Из проповеди блаженного Генриха Сузо, Exivi a Patre et veni in mundum, itero relinquo mundum, 3.
В-третьих, следует вознестись превыше всех желаний и силы вожделения. Не имеем тут ввиду людей жаждущих благ преходящих, но таких, которые отдалились от них на сто тысяч миль, которым они чужды. Не думаем о тех, которые жаждут имущества, почета и других временных благ, а о некоторых добрых людях, в которых есть много неупорядоченного своеволия, и жизнь которых протекает в повторении с утра до вечера: «Ах, если бы Бог дал мне то или это, если бы мне уделил такой благодати и такого откровения!» Или же: «Если бы я был подобен тому, если бы я был таким или иным!» Нет, не так! Нужно полностью положиться на Бога и со всей верностью только Его желать, Ему без остатка и верно во всем довериться и вместе с Христом повторять: «Отче, не так, как Я хочу, но так как Ты – fiat voluntas tua (Мф 26, 39.42) – говорить это не устами, а из глубины сердца, с сердечным благочестием и внутренним намерением. Ах, что бы это было за наслаждение, во всех страданиях, в любом оставлении, во всех обстоятельствах уметь полностью положиться на Бога, как это делал наш возлюбленный Господь. Он полагался на Него с такой полнотой, какой никогда не достигало творение. Он взывал так: «Боже мой, Боже мой, почему Ты меня оставил?» (Мф 27,46). Положился на Бога до конца, пока все не исполнилось. И тогда произнес: Consummatum est (Совершилось, (Ин 19, 30)). Точно так должны и мы полностью полагаться на Бога, в каждом страдании и оставлении.
Не думай, что страдание не должно причинять тебе боль. Если бы так было, где была бы заслуга? Если бы наш Господь Иисус Христос вложил палец в огонь, Он также ощутил боль. Поэтому в каждом страдании и жажде полагайся на Бога. Кто жаждет чего-либо внешнего, или жалуется на что-то, что находится в нем самом, тот еще этого не достиг – еще не положился на Бога. Некоему человеку было однажды открыто, каким образом он должен положиться на Бога. Он должен поступить как человек, который оказался в глубоком море, а имел бы под собой только плащ, и на милю вокруг не видел бы земли. Что он должен сделать? Не мог бы кричать, плыть, или бродить по воде; должен бы был положиться на Бога. Точно так пусть всегда поступает тот, кто действительно хочет быть человеком, уповающим на Бога. Поэтому говорю, что следует избавиться от желаний. Одно только имей: желай, чтобы благой Бог убрал с твоего пути все препятствия и соединил тебя непосредственно с тобой. Тогда исчезнут все грехи, а твоим уделом станет всяческое благо и блаженство.
В-четвертых, ты должен вознестись превыше всех образов. Мы не имеем тут ввиду тех, которые легкомысленно оставляют или носят в себе образ какого-либо творения*, кем бы они ни были, как бы ни назывались; для таковых далеко и чуждо то, о чем я хочу говорить. Есть люди, которые поступают совершенно иначе. Они добры, но имеют много идей и воображений. И от них человек должен освободиться, благодаря тому, что все это принесет Богу, Ему исповедует свои грехи и будет о них сожалеть. А если это не поможет, пусть и в этом положится на Бога и на Него уповает.
Бывают также и такие, которые имеют множество фантомов и сновидений; во сне они видят прекрасные вещи, будущие события, и даже святых и души**. Я не отвергаю подобную возможность, ибо и св. Иосифу являлся во сне ангел (Мф 1,20; 2,13.19), но я также не рекомендую чего-то такого, ибо источник этого может находиться в самой природе. Ведь и Боэций говорит: кто имеет дело с чистыми благами, таковые ему и снятся, а кто занимается глупостями, у того и сны глупые.
Встретить также можно людей имеющих множество видений и откровений. Так вот, даже если бы они на протяжении десяти лет были безукоризненны, ангел ложного света может проскользнуть в одного из них и с его помощью вводить в заблуждение и обманывать. В таких откровениях старайся во всем находить свидетельство Святого Писания. Обращайся к святому Евангелию и учению святой Церкви. Если подтвердишь, что с ними согласуется – все в порядке, если нет – пори их, если дорого тебе Боги твое вечное блаженство. Не держись их, не присматривайся к ним, отбрось их от себя! Таким вот образом возносись в себе самом превыше этого пути. Не полагайся духом ни на одном из видов откровений Бога или святых, соглашайся с волей Божией во всех делах: в благосостоянии и недостатках, в чем-то и ни в чем, в утешениях и оставлении, подражая милейшему примеру Христа. Он пусть всегда будет присутствовать в глубине твоего сердца и души, Его образ формируй в себе, в Него неустанно всматривайся; размышляй, как возвышенна и совершенна была Его жизнь, деяния и дух, как Он полагался на Бога, был прост, чист, смиренен, терпелив и полон всяческих добродетелей. На Него уповай, Его также во всех делах бери себе в товарищи. Когда ты ешь, представь, что Он сидит напротив тебя и ест вместе с тобой, а когда сидишь, Он сидит рядом и смотрит на тебя. Идешь куда-нибудь? – не ходи никуда сам, Его возьми себе в спутники; когда спишь, пусть это будет в Нем – и точно так в любом месте, при каждом обстоятельстве и с каждым человеком. Я знаю кое-кого, кто, желая совершенным способом уподобиться Христу и Его пути, ходил из одного места в другое, как человек, жаждущий получить отпущение, и размышлял над Христовыми деяниями. Св. Бернард советует начинающему, чтобы нашел для себя кого-то степенного и во всех своих действиях и оставлениях так думал: Хотел бы ты, осмелился бы ты сказать это или сделать, если бы это видел тот благой человек? Насколько же более следует отпечатывать в себе дражайший образ Христа, который пребывает в нас истинно и существенно, и ближе к нам, чем мы сами себе. Ибо в Нем всяческое утешение, благость и радость – plenum gratiae et veritatis – в Нем всяческая благодать и истина (Ин 1,14).
Твой внутренний человек пусть ни на секунду не теряет с очей эту действительность, пусть ежечасно старается познать её разумом, пусть внутри себя внимательно размышляет, что соединяет его с Богом. Так поступать обязаны те, кого Бог освободил из этого злого и ложного мира, которые не нуждаются в том, чтобы заботится, и думать о доме и детях, а только о том, как понравиться Богу и жить только для Него. Трудно советовать как следует поступать тем, кто должен заботиться о делах мира сего, ибо невозможно не запылиться в мельнице и не обжечься в огне. Должен я вам, однако сказать, что у людей, борющихся со многими невзгодами, случалось мне найти чистоту и совершенство столь огромное, что в сравнении с ними могли бы устыдиться люди посвященные Богу.
* Речь идет о грешных склонностях и привязанностях.
** Души, страдающие в чистилище.
Отправить комментарий