Базилика Святой Сабины в Риме

10/29/2018, No Comment

Каждый из христианских храмов уникален по-своему. Одни храмы отличаются прекрасной архитектурой, другие имеют богатую историю, третьи играют важную роль в жизни монашеских Орденов. Римская базилика Святой Сабины объединяет в себе все эти три черты: будучи шедевром раннехристианского зодчества, она находилась в центре многих исторических событий и является главным храмом Ордена Проповедников.

Базилика Святой Сабины в Риме

Находясь на Авентинском холме, на площади Петра Иллирийского, базилика носит название Santa Sabina all’Aventino. Расположенный на берегу Тибра, к юго-западу от Палатинского холма, Авентин по праву считается самым красивым из семи римских холмов. С него открывается великолепный и захватывающий вид на весь Рим, воспетый художниками и поэтами.

Авентинский холм с базиликой Святой Сабины. Старинная картина

Базилика Святой Сабины внешне почти неприметна, но когда оказываешься внутри, всецело погружаешься в удивительную атмосферу, в которой объединились времена от раннего Христианства до наших дней.

У каждого храма, как и у человека, есть своя история жизни: время, сравнимое с детством, когда храм был только построен и радовал всех своей новизной; время жизненного расцвета, когда он приобретал важную роль в истории города; наконец, почтенный возраст, в котором храм, словно умудрённый жизнью старец, может поведать многое о том, что сохранили его стены за долгие века. Базилике Святой Сабины есть, о чём нам рассказать…

История Святых мучениц Сабины и Серапии

Святая Сабина была вдовой сенатора Валентина и дочерью Ирода Металлария. Её обратила ко Христу её рабыня Серапия, которая затем была осуждена и казнена за свою веру. Сабина поместила останки мученицы в семейный мавзолей. Позже она и сама была обвинена префектом Элпидием в исповедании Христовой веры и приняла мученическую смерть в 125 году в городе Виндена, в Умбрии. Впоследствии Сабина и Серапия были причислены к лику Святых.

Святые Сабина и Серапия

В 430 году мощи Сабины были перенесены на Авентинский холм в специально построенный храм на месте, где прежде находился её дом. В крипте базилики и сейчас можно увидеть руины старинного здания. Одна из его сохранившихся колонн находится у стены базилики. Возможно, стены храма были воздвигнуты из тех же камней, которые когда-то использовались для строительства этого жилого дома. Впрочем, здание, руины которого находятся под базиликой, могло также быть раннехристианской титулярной церковью, освящённой в честь Святых Сабины и Серапии. Титулярные церкви – это храмы, построенные вокруг Рима в первые века Христианства и получившие название (tituli) от имени основателя или владельца, который держал их в попечении для Церкви. Сегодня каждому члену коллегии кардиналов в сане кардинала-пресвитера назначена титулярная церковь. Кардиналом-священником с титулом церкви Святой Сабины в настоящее время (с 29 января 1996 г.) является Йозеф Томко.

Постройка храма и его ранняя история

Пётр Иллирийский, священник из Далмации, приехал в начале V века Рим. На деньги, вырученные от продажи своего состояния, он построил новую базилику. Мы почти ничего не знаем о Петре Иллирийском, но, несомненно, он должен был быть весьма обеспеченным человеком с хорошим вкусом.

Строительство началось при Папе Целестине I и продолжалось 8 лет. Базилика была освящена уже при Папе Сиксте III в 432 году. В Liber Pontificalis (Книга Пап) упоминается, что рядом с базиликой был построен баптистерий, который использовался до XIII века, но до нашего времени, к сожалению, не сохранился.

При Папе Григории Великом базилика приобрела особое значение среди римских церквей. В VIII-IX вв. она частично перестраивалась, при этом сохраняя свой первоначальный облик. Из архитектурных элементов, относящихся к девятому веку, стоит отметить мраморный алтарь, кафедру и амвон.

Колокольня была воздвигнута в X веке и перестроена в эпоху Барокко.

Колокольня

В Х веке базилику захватил Альберих II Сполетский и включил её в состав своей неприступной крепости, охранявшей город со стороны реки. Причиной тому послужило её удобное местоположение и непосредственная близость к берегу Тибра. Некоторые из стен этой крепости сохранились до наших дней. Позднее, в Средние Века, крепость перешла в руки благородной семьи Крешенци, а от них – Савелли. Семья Савелли восстановила базилику в 1216 году, построив для себя новый дворец, который располагался с её восточной стороны, где сейчас находится парк.

Раннехристианские элементы в архитектуре храма

Как уже было сказано выше, вход в базилику весьма неприметен. Роскошный фасад, свойственный большинству римских храмов, здесь отсутствует, а главный вход находится в притворе, построенном по подобию античных религиозных сооружений. Ещё один вход, который ведёт в правый неф, представляет собой небольшой портик с тремя высокими арками.

Вход в базилику

В июле 2010 г. во время реставрации портика базилики реставраторами была обнаружена раннехристианская фреска размером 2,8 х 4,3 м. с изображением Мадонны с Младенцем и Святых Петра, Павла, Сабины и Серапии.

Раннехристианская фреска, обнаруженная при реставрации

Главный вход в базилику Святой Сабины предваряет сохранившаяся с начала V века оригинальная дверь из кипарисового дерева. Первоначально она содержала 28 рельефных панно с изображением сцен из Ветхого и Нового Завета. Со временем часть их была утрачена – сегодня можно увидеть лишь 18. Панели деревянной двери базилики – великолепный пример раннехристианского искусства. В течение веков последовательность расположения панелей была нарушена, тем не менее, они прекрасно иллюстрируют историю Спасения, отражённую в Ветхом и Новом Заветах. Наибольший интерес представляет барельеф с распятием на левой верхней панели, которое является одним из самых необычных и самых ранних изображений распятия из когда-либо созданных в христианском искусстве. В первые века Христианства Иисуса Христа обычно изображали либо в образе Доброго Пастыря, либо в сиянии высшей славы с Книгой Жизни в руке. Здесь же Иисус показан находящимся между двумя разбойниками. При этом сам крест в изображении отсутствует.

Изображение распятия на одной из деревянных панелей двери

Войдя в храм Святой Сабины, кажется, словно оказываешься в V веке. Аскетичная, погружённая в полумрак и почти лишённая украшений обстановка помогает отбросить всё суетное и сосредоточиться на созерцании вечного, надвременного. Этому способствуют царящие в храме тишина и покой, не нарушаемые звуками внешнего мира. Здесь иной мир, в котором время течёт иначе, а сердце замирает в восхищении.

Интерьер базилики Святой Сабины

Над входом имеется великолепная мозаичная надпись на латыни, повествующая о истории постройки базилики: «Когда Целестин (то есть Папа Целестин I) получил самую высшую степень апостольского достоинства и сиял во всём мире, как первый из епископов, это чудо создал римский священник родом из Иллирии, Пётр, — человек, который также достойно нёс это имя, потому что человек питается от рождения во Христе, богатый для бедных, бедняк для себя, который избавившись от имущества в настоящей жизни, заслуживает надежду на получение будущей жизни». По обеим сторонам надписи можно видеть фигуры двух женщин, олицетворяющих торжество Церкви над иудейской традицией (слева) и над языческим миром (справа), а также единство Ветхого и Нового Заветов.

Мозаичная надпись над входом

Это классическая трехнефная базилика: стройные ряды колонн, мраморный пол, деревянные балки потолка. Центральный неф церкви украшают 24 колонны, изготовленные из белого мрамора. Исследователи утверждают, что когда-то эти колонны украшали находившийся неподалёку храм Юноны, построенный ещё в IV веке до нашей эры. Зелено-фиолетовый фриз над колоннами, созданный из порфира и серпентина и относящийся ко времени строительства базилики, имеет интересную символику. Не первый взгляд кажется, что он является символичным изображением Гостии и Чаши. Однако, согласно трактовке некоторых историков искусства, на фризе схематично изображены римские штандарты с крестами над ними, что символизирует победу Креста в Римской империи, принявшей Христианство в качестве государственной религии. В конце левого прохода, в восточной части, сохранились элементы фресок пятого века.

Строгая  красота интерьера базилики

Особую атмосферу храму Святой Сабины придают окна, выполненные не из стекла, а из селенита, благодаря чему даже в самые яркие солнечные дни в базилике царит приглушенный свет.

Передача базилики Ордену Проповедников

Святой Доминик понимал: чтобы Орден Проповедников имел поистине вселенский характер, было необходимо основать монастырь также и в Риме – центре Вселенской Церкви.

«Первой его заботой по прибытии в Рим (в 1218 г.) было приискание подходящего места для основания монастыря. У подножия горы Целия, к югу вдоль Аппиевой дороги, против гигантских развалин Каракалловых терм, возвышалась старинная церковь, посвященная святому мученику Папе Сиксту II. Пять других Пап, тоже мучеников, покоились рядом с ним в этой гробнице. К этой церкви, заново переделанной, были пристроены кельи, не вполне еще законченные. (…) Реставрация этого древнего и старинного здания была прервана смертью Иннокентия III. Он предназначил этот монастырь для объединения в нем под одним и тем же уставом слишком свободно живущих в Риме монахинь. Доминик, ничего не знавший об этом, поспешил попросить у Папы эту церковь и этот монастырь. Григорий III устно передал ему их. В течение трех или четырех месяцев Доминик собрал в монастырь св. Сикста около ста монахов. (…) Тем временем Гонорий III вернулся к намерению своего предшественника, желавшего собрать в один монастырь под одним уставом монахинь, живущих в Риме в разных монастырях, и он сообщил об этом Доминику, который лучше всех мог довести до конца такое трудное дело. (…) А вместо монастыря св. Сикста он предоставил ему церковь и монастырь св. Сабины на Авентинском холме рядом со своим собственным дворцом.» (Из книги Анри Лакордера «Жизнь Святого Доминика»)

Итак, в 1218 году базилика Святой Сабины и часть прилегающих к ней зданий были переданы Папой Гонорием III братьям-доминиканцам. Когда Святой Доминик и его братья прибыли на это место, им потребовалось внести изменения в имевшиеся здесь постройки, чтобы приспособить их под монастырь. Официально основанием доминиканского монастыря при базилике Святой Сабины является момент юридической передачи имущества от Папы Гонория III Ордену Проповедников 5 июня 1222 года, хотя братья поселились там уже в 1220 году.

Монастырь Святой Сабины

Жизнь первых доминиканцев в монастыре Святой Сабины

Жизненный уклад первых братьев-доминиканцев в монастыре при базилике Святой Сабины был скромным и простым: они вместе молились, вместе вкушали пищу и спали в общем дормитории. Над входной дверью монастыря, сохранившейся с давних времён, находится картина, написанная в XVII веке. Эта картина описывает историю о том, как однажды Святой Доминик и двое братьев возвращались в монастырь очень поздно после того, как они навещали сестёр из монастыря Святого Сикста. Доминик понимал, что в это время все братья уже спали, и он не хотел беспокоить их просьбой открыть ему дверь. Он взмолился, и Ангел явился ему и его спутникам, сопровождая их в пути по Авентинскому холму до самых дверей обители и тихо открыл дверь. Таким образом, они смогли войти в монастырь, не разбудив никого из спящих братьев.

Картина над входной дверью монастыря

Святой Доминик как Генеральный Магистр Ордена имел свою келью, которая была местом уединения, молитвы и размышления над Священным Писанием. Впрочем, даже имея собственную келью, Доминик почти не пользовался ею, особенно по ночам, когда, по словам свидетелей на процессе его канонизации, он пребывал на молитве, распростершись на полу базилики Святой Сабины среди мраморных плит над захоронениями первых христианских мучеников. Недалеко от этого места находится небольшая гранитная витая колонна с черным овальным базальтовым булыжником на ней, называемым «Камнем Дьявола». Согласно легенде, его метнул в Святого сам Дьявол, но промахнулся.

Камень Дьявола

Во время реконструкции монастыря в XVI веке, келью Святого Доминика было решено сохранить в первоначальном виде, и она почти не претерпела изменений до наших дней. В ней была устроена часовня. В XVII веке Папа Климент IX распорядился расширить вход в эту часовню и декорировать его мрамором.

Часовня в келье Святого Доминика

Помимо кельи Святого Доминика, в монастыре Святой Сабины сохранился капитулярий, где в 1220 году из рук Святого основателя Ордена доминиканский хабит получили будущие апостолы Польши – Святой Гиацинт и Блаженный Чеслав, а также два других брата – Генрих Моравский и Герман Тевтонский.

Святой Доминик облачает Святого Гиацинта в доминиканский хабит

продолжение

No Comment

Отправить комментарий