Из проповеди блаженного Генриха Сузо, Exivi a Patre et veni in mundum, itero relinquo mundum, 2.
Сначала мы сказали – превыше всех чувств. Мы не имеем тут ввиду тех, кто добровольно успокаивая чувства, живут в смертном грехе, а таких, которые со Христом восстают из мертвых и хотят взойти на небеса. Так вот, встречаются люди, которые могут говорить обо всем, и не отдают себе отчет в том, сколько чувственного элемента находится в рассказах о них или в чтениях. Есть рыцари, которые могут только грозиться и люди, которые умеют только рассуждать. Если ты хочешь достичь совершенства, ты должен вознестись превыше чувственного бахвальства и выходок, ты должен для них умереть.
Некий человек очень хотел узнать от Бога, какова Его милейшая воля. Тогда явился ему Христос и сказал: «Поддай чувства своей воле, наложи узду на язык, властвуй над сердцем, ради Меня с радостью переноси всяческие невзгоды. Такова моя воля». Отвернись от образов, которые подсказывают чувства, и обратись к внутренним, и тогда: Signatum est super nos lumen vultus tui, domine – Господи, Ты отметил нас светом лица своего (Пс 4,7).
Некоторые, хотя и с благими намерениями, умножают внешние занятия, так что с трудом находят минутку для отдыха. Как они должны поступать? Когда найдут какой-нибудь свободный от занятий час, путь погрузятся в Бога так глубоко, чтобы в течении этого часа вернули с избытком сорок лет, утраченных по вине чувств, а потом трудились с еще большей пользой. Не так как те, которые могут приблизиться к Богу только при помощи внешних образов, или же заученных, прочитанных или поэтических слов. Пусть ищут дух Божий в своей глубине, в своих глубочайших недрах, в духе, духом пусть ищут Дух, сердцем идут к Сердцу. Ибо милейший Господь так сказал: «Бог есть Дух, и истинные почитатели чтут Его в Духе и истине» (Ин 4,24). Бог понимает язык сердца и убеждение духа, понимает обращенное к Нему внутреннее слово, глубокое, существенное. Дух Марии, её молчаливое присутствие, были для ушей Христа более святой и более глубокой молитвой, чем все слова и жалобы Марфы (Лк 10,39).
Во-вторых, следует вознестись превыше всех натуральных, внутренних и внешних сил. Если бы кто-нибудь мог действительно придти к правильному пониманию этого, и не утратил при этом врожденную силу и способность пользоваться своими силами, было бы это чудом, которого я никогда не видел. Если есть тут такой, пусть выйдет, пусть покажет себя! Этого не достиг сам св. Бернард; хоть и жаловался, что уничтожил свое тело – слугу Божьего. Св. Григорий, свет христианства, тоже нет! Поэтому пусть никто не обманывает самого себя и не воображает себе, что он что-то собой представляет или что-то имеет, что в действительности далеко от него и ему чуждо; если он хочет иметь – должен немного заплатить. Что ничего не стоит – не представляет также никой ценности, кто хочет обрести любовь, должен от нее избавиться. Некий ученик однажды спросил своего учителя: «Дорогой учитель, мы едим и пьем, а нам кажется, что мы этого не делаем». На это учитель: «Дорогой сын, ничего в этом удивительного, все сжигают в нас духовные упражнения, все это идет другим путем». Никакая внешняя сила не имеет столько мощи, чтобы достичь этого, но Бог ведь может дать новую силу. Пшеничное зерно, когда умирает, производит новые зерна и много плодов, но если не умрет, воистину, останется одно; должно сначала умереть для самого себя (Ин 12,24).
Еще над одной силой нужно вознестись; она называется общим чувством. Мы определяем её существование в нас тогда, когда ничего внешнего не видим и не слышим; но и тогда возникают в нас различные образы. Их множество, человек направляет один в одну сторону, другой в другую, раз так, раз иначе, а внутри него возникает по этой причине множество тревог. Все это следует направить к простоте, к чистому Благу, которым является Бог. Некий мастер, при виде огромной, неотесанной глыбы воскликнул: ах, какой чудесный, какой прекрасный образ скрывается внутри неё! Нужно бы его только обработать и отбросить ненужные обломки. Господь ответил: «Если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста» (Иер 15,19). Ах, кто бы все это отделил, отколол и удалил, тот бы обрел самого в себе, чистого Бога.
Третья – сила разума. И над нею человек должен вознестись. Можно встретить таких, которые проявляют огромную активность мышления и так этим гордятся, как будто бы намеривались проникнуть небеса, а – подобно как Аристотель и Платон, которые на удивление постигли многое – основываются исключительно на собственной природе. Те, при всем этом жили весьма добродетельно, хотя это также была их природа. Эти должны с огромной ревностью обуздывать свою природу и внимательно следить за собой. Но существуют также люди очень простые; таковыми являются и таковыми хотят оставаться, все принимают с простотой, а внутри все им удается так легко, как легко печать прилагается к мягкому воску. Увы, такой отпечаток так же быстро стирается и полностью исчезает. Для того чтобы оставить отпечаток на камне – необходим огромный труд, но он тогда и держится крепко, отпорен и быстро не исчезает. Подобным образом происходит и с этими разумными особами.
Отправить комментарий