30 апреля

4/30/2010, No Comment

Вспоминаем св. Пия V, папу.

Аскет на папском престоле

В тёплый весенний вечер в Вечном Городе Риме воцарилось затишье. Все горожане: богатые, бедные, дворяне, простолюдины, духовенство со скорбью и уважением ожидали перехода в Вечность одного из Понтификов Римского Престола. Долгая и мучительная болезнь истощила Папу, он чувствовал, что скоро умрёт. За несколько часов до смерти около постели Понтифика собрались кардиналы. Кто-то из них очень скорбел о том, что Папа умирает, унося с собой эпоху благополучия и строгой дисциплины в Церкви. А некоторые наоборот радовались, ведь Понтифик был категорически против роскоши при папском дворе, строго относился к курии, высокая порядочность и нравственная чистота, любовь к Богу и исполнение христовых заповедей были для него превыше всего. Обратившись к кардиналам, Папа произнес: «Рекомендую вам святую Церковь, которую я так любил! Постарайтесь избрать вместо меня ревностного преемника, который ищет только славы Господа, у которого нет никаких других интересов, кроме чести Апостольского Престола и блага христианства». Эти слова были последним искренним признанием в невероятной любви к Церкви, ради которой Понтифик очень много потрудился. Спустя несколько минут Папа скончался... Умер человек... Но ведь такое происходит каждый день... Однако со смертью этой незаурядной личности закончилась целая эпоха для Церкви, которая навсегда ярко запечатлелась в истории. В данной статье мы расскажем об одном из лучших Понтификов Папе Пии V.

Начало жизненного пути

Боско Маренго

Антонио Гислиери, так будущего Папу назвали при крещении, родился в Боско. Годом его рождения считается 1504. В то время Боско был небольшой деревней, принадлежавшей Миланскому герцогству, которое имело огромное влияние на Италию. Будущий Понтифик был рожден в семье Паоло и Доминины. Семья была бедной, однако принадлежала древнему дворянскому роду Гислиери, изгнанному из Болоньи во время гражданской войны. Мальчик воспитывался в очень скромных условиях, потому высокомерие и любовь к богатству не были присущи будущему Папе. Несмотря на бедность семьи, родители старались дать своему сыну хотя бы начальное образование, иногда отдавая на это последние сбережения. Юный Антонио был очень способным к учебе и с большим усердием, интересом изучал преподаваемые ему науки. Паоло и Доминина привили своему сыну искреннюю любовь к Богу, часто читали мальчику Священное Писание, говорили с ним о Христовых заповедях. Кто бы мог подумать в начале 16 века, что в маленькой, тихой деревне, в бедном небольшом доме растет будущий Папа Римский, многое изменивший к лучшему в Церкви.

Доминиканский Орден

Виджевоно

Юный Антонио был очень набожным человеком. Ещё в раннем возрасте проявилось его стремление к религиозному служению. Но приход подростка Антонио в монастырь, вероятно, был обусловлен и тем, что родители будущего Папы из-за бедности не могли обеспечить сыну полноценную жизнь и получение хорошего образования. В средневековье нередко благочестивые родители из-за проблем в семье, в том числе и материальных, могли отдавать своих детей в монастырь на учёбу. Однако, привыкшие к укладу монастырской жизни, подросшие дети часто оставались в монастыре навсегда.

Так и четырнадцатилетнего Антонио родители привели в доминиканский монастырь города Вагера. Здесь прошло первое время послушничества будущего Понтифика. В 1519 году Антонио был отправлен в доминиканский монастырь города Виджевоно. В этой обители он принял монашеский постриг с именем Михаил (в итальянском варианте Микеле). На момент принятия монашества ему было только 15 лет.

Духовное образование

В первые годы монашества фра Микеле получал духовное образование в доминиканском монастыре, где он принял постриг. Его преподаватели были очень довольны успехами своего ученика: живой ум молодого монаха, его изобретательность, красноречие, великолепная память, в то же время любовь к молитве, строгость жизни не могли остаться не замеченными начальством монастыря. Потому брат Михаил настоятелем обители был направлен на учёбу в Болонский Университет. Здесь на теологическом факультете в те времена учились многие талантливые религиозные деятели, некоторые из них стали знаменитыми и вошли в историю.

Педагогическая деятельность

После окончания Болонского Университета фра Микеле был рукоположен в священники кардиналом Инокенцо Киби. Это произошло в городе Генуе в 1528 году.

Основным послушанием образованного монаха стала преподавательская деятельность. Первые годы служения фра Микеле после обучения в университете были посвящены обучению молодых доминиканцев теологии , которую он преподавал в доминиканских монастырях городов Павии, Альбы и Виджевано. С 1528 по 1544 год он также преподавал философию в университете города Павии и некоторое время был даже профессором богословия в университете Болоньи. Карьера монаха как учёного-теолога шла в гору, так как брат Михаил имел дар к преподаванию: он умел красноречиво и понятно объяснять нужные темы студентам, которые любили и уважали своего преподавателя.

Должности в Ордене

Педагогическая деятельность монаха Михаила сопровождалась и участием его в жизни Доминиканского Ордена через назначения на различные должности: в монастыре города Виджевано он был какое-то время настоятелем, затем фра Микеле был назначен настоятелем доминиканского монастыря в Сончино, потом в Альбе и, наконец, снова в Виджевано. Монастырь последнего города был любимым для будущего Понтифика, ведь здесь он принял постриг и дал обеты перед Господом, которые он сохранил до конца своих дней.

В годы настоятельства в различных монастырях Ордена брат Михаил часто выезжал за пределы обителей, чтобы осуществлять пастырское служение, проповедовать, что он делал с большим успехом, и разрешать религиозные споры в некоторых провинциальных отделениях. В июле 1539 года его временно отправили наблюдать за реконструкцией доминиканского монастыря на острове Сант-Эразмо в Венеции.

А в 1542 году монах был избран настоятелем провинции Ломбардия и занимал эту должность в течение нескольких месяцев до своего вступления в Святую Инквизицию. Ко всем назначениям на определенные должности фра Микеле относился очень серьезно, выполняя возложенные на него обязанности с усердием ради Христа.

Церковная карьера

Ответственное отношение фра Михаила к послушанию на различных должностях в Доминиканском Ордене не могло не привлечь внимания вышестоящих духовных лиц, которые по достоинству оценили заслуги монаха и стали помогать ему продвигаться по церковной карьере.

11 октября 1542 года он был назначен инквизиторским викарием Павийской епархии, получив таким образом первое задание в деятельности, которой он посвятил бы всю свою жизнь до самой смерти, потому что монах очень ревностно относился к защите Церкви от нападений еретиков, с деятельностью которых боролась инквизиция.

На следующий год в городе Парме фра Микеле обнародовал публичные заключения провинциального капитула, состоящий из тридцати шести тезисов против лютеранская ереси, которая в те годы распространялась по всей Европе.

За примерный образ жизни, великую нравственность, которой монах Михаил отличался от многих, бескорыстное и чистое служение Богу фра Микеле был назначен инквизитором в Комо, что произошло в 1550 году, а затем, по указанию Папы Юлия III, он стал инквизитором в Бергамо. На долю деятельности фра Микеле в качестве инквизитора выпало нелегкое время, когда по Италии распространялись различные ереси, в том числе лютеранская, однако инквизитор успешно боролся с влиянием еретиков с помощью проповедей, убеждений и молитвы. Возможно, именно поэтому учения лютеран в конечном итоге не получили большой поддержки на итальянских землях.

Служение епископа

Церковные власти сочли монаха Михаила достойным сана епископа, так как о деятельности доминиканца как инквизитора, проповедника, настоятеля монастырей, хорошего педагога многие знали.

Фра Микеле был рукоположен в епископы 14 сентября 1556 года кардиналом Джованни Микеле Сарасени, а в следующем году он был назначен титулярным кардиналом базилики Санта-Мария-сопра-Минерва.

14 декабря 1558 года Папа Павел IV назначил не так давно рукоположенного в епископы кардинала Гислиери «Великим инквизитором Священной Римской империи и всеобщей инквизиции» с неограниченными полномочиями. А в следующем году, после смерти понтифика, кардинал Гислиери принял участие в своем первом конклаве. Конклав - это собрание духовных лиц для избрания Папы Римского. Кардинал Гислиери поддержал кандидатуру Джованни Анджело Медичи, который был избран Понтификом с именем Пия IV. Однако новый Папа совсем не был похож на своего предшественника, которого кардинал Гислиери, родевший за высокую нравственность и строгую жизнь духовных лиц, очень уважал. С новым Папой у кардинала начали появляться разногласия. Это привело к тому, что кардинал Гислиери был снят с должности главного инквизитора и получил назначение епископа небольшой епархии Мондови.

Епископ вступил во владение епархией 4 июня 1561 года и думал, что в этой епархии он будет служить до конца своих дней, ведь кардинал не хотел возвращаться в Рим, так как образ жизни и интриги некоторых высших служителей церкви не сочетались с моральными устоями епископа.

Понтифик

Однако служение в епархии Мондови в качестве епископа у кардинала Гислиери продлилось недолго. В 1566 году скончался Папа Пий IV и состоялся новый конклав. И, к большой неожиданности скромного епископа Михаила, он был единогласно избран новым Папой Римским. Это произошло 7 января 1566 года, а церемония восхождения на Престол произошла 17 января того же года - в день 62-летия нового Папы, который получил имя Пия V. Он был 3 доминиканским монахом, удостоенным такой высокой должности в Церкви.

Однако Понтифик на римских кардиналов произвел двоякое впечатление. Это было связано с тем, что новый Папа сразу же уменьшил бюджет своего двора, распустил многих слуг, стал пресекать безнравственность и безответственность со стороны духовных лиц. При том Папа сам вел очень строгую жизнь, соответствуя идеалам настоящего христианина и желал, чтоб все религиозные деятели были подобны ему в исполнении заповедей Христа. Папа с большим вниманием относился к работе кардиналов, часто лично посещая их собрания по религиозным вопросам. Поэтому кардиналам пришлось выполнять свои обязанности с бо́льшей ответственностью и усердием, чем раньше, что естественно послужило на благо Церкви.

Папа и инквизиция

Пий V высоко ценил работу инквизиторов, он сам долго занимал должность генерального инквизитора, и понимал, что без инквизиции не преодолеть всех тех проблем, которые в то время имела Церковь. Понтифик реорганизовал полномочия кардиналов-инквизиторов, что ещё больше способствовало развитию деятельности церковного суда.

В 1571 году Папа основал Священную Конгрегацию Индекса Запрещенных Книг, возложив на нее исключительную задачу обновления списка книг, подвергнутых церковной цензуре. Этот шаг был очень важным в те годы, ведь в Эпоху Возрождения вниманию читателей было предложено огромное количество различных книг, написанных философами и мыслителями, которые нередко были настроены к религии враждебно. Однако слова данных мыслителей были очень убедительными для многих, особенно образованных, людей, которые через подобные книги отпадали от веры.

Во время понтификата Пия V состоялись судебные процессы над гуманистами Пьетро Карнесекки и Аонио Палеарио, которые оба закончились смертным приговором (соответственно в 1567 и 1570 годах). Если сказать кратко, то данные личности были интригантами и большими любителями философии, с помощью которой многие самоуверенные "ученые" и философы Эпохи Возрождения пытались объяснить все вокруг, при этом Бога относя на задний план. Философские искания и глупая самоуверенность собственно и привели их на костёр.

Преобразования в доминиканском ордене

Пий V с большим вниманием относился к доминиканскому ордену, где он начал монашеский путь. По свидетельству современников, Папа всегда под облачением Понтифика носил белую доминиканскую рясу, тем самым подчёркивая свою изначальную принадлежность к этому Ордену.

В 1566 году Папа способствовал строительству доминиканского монастыря Санта-Кроче в Боско-Маренго (это город, основанный на месте той самой деревеньки Боско, где родился Понтифик). Данный монастырь, по его замыслу, должен был стать центром недавно основанного города, а также местом захоронения самого Папы.

Другая деятельность Папы

Понтифик проявлял внимание не только доминиканскому ордену, но и иным орденам. Он благословил францисканскому ордену заложить в Ассизи строительство большой базилики Санта-Мария-дельи-Анджели в память о св. Франциске.

Издав буллу Dum indefessae, Папа дал разрешение на сбор милостыни для поддержки ордена иезуитов.

Проявлял Понтифик и большой интерес к богословским вопросам. Например, 1 октября 1567 г. он опубликовал буллу Ex omnibus afflictionibus, в которой осудил 79 тезисов бельгийского гуманиста Микеле Байо, так как данные тезисы носили еретический характер.

В ноябре 1570 года Папа запретил обсуждать непорочное зачатие Девы Марии. Понтифик многое сделал для борьбы с ересью вальденсов, которые имели достаточно большое влияние в Италии того времени.

Будучи большим любителем искусства, Папа обращал внимание и на развития культуры. Помимо других его заслуг в области поддержания искусства и науки, можно заметить, что Папа увеличил размер прекрасного ботанического сада Рима, где было посажено множество растений из разных уголков мира, доверив уход за садом Микеле Меркати.

Не остался Понтифик в стороне и от развития образования. В 1567 году он основал в Павии благотворительное учреждение для талантливых, но небогатых, студентов, которое до сих пор, благодаря публичному конкурсу, принимает некоторых из лучших студентов Университета Павии, предлагая им высший уровень обучения.

Правительство Папского государства

Важнейшим документом, касающимся управления папскими территориями (землями, которыми владели Папы), была булла Admonet nos, принятая 29 марта 1567 года, в которой провозглашалась неотчуждаемость земель, принадлежащих Церкви. Этот шаг был предпринят из-за многочисленных войн, которые имели место быть в XVI веке, а ведь каждая война связана с разделом территории. Также некоторые "мыслители" того времени намекали, что земли Церкви должны быть отобраны у неё по их мнению.

Папа положил конец периоду, известному как «великое кумовство», который заключался в передаче Понтификом обширных полномочий своим родственникам, что вело к ужасным последствиям, которые сказывались на судьбе Церкви и всей страны.

Переход в Вечность

базилика Санта-Мария-Маджоре

Долгое ответственное служение на благо Церкви с каждым годом все больше забирало сил у Понтифика. Самым большим шагом к скорой смерти для Папы явилась болезнь: гипертрофия простаты, характеризующаяся увеличением glandula prostata. Но глубоко порядочный, высоко нравственный Понтифик из скромности не желал обращаться к врачам по поводу данного недуга. Хоть это заболевание и не является злокачественной опухолью, однако оно быстро может привести человека к смерти из-за нарушения гормонального фона и воздействия расрастающейся ткани железы на близлежащие органы. Папа Пий скончался вечером 1 мая 1572 года. Понтифик скончался в возрасте 68 лет. Перед своей смертью он завещал собравшимся вокруг постели кардиналам всегда ревностно заботиться о благе Церкви и избрать вместо себя достойного приемника на папский престол.

Папа после смерти был похоронен в Ватиканской базилике. А 9 января 1588 г. его останки были перенесены в базилику Санта-Мария-Маджоре в Риме, где они находятся и по сей день.

Канонизация и почитание

В 1616 году Папа Павел V, по просьбе Доминиканского ордена, начал канонический процесс беатификации Пия V.

Однако Пий V был беатифицирован только Папой Климентом X, что произошло 1 мая 1672 года.

В 1695 году по молитвам блаженного Папы совершилось два чуда: исцеление парализованной девушки Маргариты Масси, которая уже долгое время не могла ходить, и исцеление Изабеллы Риччи, которая была на грани смерти из-за преждевременных родов. На основание этих чудес Пий V был канонизирован в базилике Святого Петра 22 мая 1712 года папой Климентом XI вместе с Андреа Авеллино, Феличе Порри и Екатериной Болонской.

Аскет во дворце

Папа Пий является незаурядной, необычной фигурой среди многих представителей Церкви. Он с детства рос в скромных условиях, попав в доминиканский монастырь, снова жил в бедности. Однако, проходя все выше по карьерной лестнице, будущий Понтифик не соблазнился славой и богатством. Но что же могло стать с этим человеком, который вёл очень скромный образ жизни, в Папском дворце, когда он стал Понтификом? Ему открылось множество возможностей: богатство, слава и почести - все было у его ног. Однако Папа, когда-то ещё простым монахом возлюбивший бедность ради Христа, не отрёкся и теперь от своих жизненных устоев. Даже в день своего восшествия на престол, вместо того, чтобы заставлять людей бросать монеты ему под ноги, как обычно это было принято, Пий V предпочел помочь многим нуждающимся людям в Риме, приказав раздать им деньги. Уже будучи папой, Пий продолжал носить бедную доминиканскую одежду, спать на соломенном матрасе, есть простую пищу, а не изысканные деликатесы, строго соблюдать посты, посвящая весь свой день работе и усердной молитве. У этого человека была великая сила духа, с помощью которой Папа устремлял свой взор к Богу, к Небесам, а не на тленые земные богатства. Без условно непросто монахам соблюдать обет нестяжания, живя в бедных монастырях, но как же трудно исполнять этот обет среди роскоши папского двора! Однако Пий V достойно справился с такой нелегкой задачей, несмотря на все соблазны и трудности, которые пришлось преодолеть этому благородному человеку.

Молитва

Боже, Твоим Промыслом Ты воздвиг в Церкви Твоей святого Папу Пия Пятого, чтобы он хранил веру и подобающее Богопочитание; по его ходатайству помоги нам с живой верой и плодотворной любовью участвовать в Твоих тайнах. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

No Comment

Отправить комментарий