий, сын мой, ибо не годится тебе лгать. Вспомни, что сказано: Идолопоклонство – слушать самого себя, а подчиняться не хочет лжепророк…»
Облаченный в епископство, как пастырь Церкви и люда Божьего, он полностью хранил орденские обеты и таким образом еще более украсил достоинство епископа. Подобно как епископ Тура, святой Мартин, по мере возможности хранил смирение и бедность. Не стыдился по обычаю простых монахов, носить крестьянскую обувь, так что он собственного люда получил прозвище: «епископ в башмаках».
Был он предан Божьему служению и постоянно размышлял на Божьим законом, поэтому не обращал внимания на внешние почести. Не использовал также почетный эскорт всадников; как это было в обычаях германских епископов и что – будучи богатым городом – требовал от него Регенсбург. Он предпочитал визитировать епархию в скромном обществе, иногда пешком, и как слухи ходили – иногда сам носил свое понтификальное облачение и книги. Из церковных доходов брал столько, сколько было необходимо на пропитание его сотрудников, остальное же, как принадлежащее убогим, таковыми и велел раздавать.
В 1262 году Альберт отказывается от епископства. Прекрасное свидетельство привел в своей хронике брат Бернард де Кастрис: «Брат Альберт был принужден принять епископство в Регенсбурге, но быстро отверг его, как будто бы оно было обжигающим руки раскаленным углем, и вернулся к бедности своего Ордена».
Возвращение к преподаванию
Однако, взамен, в качестве папского легата он должен был читать в Германии проповеди на немецком языке, призывающие к крестовому походу. В 1263 он пребывал при дворе папы Урбана IV в Орвието и Витербо, где навязывает отношения с доминиканцем Вильгельмом из Мёрбеке, поправлявшим в то время свои переводы Аристотеля (Вильгельм был знатоком древнегреческого и делал свои переводы с оригинала, а не с арабского, как было до сих пор).
Далее, в качестве представителя папы Климента IV, участвует в споре рыцарей-иоаннитов с Бармином – князем Западной Померании.
Наконец он возвращается в Кёльн к обязанностям профессора доминиканской школы, отказавшись от предложения Сорбонских академиков возглавить кафедру теологии в Париже.
В 1270 он помогает св. Фоме опровергать взгляды Сигера Брабантского и аверроистов, послав в Париж свой второй трактат против аверроистов (первый был написан в 1256, и был озаглавлен De Unitate Intellectus Contra Averroem). В 1270 в Австрии он пропагандировал крестовый поход. Состояние его здоровья в ту пору ухудшается, правдоподобно он терял зрение. Тем не менее, в 1274 году отвечает на призыв папы Григория X, пригласившего его на второй Лионский Собор, в заседаниях которого он принял активное участие.
Во время заседаний Собора он узнает о смерти св. Фомы, которая стала для него огромным ударом. Альберт сказал тогда: «угас светоч Церкви». Легенды повествуют, что с этого момента он не мог сдержать слез каждый раз, когда говорили о Фоме. Одним из последних его деяний была защита правоверности своего великого ученика, когда в 1277 году епископ Этьен Темпье пытался осудить творения Фомы, аргументируя это тем, что они близки языческим философам, однако лично Альберт не был в Париже. Состояние его здоровья ухудшилось в 1278, а 15 ноября 1280 года он почил в Кёльне. Гробница его находится в склепе церкви св. Андрея, кёльнских доминиканцев.
Последняя лекция св. Альберта
Славный отец Альберт, уже будучи старцем, вел свои обычные лекции в кёльнском монастыре, на которых всегда было множество слушателей. Однажды, когда он исследовал и приводил какие-то обоснования, начала подводить его память. Он минуту помолчал, и наконец ко всеобщему удивлению, укрепленный Святым Духом, произнес следующее:
«Скажу вам, мои дорогие, нечто новое и старое одновременно. Когда во времена моей молодости у меня уже были некие достижения в науке, по призыву Преславной Девы, ведомый Духом Святым, я вступил в Орден Проповедников. Преславная Дева увещевала меня, чтобы я прилежно посвящал себя учебе; посему в меру своих сил я старался как хорошо учиться, так и хорошо молиться. А то, чего не мог узнать из книг, часто получал во время молитвы.
Как-то я горячо молился нашей Госпоже и сердечно взывал к ней, чтобы Она просветила меня светом Божественной мудрости, укрепила мое сердце в вере и сохранила его непорочным, чтобы, занимаясь философией, я никогда не отошел от истинной веры. Она выслушала меня и так меня утешила: «Альберт, чувствуй себя в безопасности и не опускайся ни в добродетелях, ни в науке, ибо Бог твои знания сохранит от ошибок, так, чтобы были они полезны для Церкви. А чтобы ты никогда не поколебался в вере, вот, в конце своих дней ты забудешь обо всех враках и софистических фокусах философов, а твоя католическая вера станет невинной и чистой, как у ребенка. А потом ты отправишься к Господу. Знамением же, что это станется, будет то, что потеря памяти случиться с тобой на публичной лекции».
Теперь же, братья мои, я знаю и узнаю в том, что только что случилось, что приходит мой час и приближается конец моей жизни. Посему исповедую перед вами публично и уверенно, что верую во все истины христианской веры, а также благочестиво прошу, чтобы в определенном времени мне уделили церковные таинства. Если же мне довелось сказать или написать что-либо противное католической вере, я не придаю этому никакого веса и значения».
После чего он окончил лекцию и плача и нежно прощаясь со всеми, сошел с кафедры. С этого времени все философские знания исчезли из его памяти, но далее он помнил текст Библии и Божью премудрость.
Альберт был причислен к лику блаженных только в 1622 году (Григорием XV), а канонизирован и провозглашен учителем Церкви в 1931 папой Пием XI.
Научное наследие св. Альберта
Философия:
Альберт превосходил всех своих современников огромной эрудицией. Он был знаком с греко-римской, патристической, арабской и иудейской литературой. Однако его знания не всегда были точны. Например, Сократа и Платона он называл стоиками, Эмпедокла и Анаксагора причислял к эпикурейцам, путал Зенона из Элеи с Зеноном-стоиком. Основная заслуга Альберта заключается в том, что он оперирует обширным философским материалом и с беспрецедентным до сих пор размахом использует все разделы учения Аристотеля.
Св. Альберт более чем какой-либо иной великий схоластический философ, предшествующий св. Фоме, был причастен к тому, чтобы придать христианской философии и теологии форму и методы, которые они используют по сей день. Прежде всего он был учителем и предшественником Фомы, который превысил учителя. Однако в современной истории философии существует тенденция замечать в обширной и многогранной науке св. Альберта самостоятельную и систематическую целостность. Основное содержание философии Альберта составляет учение Аристотеля, адоптированное к условиям христианской религии, подобно как Маймонид приспособил его к потребностям иудейской религии. Как тот, кто определил путь развития новой схоластической философии, Альберт разделяет славу с Александром Гэльским (†1245), Сумма Теологии которого завоевала позиции для философии Аристотеля в Парижском Университете. Их использование аристотелевских методов и принципов для изложения священной доктрины дало свет схоластической системе, стремящейся к примирению разума и веры, полученной в откровении. Вместе с Аверроэсом Альберт был наиважнейшим комментатором творений Аристотеля, принципы которого он принял, чтобы систематизировать теологию, благодаря чему понимал изложение принципов христианской веры совершаемый согласно принципам разума.
Выбор именно Аристотеля в качестве проводника новой философии вызвал сильную оппозицию. Иудейские и арабские комментаторы трудов Философа в течении сотен лет исследований его творений, ввели в дискурс о нем так много элементов несогласных с учением Церкви, что в христианском мире создалась противная Аристотелю атмосфера, результатом чего стал запрет его Физики и Метафизики в Парижском Университете в 1210-1225 годах. Альберт, однако уверял, что непринятие Аристотеля обусловлено исключительно несогласием с учением Церкви взглядов более ранних последователей Философа (Аверроэса, Абеляра, Амальрика), а «чистое» учение Аристотеля свободно от их заблуждений. Признавая, что невозможно остановить царящий в XIII в. энтузиазм в философских исследованиях, он решил очистить аристотелизм от всяческих несогласий с учением Церкви. Речь шла прежде всего об интерпретациях школы аверроистов, пантеизм, крайний рационализм, понимаемый как убеждение в возможности рационального объяснения всех истин веры, то есть отрицание необходимости откровения. Альберт стремился к тому, чтобы поставить наследие языческой философии на службу христианской истине, полученной в откровении. В этом отношении он следовал канону, созданному св. Августином, который утверждал, что истины, заключенные в творениях языческих философов, могут быть полезны настолько, насколько они не составляют препятствия в достижении высших реалий, «достижению которых они должны служить» (ad quas adipiscendas servire debent). Согласно Альберту, все науки, являющиеся плодом человеческой познания должны быть «служанками» (ancillae) теологии, которая является высшей, чем они и их «госпожой». Противостоя радикальному рационализму Абеляра и его учеников, Альберт подчеркивает различие между истинами, которые могут быть познаны при помощи натурального разума, и тайнами веры (Святая Троица, воплощение и т.д.), которые невозможно познать без помощи откровения.
Альберт написал два трактата против аверроизма, выступающего против бессмертия индивидуальной души и против индивидуальной ответственности, опираясь на тезис, что для всех людей существует только одна разумная душа. Пантеизм он опровергал умеренной аристотелевской доктриной касательно существования универсилий, именуемой умеренным концептуальным реализмом, который был принят схоластическими философами во главе со св. Фомой. Это учение Альберт основывал на различии между универсалиями ante rem (идея или архетип в разуме Бога), in re (реально или потенциально существующим во многих индивидах) и post rem (абстрактное понятие, существующее в разуме и сопоставленное с индивидами, из которых может быть выведено): Universale duobus constituitur, natura, scilicet cui accidit universalitas, et respectu ad multa. qui complet illam in natura universalis (Met., lib. V, tr. vi, cc. v, vi).
То, что Альберт хотел быть верным учеником Аристотеля, еще не значит, что он пренебрегал Платоном: Scias quod non perficitur homo in philosophia, nisi scientia duarum philosophiarum, Aristotelis et Platonis (Met., lib. I, tr. v, c. xv). Называние Альберта «обезьяной (simius) Аристотеля» не верно. Альберт не отвергал радикально всю не-аристотелевскую философскую традицию и не был фанатично предан Аристотелю. Что касается знаний о Божьих делах - вера предваряет понимание истины, а авторитет предваряет разум, но что касается знаний о сотворенном мире – философ не может питать убеждений, к которым нельзя прийти при помощи разума. Логика, согласно Альберту, является подготовкой к философским знаниям о том, как мы используем разум, переходя от неизвестного к известному: Docens qualiter et per quae devenitur per notum ad ignoti notitiam (De praedicabilibus I,4).
Философия может иметь либо теоретический, либо практический характер. Теоретическая философия охватывает физику, математику и метафизику, практическая (моральная) философия - вопросы личности, семьи, государства или социума.
Теология:
В истории теологии Альберт сыграл роль посредника между Петром Ломбардом, именуемым «Мастером сентенций» и св. Фомой Аквинским. В систематичности и порядке, в точности и ясности он превысил Петра Ломбарда. А его ученик – Фома, в свою очередь превысил учителя. Summa Theologiae Альберта была прогрессом в сравнении с творениями тогдашней теологии, в том, что касается научного порядка, исключения ненужных проблем, ограничения числа аргументов и контраргументов. Однако в ней осталось много трудностей и неясностей, которые св. Фома признал достаточно важными, чтобы признать необходимость составления нового элементарного учебника теологии ad eruditionem incipientium (для начинающих). Разум Универсального Доктора был до такой степени переполнен многими разнообразными проблемами, что не мог адаптироваться к необходимости объяснить истины веры, принимая во внимание способности новичков. Не смотря на эту слабость, именно Альберт руководил учеником, который дал миру наиболее совершенное изложение учения Церкви, таким образом можно сказать, что Сумма Теологии св. Фомы появилась благодаря Альберту Великому.
Естественные науки:
Альберт живо интересовался каждой доступной в ту пору областью естественных знаний, благодаря чему стал (наряду с францисканцем Роджером Бэконом (1214-1294)) наиболее ученым человеком своего времени – из-за разносторонности его интересов ему и присвоили титул Doctor Universalis.
Большую часть своих знаний в сфере свободных искусств он почерпнул из научных трактатов Аристотеля, являвшихся фундаментом естественных наук того времени. Однако это не означает – несмотря на то, что обычно думают о Средневековье – что он был некритичным. Говорит например, что «Целью естественных наук не является простое принятие результатов [narrata], полученных другими, но поиски причин, которые действуют в природе» (De Miner., lib. II, tr. ii, i). В своем трактате о растениях он провозглашает принцип, что experimentum solum certificat in talibus [в исследованиях единственным безопасным проводником является опыт].
Проводя тщательные наблюдения и эксперименты во всех областях средневековой науки, Альберт продемонстрировал, что Римско-католическая Церковь не запрещает изучение природы, и что наука и вера не противоречат друг другу, а могут взаимно дополняться. Альберта иногда обвиняли в пренебрежении теологией в пользу естественных наук, но его уважение к авторитету Церкви и к традиции, а также осмотрительность, с которой он представлял результаты своих исследований, обеспечили их всеобщее признание в академических кругах. Александр фон Гумбольдт высоко оценил его знания физической географии, а ботаник Мейер так писал о нем:
«Ни один ботаник, живший до Альберта, не может сравниться с ним, если только это не Теофраст, с которым он не был знаком; и после него никто не рисовал природу в таких живых красках и не изучал ее так глубоко, вплоть до времен Конрада, Геснера и Чезальпини. Вся честь, таким образом, человеку, добившемуся такого удивительного прогресса в науке о природе, что не найти никого, кто бы мог, я не скажу превзойти, но даже сравняться с ним за три столетия» (Мейер, Gesch. der Botanik).
Альберт, опираясь на свои астрономические наблюдения, дал подробную демонстрацию того, что Земля сферическая, и было отмечено, что его взгляды на этот предмет привели в конечном итоге к открытию Америки (ср. Mandonnet, in "Revue Thomiste", I, 1893; 46-64, 200-221).
Особенный интерес он уделял алхимии. Современники, частично из-за зависти, частично из-за непонимания его весьма новаторских идей обвиняли его в занятиях магией (например, он создал андроида – машину в виде человека). Но и приписываемые ему гримуары – не смотря на черную легенду, которая их окружает – имеют невинный характер. Сам Альберт категорически отрицал возможность магии.
Главным из его алхимических открытий считается выделение мышьяка – первого элемента, который был выделен с древних времен и первый – с известным первооткрывателем (этот опыт датируют 1250 годом). Соединения мышьяка были известны с древних времен. Во время бронзового века мышьяк часто встречался в виде примеси в бронзе, и затвердевал в сплаве. Методы выделения элемента были опубликованы Иоганном Шредером в 1649 году.
В своем трактате Compositium de compositis он описал, кроме прочего, соединение, полученное в результате растворения серебра в азотной кислоте: «…окрашивает человеческие руки черной, трудно смываемой краской…» наблюдая тем самым явление светочувствительности нитрата серебра, что было более подробно изучено только несколькими столетиями позднее.
Самая важная из его работ по алхимии — De mineralibus (О минералах). Он следует Аристотелю в изучении принципов формирования материи (состоящей из четырех элементов, определяющих их свойства в разных композициях) и отличает поверхностные преобразования, которые только изменяют такие свойства, как цвет и вес, от фактических трансмутаций. Согласно Альберту (или псевдо-Альберту), алхимик может превращать неблагородные металлы в более благородные металлы путем очистки, которую он сравнивает с лекарствами в медицине, очищающими организм. Превращения металлов (поверхностные и субстанциальные) происходят через действие принципа огня (тепла), астрологических воздействий и двух металлообразующих принципов серы и ртути, в которых он следует арабскому учению. Он подробно описывает химические процессы, такие как дистилляция (с помощью передовых методов, таких как водяная баня), сублимация, а также различные химические вещества, например, винный спирт и зубной камень (лат. tartratus, tatratum, гидротартрат калия), квасцы и купорос, т.е. минеральные кислоты и их соли, различные металлы и сплавы.
Кроме того, некоторые из его научных работ считаются новаторскими в соответствующем научном секторе: например, первое подробное изложение центральноевропейской флоры и фауны, его географические описания, а также его антропологическая работа De homine. Его работа по науке о горных породах представляет собой первую попытку разработать полную систему минералов.
Музыка:
В истории музыки св. Альберт известен как автор одного из немногих комментариев о музыкальной практике своего времени. Большинство его заметок о музыке находится в комментарии к Поэтике Аристотеля. Он отверг идею «музыки сфер», считая ее смехотворной, поскольку был убежден, что движение небесных тел не может создавать звуки. Писал также о пропорциях в музыке и о трех различных субъективных уровнях, на которых пение воздействует на человеческую душу: очищение того, что нечисто, просвещение, ведущее к созерцанию и совершенство, достигнутое благодаря созерцанию.
Данте и Беатриче встречают Фому Аквинского и Альберта Великого. Внизу десятеро других учителей Церкви |
Полное собрание сочинений Альберта было опубликовано дважды: в Лионе в 1651 году (21 том), и в Париже в 1890-99 годах (38 томов). В своих трактатах он демонстрировал энциклопедические знания во всех сферах средневековой науки, включая логику, географию, астрономию, минералогию, химию, зоологию, физиологию и френологию. Он был самым читаемым ученым автором своего времени.
Молитва
Боже Ты соделал святого епископа Альберта великим в умении соединять человеческую мудрость и святую веру. Молим Тебя, дай нам так учиться в его школе, чтобы, преумножая знания, мы смогли еще более познать и полюбить Тебя. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.
Из произведений св. Альберта:
Из толкования на Евангелие от Луки
Отправить комментарий