8 октября

10/16/2010, No Comment

Вспоминаем двух блаженных: Амвросия Санседони и Матфея Каррери, пресвитеров

Знатный наследник из Сиены

Сиена, 16 апреля 1220 года. В роскошном Палаццо Санседони на Пьяцца дель Кампо, ждут появления на свет ребенка. Отец семейства – Бонатакко Санседони – могущественный сеньор, предводитель сиенских гибеллинов и верный союзник императора Фридриха II, с трепетом ожидает известий о благополучном разрешении своей супруги. Но вот, из родильной комнаты выходит обеспокоенная повитуха. И хотя отец слышит крик новорожденного, по выражению лица повитухи, он понимает, что что-то здесь не так… Мальчик появился на свет калекой, его конечности недостаточно развиты. Как показать знатному обществу такого уродца? Его тайно окрестили, назвав Амвросием, но растить уродца в доме знатный отец отказался. Он вверяет его заботам повитухи, которая уносит с собой новорожденного, чтобы вырастить в своем убогом жилище. Однако вскоре происходит настоящее чудо! Повитуха решает посвятить ребенка Богу и испросить Его благословения для несчастного младенца, от которого отказались его родители. Она приносит его в церковь, в которой обосновались доминиканцы. Но, что это была за церковь?

Доминиканцы прибыли в Сиену как раз в 1220 году, за год до смерти св. Доминика. Но только в 1225 году они получат в дар земельный участок, а в следующем году приступят к строительству монастыря и храма Сан-Доменико, того самого, в котором в 1363 году, св. Екатерина Сиенская примет облачение Ордена сестер Покаяния. Источники указывают, что чудо произошло в обители посвященной св. Марии Магдалине, но существующий ныне храм и монастырь, посвященный этой святой (на Виа Пьер Андреа Маттиоли), будет основан намного позже – 1339 г, и не будет связан с доминиканцами. Так или иначе, а наш будущий святой был чудесным образом связан с Орденом уже в младенчестве. Мальчик полностью исцелился, и счастливая семья с радостью приняла сына в своем дворце.

Только вот мальчик вовсе не хочет жить во дворце, и радости мира сего его вовсе не прельщают. Он старателен в обучении, проявляя прекрасные интеллектуальные способности, но также добр и милосерден к нуждающимся. Роскошный дворец Санседони теперь открывает свои двери для бедных, а некоторые комнаты молодой Амвросий использует в качестве госпиталя. В семнадцать лет юноша признается родителям, что хочет вступить в Орден Святого Доминика. Родители без колебаний одобряют выбор сына, прекрасно памятуя о том чуде, которое произошло с их сыном в младенчестве.

Итак, 16 апреля 1237 года, Амвросий торжественно принимает облачение Доминиканского Ордена. Новициат он проходит в уже построенном к тому времени сиенском монастыре Сан-Доменико, там же он получает и образование. Заметив его интеллектуальные способности, власти Ордена, в 1245 году, направляют его на учебу в Париж. В этом же году в Париж прибывает св. Альберт Великий чтобы получить степень доктора и возглавить кафедру теологии. Амвросий становится его учеником вместе с Фомой Аквинским, а в 1248 – следует за учителем в Кёльн, где продолжает свое обучение.

Через пять лет он вернулся в Париж, но в отличие от св. Фомы, который занимает кафедру теологии, Амвросий отказывается от преподавательской работы. Орден призывает его к служению другого рода – миротворческой миссии. Первая его миссия – в Германию – устранять разногласия, возникшие в Империи после осуждения императора Фридриха II и низложения его на Лионском Соборе (в 1245 г.). Фридрих умирает в 1250 году, после чего в Сицилийском королевстве и во всей Империи начинается серия беспорядков, связанная с борьбой за власть.

Известно, что в 1260 году Амвросий был одним из миссионеров, которые евангелизировали Венгрию. Но уже в 1265 году он вернулся в Италию, где разворачиваются поистине трагические события. Манфред Сицилийский – бастард Фридриха, которого предание винит в смерти императора, правит королевством сперва как регент, потом – как узурпатор, отстранив от престола своего племянника – Конрадина – единственного законного наследника Фридриха, находившегося тогда в Баварии. Конрадин также вступает в битву за сицилийский престол. Между папой и узурпатором вспыхивает война, и папа призывает на помощь французов – Кала Анжуйского, брата Святого Людовика, которому обещает корону Сицилии. Поскольку гибеллинская Сиена признает власть Манфреда, папа налагает на город интердикт (запрет совершать священное служение). Амвросий спешит к папе в Орвието, чтобы заступиться за своих сограждан. Он делает это с такой рациональной энергией, что в конце концов папа восклицает: «Никогда еще человек не говорил так!»

Точно так о нем говорили в Париже, в Германии и во многих городах Италии, куда он прибывает, чтобы разрешить конфликты, примирить враждующие стороны, остановить кровопролитие. Неутомимый и убедительный миротворец, Амвросий достигает результата благодаря своим ясным и в то же время – страстным речам. Его ораторское искусство, скорее простое, чем элегантное, было наиболее убедительным и эффективным. Предание повествует, что, когда он служил Мессу у алтаря, из-за внутреннего пыла, буквально разжижался в обильном поту, а во время возвышения хостии, благоговейная дрожь сотрясала все его тело. Кости его чувствовали, как разбиваются вместе с преломляемым в Евхаристии Иисусом. Говорили, что во время проповеди, над его головой витал белый голубь, как свидетельство того, что произносимые им слова – вдохновлены Святым Духом. Этот голубь стал неотъемлемым атрибутом его иконографии.

Когда граждане Сиены снова отказываются от верности Святому Престолу, Амвросий добивается для них прощения во второй раз. Примерно в это время ему предлагают стать епископом в своем родном городе, но он смиренно отказывается от этого поста.

В 1266 году Карл Анжуйский вторгается в южную Италию. В битве при Беневенто (26 февраля 1266 г.) Манфред терпит поражение и погибает. Конрадин, сражавшийся за юг Италии после смерти Манфреда также терпит поражение при Тальякоццо (1268 г.). Предатели передают его Карлу Анжуйскому, который казнит его, не смотря на вмешательство Амвросий, который находился тогда в Неаполе с миротворческой миссией и пытался спасти Конрадина, которого он ранее примирил с папой Климентом IV. Карл становится королем Сицилии.

Амвросий посвятил себя проповеди Восьмого крестового похода, состоявшегося в 1270 году, а в следующем году, Орден и новоизбранный папа Григорий Х, призывают его в Рим, чтобы возобновить преподавание теологии в доминиканском монастыре Санта-Сабина, в коллегиуме, над созданием которого несколькими годами ранее трудился св. Фома Аквинский. Во время войн занятия там были приостановлены. Предполагается, что Амвросий был также Магистром Священного Дворца в это время, но в официальном списке Магистров его имя отсутствует (также как и Фомы Аквинского, и Альберта Великого).

После смерти папы Григория Х (в 1276 г.) Амвросий удаляется в один из монастырей Ордена, откуда его вызывает папа Иннокентий V (то есть – Петр де Тарантезе, его собрат по Ордену) и посылает его в качестве своего легата в Тоскану, чтобы установить мир между Флоренцией и Пизой, а также между Генуей и Венецией – еще одной парой соперников в Италии.

Вернувшись в Сиену, он служит и проповедует в своем родном монастыре. Его жизнь оборвалась неожиданно, во время проповеди 20 марта 1286 года, во время Великого Поста, в которой он ревностно клеймил пороки ростовщиков. В этот момент, от перенапряжения, вена в его груди разорвалась в двух местах. Было ему тогда 66 лет.

Его биографы представляют его как полного совершенного смирения монаха, страстного проповедника и любителя поэзии. Его проповеди были собраны, но не сохранились.

Благодарные граждане Сиены провозгласили его покровителем своего города, и уже с 1288 года отмечали его праздник. Правительство республики выделило сумму на возведение часовни при церкви Сан-Доменико, в которой упокоились его реликвии. На фасаде кафедрального собора Сиены была установлен его бюст с макетом города в руках.

Папа Гонорий IV инициировал процесс беатификации, а Евгений IV своим апостольским бреве от 16 апреля 1443 года разрешил отмечать его праздник в Сиене и Римской провинции Ордена (право это было распространено на весь Орден папой Григорием XV в 1622 году).

26 февраля 1597 года папа Климент VIII включил запись о нем в Римский мартирологий: «В Сиене блаженный Амвросий Санседони, священник Ордена Проповедников, который был учеником святого Альберта Великого и, хотя и был человеком сведущим в учении и проповеди, показал себя в то же время простым для всех».

Неутомимый борец с безнравственностью

Джан (Джованни) Франческо Каррери родился в Мантуе, в северной Италии, между 1420-1425 годом, в знатной семье. В детстве, из-за красоты тела и доброты сердца, он казался ангелом, из-за чего также в юности был подвержен многим плотским искушениям, которые всегда мужественно преодолевал, с помощью Божьей благодати. Приняв решение стать монахом, он попросил Господа открыть ему свою волю, и вот однажды, войдя в церковь Сан-Доменико в Мантуе, он был так очарован тем, как братья пели псалмы во время вечерни, что сразу же решил стать доминиканцем.

При вступлении в Орден, он принял имя Маттео. Он был принят в монастырь Санта-Мария-дельи-Анджели, недалеко от своего родного города. Был весьма ревностным послушником, так что отцу-магистру не раз приходилось умерять его чрезмерное рвение. Приняв рукоположение, он сам стал магистром послушников, и исполнял это служение многие годы. Молитва, неустанное изучение Святого Писания и покаянные практики были теми верными средствами, с помощью которых он неустанно совершенствовал и преумножал, полученный талант проповедника. Всеми силами он поддерживал реформу Ордена, начатую блаженным Раймондом Капуанским.

Став странствующим проповедником, он нес слово Божье, полное духовного очарования. Ломбардия и Тоскана были потрясены его пылким словом и множественными чудесами, которые сопровождали его проповеди. Многих заблудших он привел на путь истины. Тайна Страстей Христовых были точкой опоры для его духовности и пылкой проповеди.

Однажды, возвращаясь из Рима, где он праздновал юбилей середины XV века, провозглашенный папой Николаем V, он прибыл в Пизу, чтобы потом отправиться на корабле в Геную. Судно было нагружено паломниками и всякими товарами, став желанной добычей, для алжирских корсаров, взявших его на абордаж. Ограбив судно, капитан корсаров отпустил пассажиров, кроме двух женщин – матери и ее дочери, намереваясь продать их в рабство в Алжире. Но, как передает нам эту историю брат Керубино да Фабриано, который был свидетелем этого происшествия, «брат Маттео умолял варвара освободить двух женщин, не испугавшись угроз корсара, который сначала освободил мать и, по молитвам монаха, который предложил ему в рабство самого себя, также освободил и дочь, и даровал свободу всем пленникам».

Переехав в Сончино, возле Кремоны, Маттео провел реформу в тамошнем монастыре Сан-Джакомо, и стал духовником блаженной Стефании Квинсани в годы ее юности, направив ее, на путь евангельского совершенства. Он предсказал, что она станет его «духовной наследницей». Через два года после его смерти Стефания присоединилась к сестрам Третьего Ордена в Креме (провинция Кремона) и тринадцать лет спустя основала монастырь Сестер покаяния в Сончино, которым руководила до самой смерти.

В 1456 Маттео приехал в Виджевано (провинция Павия) в монастырь Сан-Пьетро-Мартире (св. Петра Мученика), в котором служили отцы-доминиканцы из реформированной конгрегации Ломбардии. Позднее, в конце 1520-х годов в этом монастыре пройдет свой новициат молодой Микеле Гислиери. Все граждане города высоко ценили брата Маттео как настоящего апостола Евангелия, восхищаясь его страстью к истине, милосердию и святости. Эта страсть повелела ему вступить в борьбу за нравственные устои в городе. Речь шла об уличных музыкантах, которые на ярморочном рынке Сан-Марко развлекали молодых людей музыкой и танцами, которые считались непристойными. Городские Статуты Виджевано предусматривали две ежегодные ярмарки, свободные от пошлин, каждая из которых длилась неделю. Одна ярмарка проводилась за неделю до 25 апреля, т.е. праздника св. Марка; другая – на неделе 4 октября, на праздник св. Франциска.

И вот, брат Маттео, предупрежденный о распущенных нравах музыкантов, вышел из монастыря на площадь, где царило безудержное веселье, и вооружившись палкой, начал прогонять виновников разврата, чем вызвал негодование некоторых офицеров герцога Галеаццо Марии Сфорца, который как раз находился в замке Виджевано. Герцог вызывает к себе монаха для дачи объяснений.

Двое оруженосцев герцога сопроводили монаха во дворец через новые врата, где кипели строительные работы. Маттео огляделся по сторонам и увидел огромную центральную часть замка, построенную Лукино Висконти, Роккафорте-ди-Бельрегардо, то есть старую крепость, и соединяющею их, величественную эстокаду. Сам герцог Галеаццо, выйдя на встречу брату Маттео, был уверен, что сумел произвести на него впечатление своим величием, и повелел ему восхищаться «могуществом Сфорца». На это смиренный монах ответил, что могущество правителей – это справедливость. Галеаццо запнулся, вспомнив, что на месте, где был построен замок, ранее стояли дома простых горожан, которые Лукино Висконти купил по нотариальным контрактам, которые так и не оплатил. Галеаццо молчал, и брат Маттео, приняв инициативу, убедил герцога, что долг властителя – следовать нравственному закону ради общего блага.

Милосердие вело брата Маттео к тому, чтобы стать посредником благодати Бога, который по молитвам святого монаха творил чудеса. В Виджевано задокументированы два чуда: одно - исцеление ребенка, обожженного кипящим маслом, сына Алиоло Гравалона, торговца и члена Генерального совета общины Виджевано; другое чудо произошло с Антонино Феррари, известного как Бергамино, который мгновенно излечился от прогрессирующей кровопотери.

Незадолго до смерти, Маттео, молясь перед распятием в церкви Сан-Пьетро-Мартире, пережил мистический опыт. Он возжелал вкусить несколько капель Страстей Спасителя и получил желаемое. Ему явился Распятый и пронзил его сердце острым копьем, заверив его в скором получении награды.

Согласно преданию, Маттео попросил у своего настоятеля разрешение умереть, и мирно почил, получив такое согласие.

Это произошло 5 октября 1470 года. Все жители Виджевано стекались к доминиканскому монастырю, чтобы почтить «блаженного» Маттео. В 1482 году папа Сикст IV разрешил воздавать ему почтение как блаженному на местном уровне, согласно рескрипту от 8 февраля 1482 года отца Сальво Кассетты, генерального Магистра доминиканцев. Нетленные останки блаженного были извлечены из общего монастырского склепа и перенесены под первый алтарь у левого входа в церковь Сан-Пьетро-Мартире в Виджевано. Окончательно его культ утвердил папа Бенедикт XIV в 1742 году.

No Comment

Отправить комментарий