3 января

1/03/2011, No Comment

Вспоминаем блаж. Стефанию из Квинцано, деву

На севере Италии, всего в 30 км от города Брешия, в честь которого названа целая провинция страны, располагается небольшое поселение — Квинцано. Удивительно, что оно было известно ещё во времена Древнего Рима! Однако с падением империи Квинцано было позабыто, хотя здесь происходило много очень интересных событий. Природа городка, как и его история, поражает воображение! Селение омывается сразу несколькими реками, что не только давало Квинцано преимущества с точки зрения торговли или производства ремесленников по сравнению с другими небольшими городами, но и украшало это место живописными пейзажами. Сегодня мы с вами начнём удивительную историю именно с этого небольшого города, только не в нашем времени, а в далёком XV веке! Итак, отправляемся в чудесное путешествие на много веков назад!

Радость семьи

В далёком 1457 году в нашем прекрасном городе Квинцано жила семья бедных фермеров, Лоренцо и Савии Сциани. Дела их фермы шли достаточно плохо, и зачастую это приводило супругов в отчаяние. Однако семья Сциани не теряла надежду на лучшее и всегда полагалась на Бога. Супруги были глубоко религиозными людьми: старались соблюдать заповеди Христа, регулярно посещать церковь и помогать ближним. За их благодетельную жизнь Господь послал Лоренцо и Савии дочь— маленькую, прекрасную девочку, которая стала отрадой для супругов. При крещении малышка получила имя Стефания.

Квинцано, старинная фотография

Девочка росла спокойной и кроткой. С ранних лет она любила уединение в молитве дома или же в церкви, куда она ходила вместе со своими родителями на богослужения. Не забывала малышка и помогать семье: её часто видели подолгу работающей в поле, где юная Стефания училась трудолюбию, что в будущем будет иметь для девочки колоссальное значение.

Первые шаги в Орден

Отец девочки, Лоренцо, как уже говорилось выше, был человеком набожным и глубоко религиозным. В определённый момент ему показалось мало того, что он старался по мере возможностей исполнять заповеди Христа в мирской жизни. Было у Лоренцо горячее желание - вступить в Орден Доминиканцев. Однако он был человеком женатым, имел детей и не мог бросить всё, чтобы стать монахом. Потому Лоренцо вступил в Третий Орден Проповедников, членами которого являются до сегодняшнего дня миряне. Для осуществления этой своей важной цели, отец Стефании отправился в город Сончино, который расположен совсем недалеко от Квинцано. В этом городе когда-то давно находился монастырь доминиканцев, которые руководили и Третьим Орденом. Сегодня от обители осталась лишь прекрасная церковь Сан-Джакомо.

церковь Сан-Джакомо, вид снаружи 

К слову, церковь не изначально принадлежала доминиканцам: она пережила за свою многовековую историю, немало ужасных событий и переходила из рук представителей одного ордена в руки другого. И лишь в 1458 году, спустя всего год после рождения Стефании, церковь Сан-Джакомо стала доминиканской. Монахи сразу после этого принялись за строительство новой обители. К моменту вступления Лоренцо в Третий Орден, около церкви Сан-Джакомо уже процветал прекрасный монастырь.

Церковь Сан-Джакомо, вид изнутри

Когда глава семейства Сциани ездил в обитель Проповедников, он брал с собой свою дорогую дочь, Стефанию, которая в те времена была очень юная. Девочка ещё не до конца понимала важность для своей судьбы этих визитов в обитель Сан-Джакомо, однако такие путешествия Стефании очень нравились и приносили радость, оставляя девочку под огромным впечатлением.

Фрагмент монастырского клуатра

Однажды после богослужения в церкви монастыря Стефания повстречала удивительного человека — одного из братьев обители — фра Маттео Каррьери. Он прославился в свое время многочисленными подвигами ради Христа и даже во время своего путешествия на корабле уговорил пиратов, захвативших судно, отпустить на свободу всех пленников, которых они хотели продать как рабов. Также фра Маттео был известен тем, что во время молитв на его теле появлялись раны, подобные Христовым во время крестных страданий. Многие добрые дела, усердная проповедь Слова Божьего сделали брата Маттео ещё при жизни известным святым человеком. Именно его и повстречала юная Стефания в церкви монастыря.

Блаженный Маттео Каррьери, гравюра

Поговорив с монахом, девочка почувствовала великую благодать, озарившую её душу. В конце беседы Каррьери сказал Стефании, что она станет его духовной наследницей, однако девочка ещё не понимала значения таких слов. Спустя много лет, Стефания не раз вспомнит эту фразу. Фра Маттео с тех пор стал духовным наставником для юной Стефании: девочка вместе с отцом регулярно ездила к нему на уроки катехизации. До самой кончины Каррьери был замечательным духовным наставником и отцом для Стефании, благодаря ему девочка узнала многое о Доминиканском Ордене, о святых проповедниках, которым она всей душой хотела подражать. И Господь не оставил без внимания желания девочки.

Фрагмент монастырского сада

Невеста Христа

С тех пор, как Стефания начала обучаться у фра Маттео катехизесу, она стала более внимательно относиться к молитве. В душе ещё совсем юной девочки росло великое желание посвятить свою жизнь служению Господу. Спустя некоторое время девочка во время искренних молитв стала наблюдать чудесные видения доминиканских святых. Однако самое прекрасное видение ждало Стефанию впереди. В последующем чудесном опыте, в 1464 году, когда девочке было всего 7 лет, ей явился Сам Христос в сопровождении Девы Марии и святых Доминика, Фомы Аквинского, Екатерины Сиенской. Господь милостиво взглянул на Стефанию и преподнес ей обручальное кольцо, надев его на палец девочки. После этого видение исчезло. Так произошло чудесное обручение юной Стефании Господу, и она навеки стала невестой Христа. В тот же день девочка, стоя на коленях перед распятьем, принесла Господу обеты целомудрия, бедности и послушания, которые она сохранит в течение всей своей жизни.

Вступление в орден

И вот Стефании исполнилось уже 15 лет. В те далёкие времена подобный возраст был уже достаточным для самореализации человека, и потому девушка решила начать зарабатывать на жизнь. Она переехала в город Сончино и устроилась работать горничной к знаменитому местному врачу Джованни Саббадини. Поначалу Стефания сомневалась, стоит ли ей вступить в Орден Доминиканцев. В закрытый женский монастырь она пойти не могла, так как Стефания практически не имела приданного, положенного отдавать в обитель при вступлении туда девушки. Единственным решением было вступить в Третий Орден мирян. Все сомнения Стефании разрушились трагическим событием, которое сильно потрясло девушку: скончался её духовный наставник Маттео Каррьери. Девушка не присутствовала в монастыре в момент его смерти, однако сразу после кончины, по некоторым свидетельствам, фра Маттео явился Стефании в сонном видении, благословил её и утвердил душу девушки идти по пути служения Богу. Когда именно юная Стефания вступила в Третий Орден Доминиканцев неизвестно, однако, согласно данным некоторых историков, это произошло в 1473 году. Девушка снова дала Господу торжественные обеты уже в монастыре Сан-Джакомо в Сончино. С тех пор начался сложный, однако очень интересный период в жизни юной Стефании.

Новая жизнь

Примерно со времени вступления в Орден Стефания начала переживать до сих пор невиданные, незнакомые для себя явления: экстазы. Во время искренних, горячих молитв ко Христу, во время которых Стефания не раз вспоминала страдания Господа на кресте, стараясь сострадать Ему, душа девушки будто бы уносилась куда-то далеко от тела, испытывая небывалую радость и счастье. Это удивительное состояние было характерно для многих святых людей. После возвращения в реальность Стефания стала замечать на своём теле раны, подобные ранам Христа, которые Он получил во время своих страданий. Свидетельство о стигмах Стефании сохранились до наших дней и их наблюдали многие люди, которые окружали девушку. Несмотря на то, что к «женским» стигмам тогда относились скептически, духовным особам пришлось признать раны Стефании необычного происхождения. Стефания испытывала появление стигм в течение всей дальнейшей своей жизни. Безусловно, эти раны болели и кровоточили, однако Стефания за все благодарила Бога, ведь Господь позволил ей хоть немного стать участницей его страданий на кресте за нас грешных.

Непрестанное покаяние

После вступления Стефании в Орден Доминиканцев, жизнь девушки стала более исполненной молитвами и покаянными практиками. Стефания почти круглый год придерживалась строгого поста, ходила в самой бедной одежде. По свидетельству историков, Стефания не отличалась красотой в чертах лица, однако она имела пышные длинные волосы, которые очень украшали девушку. Стефания, чтобы не гордиться этой красотой, коротко остригла свои чудесные волосы, покрывшись велоном. Однажды, когда девушку одолевали греховные мысли, она бросилась на телегу с шипами, которая стояла неподалёку от её дома. Шипы сильно ранили её тело, однако Стефания воспринимала случившиеся как орудие, с помощью которого можно побороть греховные мысли и намерения. Девушка всё же переживала из-за того, что порой её посещали помыслы от лукавого. И Господь, дабы успокоить Стефанию, послал ей удивительное видение во сне. Девушка увидела, что её окружают ангелы, которые обвязали талию Стефании грубой верёвкой, после чего крепко стянули последнюю да так, что Стефания громко закричала от боли не только во сне, но и наяву. После такого удивительного видения греховные мысли всё реже посещали девушку.

Основание монастыря

Стефания с ранних лет проявила себя как человек милосердный, способный прийти на помощь каждому, кто окажется в беде. Когда Стефания посвятила себя религиозной жизни, она стала больше обращать внимание на обездоленных, больных и нищих, которым блаженная помогала изо всех сил. Однако идея создать общину сестёр Третьего Ордена Стефании пришла не сразу. Какое-то время она путешествовала по Италии, смотрела на то, как живут различные общины мирян – доминиканцев. Вернувшись из путешествия, Стефания ещё более утвердилась в желании создать подобную общину сестер, которые бы помогали больным, давали милостыню нищим и творили иные дела милосердия.

Сейчас подобные монастыри существуют в большом количестве, где сестры-доминиканки в открытых обителях посвящают себя служению Богу и ближним. Однако в те времена таких монастырей насчитывалось очень мало. В далёких XV-XVI веках женщины, которые желали посвятить жизнь Господу, по мнению общества и духовенства, должны были уходить в закрытый монастырь, окружённый высокими стенами, где сестры даже во время богослужений отделены от мирских прихожан толстой решёткой-клаузурой. Так за решёткой и воротами обители проходила вся жизнь монахини. Стефания же была инициатором создания новых обителей, где сестры могли быть открыты миру, спасать свои души не только молитвами, послушанием по монастырю, но и помощью другим людям. Идею Стефании одобрили не сразу. Однако это произошло не только из-за новаторства будущей блаженной. Стефания горячо поддерживала взгляды на тот момент популярного доминиканского проповедника фра Джироламо Савонаролы. Последний проповедовал достаточно мудрые идеи, старался привлечь народ к исполнению заповедей Божьих, однако его вражда с Папой Александром VI обернулась сначала многочисленными санкциями против проповедника, а после и сожжением его на костре.

Изображение бл. Стефании, гравюра

Когда 17 февраля 1497 года Папа Александр VI Борджиа запретил Савонароле проповедовать, Стефания выразила сожаление по поводу несправедливых обвинений и клеветы против фра Джироламо. Сохранились слова Стефании по этому поводу: «горе тому языку, который будет злословить о нем».

Такая позиция Стефании относительно Савонаролы не очень понравилась некоторым представителям знатного общества и высшему духовенству. Потому Стефании отказали в разрешении построить монастырь и основать общину сестёр. Второе прошение в 1507 году было принято на рассмотрение. Однако уже к 1518 году недалеко от города Сончино был построен небольшой женский монастырь сестер Третьего Ордена. Монастырь был посвящён св. Павлу и св. Екатерине Сиенской. Обитель за достаточно короткое время наполнилась насельницами, которые подобно Стефании желали служить Богу и ближним. Многие благие дела были совершены Стефанией и её сподвижницами в стенах обители Сан-Пауло и за его пределами.

Переход в Вечность

За годы своей достаточно долгой жизни Стефания совершила много дел милосердия, помогла огромному количеству бедных и обездоленных, не раз испытала экстазы и стигмы во время молитв. Со временем Бог стал открывать ей и будущее, что сделало Стефанию пророчицей некоторых важных событий. Блаженная была и мудрой наставницей не только для сестёр обители, в которой она была первой настоятельницей, но и для людей, которые приходили в монастырь Сан-Пауло, чтобы получить совет сестры Стефании. По преданию за мудрым словом блаженной обращались такие знаменитые личности, как Анджела Меричи, которая в последствии основала общину сестёр (Урсулинок), занимавшуюся обучением девочек из бедных семей; также здесь мы можем отметить блаженную Осанну Мантуанскую, много потрудившуюся для Ордена Проповедников. Все эти знаменитые личности просили помощи у Стефании несмотря на то, что она была не обучена грамоте и до конца жизни не умела писать. Однако блаженная настолько хорошо знала Священное Писание и учение святых отцов, что могла смело участвовать в теологических спорах. И до сегодняшнего дня Стефания считается покровительницей теологов.

С годами здоровье Стефании стало ухудшаться, чему способствовали многочисленные подвиги.

В конце 1529 года самочувствии блаженной резко ухудшилось, и она за несколько недель предсказала день своей кончины. Блаженная Стефания скончалась 2 января 1530 года на восьмом десятке своей жизни. Перед смертью Стефания произнесла евангельские слова Христа на кресте: «In manus tuas Domine, commendo Spiritum Meum!» (В руки Твои, Господи, предаю дух мой). На похороны блаженной пришло множество горожан, которые со скорбью провожали Стефанию в последний путь. Могила блаженной стала местом паломничества сразу после кончины Стефании. Она не оставляла просящих помощи и сестёр своей обители после смерти. Многие чудесные события произошли по молитвам блаженной.

Реликвии Стефании несколько раз переносились из одного места в другое, а сегодня они похоронены в церкви монастыря Сан-Джакомо, где блаженная начинала свой путь в Ордене Доминиканцев.

Беатификация

Несмотря на то, что почитание блаженной Стефании началось сразу после её кончины, процесс беатификации продолжался достаточно долго, на протяжении нескольких веков. Дело о беатификации то возобновлялось, то прекращалось. В конце концов процесс пошёл быстрее только в XVIII веке. Наконец, Папа Бенедикт XIV 14 декабря 1740 года провозгласил Стефанию блаженной.

Иконографическое изображение бл. Стефании

Заключение

История жизни блаженной Стефании несёт в себе не только множество интересных событий, но и пример для каждого сознательного христианина. Когда мы творим дела милосердия, служим Богу ждём ли мы какой-либо награды? Есть те, кто делает это ради искренней любви ко Христу, однако некоторые ожидают различные награды: здоровья, удачи в мирских делах, богатства или славы. Однако стоит ли исполнять заповеди Христа лишь ради награды? Ответ на этот очень важный вопрос мы найдём в житии блаженной Стефании. Однажды, уже в конце земного пути, Стефания удостоилась дивного видения: явился блаженной сам Христос в чудесном свете и сказал, обращаясь к ней: «Дочь, ты отдала Мне жизнь, подчинила Мне свою волю, какой награды ты хочешь?»; «Я не хочу никакой другой награды, кроме Тебя», — со смирением ответила Стефания. Когда в сердце пылает горячая любовь ко Господу, то никакие награды за добрые дела не могут быть больше, чем ощущение близости Христа, которому блаженная Стефания молится за нас грешных …

Молитва

Боже, Ты позволил блаженной Стефании соучаствовать в страданиях Христовых, по ее примеру и заступничеству дай нам уподобиться образу Сына Твоего, живущего и царствующего с Тобою в единстве Святого Духа, Бога, во веки веков.

Также в этот день отмечаем воспоминание Пресвятого Имени Иисуса

От самых истоков нашего Ордена многие братья, в своей духовной жизни отличались особым почитанием «сладчайшего Имени Иисуса». После II Лионского собора (1274 г.) папа Григорий Х поручил доминиканцам особую заботу о распространении культа Пресвятого Имени Иисуса. Этому очень поспособствовал блаженный Иоанн Верцельский († 1283 г.), тогдашний генеральный магистр Ордена. Деятельность доминиканцев, поддержанная новыми формами благочестия со стороны францисканцев, достигла апогея в XIV веке, благодаря деятельности и писаниям знаменитых проповедников, прежде всего бл. Генриха Сузо († 1366 г.). Особенно много для распространения этой благочестивой практики, сделал своими проповедями францисканец, св. Бернардин Сиенский († 1444 г.). Также развитию культа помогло возникновение Братств Пресвятого Имени Иисуса, чему в большой мере способствовали доминиканцы по особому настоянию пап, начиная с Пия IV.

Сегодняшнее воспоминание имеет собственные литургические тексты, начиная уже с XIV века. С течением времени оно ещё больше распространилось в литургии Церкви: с1530 года оно появляется у францисканцев, а под конец XVII века у нас. В 1721 году в Римском календаре уже был праздник Обрезания Господня (1 января), во время которого также вспоминалось наречение Пресвятого Имени Иисуса. После последней календарной реформы этот праздник уступил место торжеству Марии Богородицы. «В этот день также вспоминается наречение Пресвятого Имени Иисуса» (общие нормы литургического года и календаря №35). Однако ещё сохранились некоторые вотивные мессы о Пресвятом Имени Иисуса (Римский Миссал). Также можно использовать нынешнее вотивное воспоминание при праздновании престольного праздника своего храма.

Молитва

Боже, Ты поставил Своего Единородного Сына спасителем человеческого рода и повелел дать Ему имя Иисус. Соделай, чтобы мы на небе наслаждались созерцанием Того, чье пресвятое имя чтим на земле. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

No Comment

Отправить комментарий